Конституционная реформа на Украине как замыливание глаз
Конституционная реформа на Украине как замыливание глаз
10 сентября 2015
2015-09-10
2017-04-20
34
Петр Маслюженко
Конституционная реформа на Украине как замыливание глаз
31 августа с.г., после того как украинец Гройсман, спикер Верховной Рады, несмотря на потасовки в зале, захваченный оппонентами стол президиума, гвалт и ор в «матюгальники», продавил голосование поправки к Конституции о децентрализации (265 голосов, в первом чтении), у стен парламента нацисты устроили «минимайдан». Боевики Тягныбока и «воины света» из тербатов Нацгвардии, снявшиеся с фронта, с камнями и дубинами нападали на милицию, и боец батальона «Сич» Игорь Гуменюк даже бросил в ряды правоохранителей боевую гранату. Последнее привело к гибели нескольких молодых милиционеров (подчеркнем, с русскими фамилиями, призванных в Херсонщине) и ранению чуть ли не полутора сотен участников столкновений с обеих сторон, преимущественно правоохранителей.
.
Странно, что даже ничего никому не дающие «изменения» вызвали столь агрессивную реакцию со стороны правых радикалов. Порошенко же внятно недавно заявлял, что конституционная реформа позволит «избежать парада суверенитетов на Украине», и по этой причине в Конституции не будет особого статуса Донбасса и Киева. Как он объяснил представителям территориальных общин, речь идет о режиме местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
.
При этом Порошенко пообещал, что в новой версии Конституции не будет и особого статуса отдельных городов. «В настоящее время такие привилегии основной закон предоставляет Киеву и Севастополю». По его словам, отдельные регионы попытались воспользоваться положением об особом статусе городов. В частности, с подобной просьбой к президенту обратились депутаты областной рады Запорожской области. «Далее пойдет парад суверенитетов. Мои изменения в Конституцию эту статью изымают, и права на статус не будет», — сказал Порошенко.
.
Также он раскритиковал тех, кто предлагает отделить «некоторые украинские земли» и жить без них. «Я это не принимаю и никогда не приму. Я избран народом для того, чтобы беречь целостность Украины, и буду делать все от меня зависящее, чтобы вернуть эти земли Украине», — заявил человек, занимающий президентское кресло.
.
Напомним, что особый статус самоуправления в Донбассе — один из ключевых пунктов Минского соглашения, на выполнении которого настаивают власти Донецкой и Луганской народных республик.
Президент России В. Путин уже дал оценку голосованию 31 августа в ВР как никоим образом не приближающему ситуацию к реализации договоренностей «Минск-2». И перечислил пункты минского соглашения, которые украинская сторона не выполняет.
.
* * *
.
«Минск-2» прямо говорит о проведении на Украине конституционной реформы, основным содержанием которой должна стать административная «децентрализация». Уже в марте Порошенко создал Конституционную комиссию, потом публиковались предполагаемые поправки. Спикер Верховной рады Украины Гройсман на своей странице в Фэйсбуке публиковал «четыре принципа», на которых должна базироваться конституционная реформа. Прежде всего, это трехуровневая система местного самоуправления с четким разграничением полномочий и исполнительными органами на каждом уровне, а также субсидиарность и финансовая самодостаточность местных властей. Кроме того, базовой единицей местного самоуправления с максимумом полномочий должны стать общины (села, города или их объединения), а передача полномочий органам местного самоуправления должна быть сбалансирована системой контроля со стороны избирателей и государства.
.
На словах — почти красиво. Тема — перезревшая, о необходимости федеративного устройства Украины как условии выживания страны говорилось еще в начале 1990-х, причем лидером Руха В. Черноволом, обоснованно утверждавшим, что столь конгломеративное псевдогосударственное образование как пост-УССР сможет выжить лишь при значительной самостоятельности регионов — в экономической, организационной, языковой, культурной сферах. Общественное мнение устойчиво считает, что именно за это пана Черновола и убили в 1999-м, хотя официальная версия говорит о случайном ДТП. Позже, уже в 2007-м, был убит федералист с противоположного, антиоранжевого крыла, экс-губернатор Харьковщины Е. Кушнарев, самый яркий и перспективный выразитель интересов граждан Юго-Востока Украины за всю историю «незалэжности».
.
Административно-территориальная реформа (читай — видимость ее), о которой неоднократно заявляли в Киеве на протяжении последних 10 лет, похоже, полуистерически рванулась к некоему завершающему этапу.
.
Аналитики подмечают, что в минских документах децентрализация не конкретизирована, и это дало киевскому режиму «оперативный простор для манипуляций». Тем не менее, п. 11 февральского «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» гласит: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 г. новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».
.
В соответствии с Конституцией и законами Украины поправки в Конституцию или новая Конституция принимаются в два этапа. Сначала принимается простым большинством в Верховной Раде текст Конституции или поправок (что, условно говоря, и сделано 31 августа). Затем этот текст отправляется в Конституционный суд на экспертную оценку. Теперь появилось новое требование — эти предложения необходимо отправлять в Венецианскую комиссию (уже «одобрено»!). И только после этого, уже на следующей сессии (когда?), Верховная Рада сможет принять двумя третями — 301 голосом народных депутатов — новый текст Конституции или же внести поправки в Конституцию.
.
* * *
.
Общественностью, в частности, Харькова, было проведено, насколько это возможно в тоталитарных условиях неонацистской хунты, несколько заседаний круглых столов — в надежде выяснить, что же предлагает народу административная реформа в части местного самоуправления.
.
Подробно комментирует ситуацию известный общественный деятель, недавний глава Харьковской областной организации коммунистов (Компартия Украины запрещена хунтой — принятым нацистской Верховной Радой законом), народный депутат Украины III–VI созывов Алла Александровская, инициатор создания Общественного совета Слобожанщины для широкого обсуждения конституционной реформы.
.
Правительством Яценюка утверждена Концепция реформирования местного самоуправления, Верховной Радой Украины в июне прошлого года принят закон о сотрудничестве громад (общин, в данном случае территориальных — Авт.), а в мае этого — о добровольном объединении громад. Определены сроки принятия необходимых решений областными советами и областными администрациями (июнь 2015 г.), а также конечные сроки принятия решения о конфигурации местных органов власти на уровне правительства (июнь — первая половина июля 2015 г.).
.
Понятно, что реформы по децентрализации и установлении системы органов власти на Украине — местных и центральных — существенным образом скажутся на жизни каждого гражданина. Ведь изменение системы органов местного самоуправления планируется провести по пути укрупнения административных территорий и сокращения количества местных органов власти. Впредь не будет такого, как сейчас, количества сельских и поселковых советов. Они должны быть объединены в более крупные (территориально и по числу жителей) громады. Планируется даже объединение районов.
.
Таким образом, органы власти территориально удаляются от жителей. Ведь по логике авторов реформы, громады должны будут сами себя финансово обеспечить, а это неизбежно приведет к сокращению управленческой системы — не будет средств на содержание чиновников.
.
Неизбежно будет сокращаться сеть учреждений здравоохранения и образования, — убеждена А. Александровская. — Предлагается сократить в области численность учителей и врачей. Сегодня образование и медицинское обслуживание, лечение — доступны ли людям? Территориально, может быть — да, хотя уже не везде, потому что уже закрыты многие больницы в крупных поселках, остались только в райцентрах. В Змиевском районе Харьковской области в крупном поселке «реформировали» больницу со стационаром в лечебное учреждение без специалистов и с дневным стационаром. А специалисты и стационар – в районном центре, за 25 км от этого поселка. Лучше людям стало или хуже?
.
Хотя планируется субсидирование новых, укрупненных центров власти за счет госбюджета, но фраза «Коштів нема!», то и дело звучит из уст Яценюка: премьер-министр постоянно расписывается в собственной неспособности добиться позитивних перемен в экономике. Более того, недавно он не постеснялся обратиться чуть ли не ко всему мировому сообществу с требованием денег.
.
Проведение в этих условиях административной реформы может привести к полной деградации регионов, подчёркивала А. Александровская в беседе с обозревателем «Свободной прессы» А. Дмитриевым. — Разумеется, было бы весьма важно, чтобы о готовящихся решениях знали жители сельских и поселковых советов, интересы которых будут затронуты более всего. Эти вопросы должны открыто обсуждаться депутатами местных советов — ведь они представляют интересы своих земляков. Однако ничего этого нет на практике.
.
Специалисты насчитывают около двух тысяч управленческих функций. Надо определить, какие из них останутся в центре, какие передаются регионам, какие реализуются на нижнем звене управления. Но публичная дискуссия на эту тему не ведется. Не создано никаких предпосылок для публичного обсуждения, и участие территориальных громад в этой дискуссии сводится к формальному «одобрямсу».
.
Если же ознакомиться с «Методикой формирования действенных территориальных общин» (утверждена в апреле этого года!), то сразу возникает множество вопросов о полномочиях местных органов власти, об источниках финансирования для обеспечения работы всей бюджетной системы. Может оказаться так, что у громады денег не будет хватать не только на содержание больницы, но и на амбулаторию. Но на помощь из центра после админреформы рассчитывать не придется. Ведь самостоятельность регионам предлагают в условиях, корда экономику Украины «реформаторы» уже угробили, когда страна находится на грани банкротства.
.
Если бы самостоятельность предлагалась не только в сборе и расходовании средств, но и вопросах зарабатывания средств! Если бы регионам представлялась самая широкая самостоятельность в определении источников финансирования, организации экономической деятельности в регионе, поиске партнеров и сфер деятельности! Народ Украины умеет работать и зарабатывать. Нужно только ему дать такую возможность, и не мешать.
.
Понятно, что речь, скажем, для Харьковской области идет о возможности сотрудничать с Таможенным союзом, с Россией, в которые на момент нацистского госпереворота было интегрировано почти 40 процентов экономики Харьковщины, и это больше, чем в любой другой области Украины. Но сегодня абсолютно понятно, что хунта возможности такого сотрудничества и самостоятельности не даст ни харьковчанам, ни одесситам, ни любой другой области Новороссии, ни приграничным Сумщине или Черниговщине.
.
* * *
.
По мнению руководителя Харьковского регионального офиса по вопросам внедрения реформы Д. Бариновой необходимо сформировать самодостаточные территориальные громады, улучшить качество услуги для населения и приблизить к ним административный центр. Такова общая доктрина реформирования местного самоуправления. «Но область большая, есть отдаленные населенные пункты и есть проблема с развитием инфраструктуры в предполагаемых центрах», — говорит Д. Баринова. И объясняет: центры создаются вокруг городов областного или районного значения, они и станут «местными столицами». В районе может быть несколько общин и центров. Интересы отдельно взятой громады будет представлять староста, который «будет получать заработную плату, он будет избираться и будет представлять свою громаду в той раде, которая объединит все громады».
.
Некоторые районы Харьковской области даже представили свои варианты объединений. В частности, в одну громаду решил объединиться Зачепиловский район, также в одну Коломакский (в районе — всего 7 000 жителей). Но есть районы, где предполагается и более двух-трех объединений. Рассматривалось до 80 вариантов объединения громад. Однако следует помнить, что в Харьковской области сегодня более 400 сельских и поселковых советов, 27 райсоветов и 17 горсоветов. Планируется создать 80 объединений громад городов и поселков на самом нижнем уровне и оставить всего лишь 4 объединения громад на уровне нынешних районов (тогда как сегодня их 27!)
.
Трудно представить себе эту новую систему управления. В любом случае, действительно, власть станет еще менее доступна людям, со всеми последствиями. Теперь за простейшей справкой нужно будет не в сельсовет идти, а ехать за много десятков километров.
.
* * *
.
Общественность утверждает: децентрализация предполагает, в том числе, и передачу неких финансовых полномочий регионам, однако местным советам не предполагается увеличение финансовых полномочий, а наоборот, в результате действий правительства, у местных советов в распоряжении станет меньше средств. И когда исполнительная власть рапортует об увеличении числа бездефицитных бюджетов местных органов власти, это вовсе не означает, что на территории соответствующих громад решаются все социальные проблемы. Это может означать только одно: финансируются те расходы, на которые хватает средств. А центральная власть не дает местным бюджетам субвенций в необходимом размере.
.
Фактически, центральная власть ищет способы сэкономить на регионах, «делегировав» им бюджетные проблемы государства. Ну и забалтывает тему реальной децентрализации.
.
Некоторые аналитики не без оснований считают, что Порошенко выстраивает административную (а с ней и инвестиционную) вертикаль под себя — чтобы контролировать и финансовую систему государства, через Центробанк, глава которого является креатурой «укроголовкондитера», то есть Порошенки.
.
Кстати, «Минск-2» внятно требует от Киева, подписавшего эти соглашения, освобождение от наказания, преследования и дискриминации участников донбасских событий; право на языковое самоопределение; государственной поддержки социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей; «создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и т. д.
.
Однако мартовские изменения, внесенные Верховной радой в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», превратили, как считают наблюдатели, конечный документ в фикцию, усугубив его противоречия с положениями Минских соглашений.
.
Потому форсированный вброс хунты об административно-территориальных изменениях, а также реализация «особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» можно расценивать лишь как тактический, отвлекающий маневр, замыливание глаз.
.
Нигде не говорится о гуманитарной составляющей децентрализации, а ведь «проблема» Донбасса, а также ряда «горячих» регионов — именно в уничтожении их русскости в пользу украинизации.
.
Киев изменил кое-какие формулировки переходных положений в Конституции, но, по сути, не сдал ни на йоту свою позицию, оставив взгляд на Донбасс как на территорию, временно оккупированную «российским агрессором».
.
Сценарий децентрализации, когда у восточных регионов появится возможность прямых экономических связей с Россией, при которых предприятия сохранят прежний вектор и будут действовать по регламентам Евразийского союза — лишь теоретический. Киев на этот вариант никогда не пойдет, поскольку он для центральной власти смертелен.
31 августа с.г., после того как украинец Гройсман, спикер Верховной Рады, несмотря на потасовки в зале, захваченный оппонентами стол президиума, гвалт и ор в «матюгальники», продавил голосование поправки к Конституции о децентрализации (265 голосов, в первом чтении), у стен парламента нацисты устроили «минимайдан». Боевики Тягныбока и «воины света» из тербатов Нацгвардии, снявшиеся с фронта, с камнями и дубинами нападали на милицию, и боец батальона «Сич» Игорь Гуменюк даже бросил в ряды правоохранителей боевую гранату. Последнее привело к гибели нескольких молодых милиционеров (подчеркнем, с русскими фамилиями, призванных в Херсонщине) и ранению чуть ли не полутора сотен участников столкновений с обеих сторон, преимущественно правоохранителей.
.
Странно, что даже ничего никому не дающие «изменения» вызвали столь агрессивную реакцию со стороны правых радикалов. Порошенко же внятно недавно заявлял, что конституционная реформа позволит «избежать парада суверенитетов на Украине», и по этой причине в Конституции не будет особого статуса Донбасса и Киева. Как он объяснил представителям территориальных общин, речь идет о режиме местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
.
При этом Порошенко пообещал, что в новой версии Конституции не будет и особого статуса отдельных городов. «В настоящее время такие привилегии основной закон предоставляет Киеву и Севастополю». По его словам, отдельные регионы попытались воспользоваться положением об особом статусе городов. В частности, с подобной просьбой к президенту обратились депутаты областной рады Запорожской области. «Далее пойдет парад суверенитетов. Мои изменения в Конституцию эту статью изымают, и права на статус не будет», — сказал Порошенко.
.
Также он раскритиковал тех, кто предлагает отделить «некоторые украинские земли» и жить без них. «Я это не принимаю и никогда не приму. Я избран народом для того, чтобы беречь целостность Украины, и буду делать все от меня зависящее, чтобы вернуть эти земли Украине», — заявил человек, занимающий президентское кресло.
.
Напомним, что особый статус самоуправления в Донбассе — один из ключевых пунктов Минского соглашения, на выполнении которого настаивают власти Донецкой и Луганской народных республик.
Президент России В. Путин уже дал оценку голосованию 31 августа в ВР как никоим образом не приближающему ситуацию к реализации договоренностей «Минск-2». И перечислил пункты минского соглашения, которые украинская сторона не выполняет.
.
* * *
.
«Минск-2» прямо говорит о проведении на Украине конституционной реформы, основным содержанием которой должна стать административная «децентрализация». Уже в марте Порошенко создал Конституционную комиссию, потом публиковались предполагаемые поправки. Спикер Верховной рады Украины Гройсман на своей странице в Фэйсбуке публиковал «четыре принципа», на которых должна базироваться конституционная реформа. Прежде всего, это трехуровневая система местного самоуправления с четким разграничением полномочий и исполнительными органами на каждом уровне, а также субсидиарность и финансовая самодостаточность местных властей. Кроме того, базовой единицей местного самоуправления с максимумом полномочий должны стать общины (села, города или их объединения), а передача полномочий органам местного самоуправления должна быть сбалансирована системой контроля со стороны избирателей и государства.
.
На словах — почти красиво. Тема — перезревшая, о необходимости федеративного устройства Украины как условии выживания страны говорилось еще в начале 1990-х, причем лидером Руха В. Черноволом, обоснованно утверждавшим, что столь конгломеративное псевдогосударственное образование как пост-УССР сможет выжить лишь при значительной самостоятельности регионов — в экономической, организационной, языковой, культурной сферах. Общественное мнение устойчиво считает, что именно за это пана Черновола и убили в 1999-м, хотя официальная версия говорит о случайном ДТП. Позже, уже в 2007-м, был убит федералист с противоположного, антиоранжевого крыла, экс-губернатор Харьковщины Е. Кушнарев, самый яркий и перспективный выразитель интересов граждан Юго-Востока Украины за всю историю «незалэжности».
.
Административно-территориальная реформа (читай — видимость ее), о которой неоднократно заявляли в Киеве на протяжении последних 10 лет, похоже, полуистерически рванулась к некоему завершающему этапу.
.
Аналитики подмечают, что в минских документах децентрализация не конкретизирована, и это дало киевскому режиму «оперативный простор для манипуляций». Тем не менее, п. 11 февральского «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» гласит: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 г. новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».
.
В соответствии с Конституцией и законами Украины поправки в Конституцию или новая Конституция принимаются в два этапа. Сначала принимается простым большинством в Верховной Раде текст Конституции или поправок (что, условно говоря, и сделано 31 августа). Затем этот текст отправляется в Конституционный суд на экспертную оценку. Теперь появилось новое требование — эти предложения необходимо отправлять в Венецианскую комиссию (уже «одобрено»!). И только после этого, уже на следующей сессии (когда?), Верховная Рада сможет принять двумя третями — 301 голосом народных депутатов — новый текст Конституции или же внести поправки в Конституцию.
.
* * *
.
Общественностью, в частности, Харькова, было проведено, насколько это возможно в тоталитарных условиях неонацистской хунты, несколько заседаний круглых столов — в надежде выяснить, что же предлагает народу административная реформа в части местного самоуправления.
.
Подробно комментирует ситуацию известный общественный деятель, недавний глава Харьковской областной организации коммунистов (Компартия Украины запрещена хунтой — принятым нацистской Верховной Радой законом), народный депутат Украины III–VI созывов Алла Александровская, инициатор создания Общественного совета Слобожанщины для широкого обсуждения конституционной реформы.
.
Правительством Яценюка утверждена Концепция реформирования местного самоуправления, Верховной Радой Украины в июне прошлого года принят закон о сотрудничестве громад (общин, в данном случае территориальных — Авт.), а в мае этого — о добровольном объединении громад. Определены сроки принятия необходимых решений областными советами и областными администрациями (июнь 2015 г.), а также конечные сроки принятия решения о конфигурации местных органов власти на уровне правительства (июнь — первая половина июля 2015 г.).
.
Понятно, что реформы по децентрализации и установлении системы органов власти на Украине — местных и центральных — существенным образом скажутся на жизни каждого гражданина. Ведь изменение системы органов местного самоуправления планируется провести по пути укрупнения административных территорий и сокращения количества местных органов власти. Впредь не будет такого, как сейчас, количества сельских и поселковых советов. Они должны быть объединены в более крупные (территориально и по числу жителей) громады. Планируется даже объединение районов.
.
Таким образом, органы власти территориально удаляются от жителей. Ведь по логике авторов реформы, громады должны будут сами себя финансово обеспечить, а это неизбежно приведет к сокращению управленческой системы — не будет средств на содержание чиновников.
.
Неизбежно будет сокращаться сеть учреждений здравоохранения и образования, — убеждена А. Александровская. — Предлагается сократить в области численность учителей и врачей. Сегодня образование и медицинское обслуживание, лечение — доступны ли людям? Территориально, может быть — да, хотя уже не везде, потому что уже закрыты многие больницы в крупных поселках, остались только в райцентрах. В Змиевском районе Харьковской области в крупном поселке «реформировали» больницу со стационаром в лечебное учреждение без специалистов и с дневным стационаром. А специалисты и стационар – в районном центре, за 25 км от этого поселка. Лучше людям стало или хуже?
.
Хотя планируется субсидирование новых, укрупненных центров власти за счет госбюджета, но фраза «Коштів нема!», то и дело звучит из уст Яценюка: премьер-министр постоянно расписывается в собственной неспособности добиться позитивних перемен в экономике. Более того, недавно он не постеснялся обратиться чуть ли не ко всему мировому сообществу с требованием денег.
.
Проведение в этих условиях административной реформы может привести к полной деградации регионов, подчёркивала А. Александровская в беседе с обозревателем «Свободной прессы» А. Дмитриевым. — Разумеется, было бы весьма важно, чтобы о готовящихся решениях знали жители сельских и поселковых советов, интересы которых будут затронуты более всего. Эти вопросы должны открыто обсуждаться депутатами местных советов — ведь они представляют интересы своих земляков. Однако ничего этого нет на практике.
.
Специалисты насчитывают около двух тысяч управленческих функций. Надо определить, какие из них останутся в центре, какие передаются регионам, какие реализуются на нижнем звене управления. Но публичная дискуссия на эту тему не ведется. Не создано никаких предпосылок для публичного обсуждения, и участие территориальных громад в этой дискуссии сводится к формальному «одобрямсу».
.
Если же ознакомиться с «Методикой формирования действенных территориальных общин» (утверждена в апреле этого года!), то сразу возникает множество вопросов о полномочиях местных органов власти, об источниках финансирования для обеспечения работы всей бюджетной системы. Может оказаться так, что у громады денег не будет хватать не только на содержание больницы, но и на амбулаторию. Но на помощь из центра после админреформы рассчитывать не придется. Ведь самостоятельность регионам предлагают в условиях, корда экономику Украины «реформаторы» уже угробили, когда страна находится на грани банкротства.
.
Если бы самостоятельность предлагалась не только в сборе и расходовании средств, но и вопросах зарабатывания средств! Если бы регионам представлялась самая широкая самостоятельность в определении источников финансирования, организации экономической деятельности в регионе, поиске партнеров и сфер деятельности! Народ Украины умеет работать и зарабатывать. Нужно только ему дать такую возможность, и не мешать.
.
Понятно, что речь, скажем, для Харьковской области идет о возможности сотрудничать с Таможенным союзом, с Россией, в которые на момент нацистского госпереворота было интегрировано почти 40 процентов экономики Харьковщины, и это больше, чем в любой другой области Украины. Но сегодня абсолютно понятно, что хунта возможности такого сотрудничества и самостоятельности не даст ни харьковчанам, ни одесситам, ни любой другой области Новороссии, ни приграничным Сумщине или Черниговщине.
.
* * *
.
По мнению руководителя Харьковского регионального офиса по вопросам внедрения реформы Д. Бариновой необходимо сформировать самодостаточные территориальные громады, улучшить качество услуги для населения и приблизить к ним административный центр. Такова общая доктрина реформирования местного самоуправления. «Но область большая, есть отдаленные населенные пункты и есть проблема с развитием инфраструктуры в предполагаемых центрах», — говорит Д. Баринова. И объясняет: центры создаются вокруг городов областного или районного значения, они и станут «местными столицами». В районе может быть несколько общин и центров. Интересы отдельно взятой громады будет представлять староста, который «будет получать заработную плату, он будет избираться и будет представлять свою громаду в той раде, которая объединит все громады».
.
Некоторые районы Харьковской области даже представили свои варианты объединений. В частности, в одну громаду решил объединиться Зачепиловский район, также в одну Коломакский (в районе — всего 7 000 жителей). Но есть районы, где предполагается и более двух-трех объединений. Рассматривалось до 80 вариантов объединения громад. Однако следует помнить, что в Харьковской области сегодня более 400 сельских и поселковых советов, 27 райсоветов и 17 горсоветов. Планируется создать 80 объединений громад городов и поселков на самом нижнем уровне и оставить всего лишь 4 объединения громад на уровне нынешних районов (тогда как сегодня их 27!)
.
Трудно представить себе эту новую систему управления. В любом случае, действительно, власть станет еще менее доступна людям, со всеми последствиями. Теперь за простейшей справкой нужно будет не в сельсовет идти, а ехать за много десятков километров.
.
* * *
.
Общественность утверждает: децентрализация предполагает, в том числе, и передачу неких финансовых полномочий регионам, однако местным советам не предполагается увеличение финансовых полномочий, а наоборот, в результате действий правительства, у местных советов в распоряжении станет меньше средств. И когда исполнительная власть рапортует об увеличении числа бездефицитных бюджетов местных органов власти, это вовсе не означает, что на территории соответствующих громад решаются все социальные проблемы. Это может означать только одно: финансируются те расходы, на которые хватает средств. А центральная власть не дает местным бюджетам субвенций в необходимом размере.
.
Фактически, центральная власть ищет способы сэкономить на регионах, «делегировав» им бюджетные проблемы государства. Ну и забалтывает тему реальной децентрализации.
.
Некоторые аналитики не без оснований считают, что Порошенко выстраивает административную (а с ней и инвестиционную) вертикаль под себя — чтобы контролировать и финансовую систему государства, через Центробанк, глава которого является креатурой «укроголовкондитера», то есть Порошенки.
.
Кстати, «Минск-2» внятно требует от Киева, подписавшего эти соглашения, освобождение от наказания, преследования и дискриминации участников донбасских событий; право на языковое самоопределение; государственной поддержки социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей; «создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и т. д.
.
Однако мартовские изменения, внесенные Верховной радой в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», превратили, как считают наблюдатели, конечный документ в фикцию, усугубив его противоречия с положениями Минских соглашений.
.
Потому форсированный вброс хунты об административно-территориальных изменениях, а также реализация «особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» можно расценивать лишь как тактический, отвлекающий маневр, замыливание глаз.
.
Нигде не говорится о гуманитарной составляющей децентрализации, а ведь «проблема» Донбасса, а также ряда «горячих» регионов — именно в уничтожении их русскости в пользу украинизации.
.
Киев изменил кое-какие формулировки переходных положений в Конституции, но, по сути, не сдал ни на йоту свою позицию, оставив взгляд на Донбасс как на территорию, временно оккупированную «российским агрессором».
.
Сценарий децентрализации, когда у восточных регионов появится возможность прямых экономических связей с Россией, при которых предприятия сохранят прежний вектор и будут действовать по регламентам Евразийского союза — лишь теоретический. Киев на этот вариант никогда не пойдет, поскольку он для центральной власти смертелен.