Об инфантильности и мужественности

Об инфантильности и мужественности
Владислав Скворцов
Смотрю по телевизору очередной рекламный ролик: здоровый детина, прижав к груди бутылочку с каким-то фруктовым йогуртом, скачет и радуется, аки дитя малое. Если бы не высокий рост и щетина, по поведению его можно было бы спутать с маленьким ребёнком. Он получил заветное, сладенькое, вкусненькое! Радости нет предела.
Другая реклама. Достаточно взрослый подросток, купив последнюю версию мобильного телефона, бегает с ним по городу, как ясельный ребёнок с погремушкой, и тычет его под нос всем своим друзьям.
Так реклама навязывает нам образ великовозрастного дурня. Глядя на таких персонажей, уже не верится, что были в русской истории герои, которые в 16 лет уходили добровольцами на фронт, а в 18 командовали ротами. Как пел артист из команды КВН «Уральские пельмени»: «Иван Грозный в 32 взял Казань и Киев, а мне всего лишь 36, я взял в прокате DVD».
Реклама сопровождает нас, и наших детей сегодня повсюду. Реклама между выпусками новостей, реклама перед, во время и после  мультфильмов, концертов и т.д. Скажите, если ребёнка с детства будут сопровождать образы, подобные описанным выше «мужчинкам» с йогуртом и телефоном, этот ребёнок научится психологически различать детство от зрелого возраста?; понимать разницу между детским «хочу» и такими понятиями, как «ответственность», «долг» и т.д.?
Вопрос более чем актуален, потому что не только реклама вдалбливает нам в подсознание ущербную психологию. Мода старается не меньше.
Вот пожилая женщина в розовых шортиках изображает из себя юную девицу. Своих внуков она просит называть её просто по имени, и запрещает говорить ей «бабушка». А вон идёт тридцатилетний мужчина: по повадкам и одежде видно, что он очень боится своего возраста, и хочет ещё побыть «юным мальчиком».
Разве плохо, что люди стараются сохранить свою молодость?  – спросит читатель. Плохо, если желание оставаться молодым настолько искажает психику человека, что его нелепое поведение привлекает внимание окружающих; если он пытается быть тем, кем он уже не есть.
Зрелый возраст во всех культурах и религиях ассоциируется с мудростью, зелёная юность – с извинительной глупостью (по пословице «Кто не был молод, тот не был глуп»). Мудрость подразумевает ещё и ответственность, а глупости все проступки простительны. Чрезмерное желание остановить время, и поиграть в юнца – признак того, что такой «юнец» психически инфантилен, и боится взрослой жизни и приходящей с ней ответственности за себя, за семью, за страну.
У вайнахов есть такое понятие – «яхь». «Яхь» - это дух соперничества, стремление быть всегда первым во всём (в силу возможностей). Если о мужчине скажут, что у него нет «яхь» - это равнозначно, что его не считают мужчиной. Значит, он вял, боязлив и безынициативен. В общем, размазня.
Свой «яхь» вайнахи проявляют друг перед другом, что превращается у них в негласные состязания в мужественности. Почему один чеченец в не чеченском коллективе – это друг, а два или три – уже источник конфликтов с окружающими? Потому что, когда рядом с вайнахом нет его земляков, ему не надо демонстрировать свой «яхь». Но как только рядом появляются соплеменники, чувство «яхь» заставляет чеченца быть «сильнее, выше, быстрее».
К месту эти чрезмерные проявления «яхь», или нет, не об этом сейчас речь. А о том, что «яхь» - эффективный социально-психологический инструмент культивирования смелости и целеустремлённости в мужском коллективе. Чувство «яхь» родители стараются прививать мальчикам с детства.
А теперь посмотрите на наши школы. Педколлектив, в большинстве своём, состоит из женщин, и это отражается на воспитательном процессе. Мальчиков стараются превратить по стилю поведения в девочек. Даётся установка: сиди смирно, не озорничай, не дерись. В общем, только если ты внешне будешь себя вести, как девочка (ходить покорно под стеночкой, и не досаждать учительнице своими мальчишескими дерзостями), ты получишь по поведению «пять».
В случае школьной драки для учителя виноват всегда победитель, и неважно, он  зачинщик ссоры, или не он. Т.е. чтобы получить от учительницы похвалу и добиться её сочувствия, в драке надо проиграть. Тебе не грозит встряска только в том случае, если ты будешь слаб и немощен.
Однажды мне пришлось наблюдать это на практике: развитой и крепкий школьник, завидев учительницу, намеренно начал поддаваться своему более худосочному сопернику, и изображать слабака: безропотно получал удары, не отвечая на них.
Сравните это с «яхь». Способствует такая установка воспитанию смелости и мужественности? Скорей, наоборот: её искоренению. А потом мы удивляемся, почему на улице все отворачиваются, когда хулиганы обижают прохожего. Потому и отворачиваются, что их с детства приучили: драться – нехорошо, будешь сильным – будешь виноват.
Но драться – это  не хорошо только в том случае, если ты обижаешь слабого и беззащитного. Если ты нашёл в себе смелость дать отпор зарвавшемуся хулигану, это меняет дело.
К сожалению, наш уголовный кодекс тоже ориентирован на того, кто слабее. Без учёта моральной стороны дела. Вы разбили гражданину нос? Пройдёмте-ка  в участок! И не важно, что ещё минуту назад обладатель разбитого носа нагло приставал к женщинам, и оскорблял прохожих. Кто первым успел написать заявление в полицию, тот и прав. Не хулиган, а вы будете плохим для полиции.
Многие забывают, что слова муж, мужчина и мужественность – однокоренные.
Смотрю по телевизору очередной рекламный ролик: здоровый детина, прижав к груди бутылочку с каким-то фруктовым йогуртом, скачет и радуется, аки дитя малое. Если бы не высокий рост и щетина, по поведению его можно было бы спутать с маленьким ребёнком. Он получил заветное, сладенькое, вкусненькое! Радости нет предела.
Другая реклама. Достаточно взрослый подросток, купив последнюю версию мобильного телефона, бегает с ним по городу, как ясельный ребёнок с погремушкой, и тычет его под нос всем своим друзьям.
.
Так реклама навязывает нам образ великовозрастного дурня. Глядя на таких персонажей, уже не верится, что были в русской истории герои, которые в 16 лет уходили добровольцами на фронт, а в 18 командовали ротами. Как пел артист из команды КВН «Уральские пельмени»: «Иван Грозный в 32 взял Казань и Киев, а мне всего лишь 36, я взял в прокате DVD».
.
Реклама сопровождает нас, и наших детей сегодня повсюду. Реклама между выпусками новостей, реклама перед, во время и после  мультфильмов, концертов и т.д. Скажите, если ребёнка с детства будут сопровождать образы, подобные описанным выше «мужчинкам» с йогуртом и телефоном, этот ребёнок научится психологически различать детство от зрелого возраста?; понимать разницу между детским «хочу» и такими понятиями, как «ответственность», «долг» и т.д.?
.
Вопрос более чем актуален, потому что не только реклама вдалбливает нам в подсознание ущербную психологию. Мода старается не меньше.
Вот пожилая женщина в розовых шортиках изображает из себя юную девицу. Своих внуков она просит называть её просто по имени, и запрещает говорить ей «бабушка». А вон идёт тридцатилетний мужчина: по повадкам и одежде видно, что он очень боится своего возраста, и хочет ещё побыть «юным мальчиком».
.
Разве плохо, что люди стараются сохранить свою молодость?  – спросит читатель. Плохо, если желание оставаться молодым настолько искажает психику человека, что его нелепое поведение привлекает внимание окружающих; если он пытается быть тем, кем он уже не есть.
.
Зрелый возраст во всех культурах и религиях ассоциируется с мудростью, зелёная юность – с извинительной глупостью (по пословице «Кто не был молод, тот не был глуп»). Мудрость подразумевает ещё и ответственность, а глупости все проступки простительны. Чрезмерное желание остановить время, и поиграть в юнца – признак того, что такой «юнец» психически инфантилен, и боится взрослой жизни и приходящей с ней ответственности за себя, за семью, за страну.
.
У вайнахов есть такое понятие – «яхь». «Яхь» - это дух соперничества, стремление быть всегда первым во всём (в силу возможностей). Если о мужчине скажут, что у него нет «яхь» - это равнозначно, что его не считают мужчиной. Значит, он вял, боязлив и безынициативен. В общем, размазня.
.
Свой «яхь» вайнахи проявляют друг перед другом, что превращается у них в негласные состязания в мужественности. Почему один чеченец в не чеченском коллективе – это друг, а два или три – уже источник конфликтов с окружающими? Потому что, когда рядом с вайнахом нет его земляков, ему не надо демонстрировать свой «яхь». Но как только рядом появляются соплеменники, чувство «яхь» заставляет чеченца быть «сильнее, выше, быстрее».
.
К месту эти чрезмерные проявления «яхь», или нет, не об этом сейчас речь. А о том, что «яхь» - эффективный социально-психологический инструмент культивирования смелости и целеустремлённости в мужском коллективе. Чувство «яхь» родители стараются прививать мальчикам с детства.
.
А теперь посмотрите на наши школы. Педколлектив, в большинстве своём, состоит из женщин, и это отражается на воспитательном процессе. Мальчиков стараются превратить по стилю поведения в девочек. Даётся установка: сиди смирно, не озорничай, не дерись. В общем, только если ты внешне будешь себя вести, как девочка (ходить покорно под стеночкой, и не досаждать учительнице своими мальчишескими дерзостями), ты получишь по поведению «пять».
.
В случае школьной драки для учителя виноват всегда победитель, и неважно, он  зачинщик ссоры, или не он. Т.е. чтобы получить от учительницы похвалу и добиться её сочувствия, в драке надо проиграть. Тебе не грозит встряска только в том случае, если ты будешь слаб и немощен.
.
Однажды мне пришлось наблюдать это на практике: развитой и крепкий школьник, завидев учительницу, намеренно начал поддаваться своему более худосочному сопернику, и изображать слабака: безропотно получал удары, не отвечая на них.
.
Сравните это с «яхь». Способствует такая установка воспитанию смелости и мужественности? Скорей, наоборот: её искоренению. А потом мы удивляемся, почему на улице все отворачиваются, когда хулиганы обижают прохожего. Потому и отворачиваются, что их с детства приучили: драться – нехорошо, будешь сильным – будешь виноват.
Но драться – это  не хорошо только в том случае, если ты обижаешь слабого и беззащитного. Если ты нашёл в себе смелость дать отпор зарвавшемуся хулигану, это меняет дело.
.
К сожалению, наш уголовный кодекс тоже ориентирован на того, кто слабее. Без учёта моральной стороны дела. Вы разбили гражданину нос? Пройдёмте-ка  в участок! И не важно, что ещё минуту назад обладатель разбитого носа нагло приставал к женщинам, и оскорблял прохожих. Кто первым успел написать заявление в полицию, тот и прав. Не хулиган, а вы будете плохим для полиции.
.
Многие забывают, что слова муж, мужчина и мужественность – однокоренные.
5
1
Средняя оценка: 2.70492
Проголосовало: 61