Киновзгляд
Киновзгляд
Ледокол
Ледокол
.
Недели три собиралась сходить посмотреть "Ледокол" режиссера Николая Хомерики, но все не складывалось, и вот уже на излете проката наконец выбралась в кинотеатр. И очень этому рада. Потому что сказочка эта мне понравилась.
Сказочка, конечно, сказочка. Придираться к которой можно было бы бесконечно. К неправдоподобности, к тому, что отдает сериальностью, к каким-то ободранным, недоигранным сюжетам и т.д. Но по большому счету, все это ерунда. Ведь "Ледокол" не научно-популярный фильм. И "Михаил Громов" к "Михаилу Сомову" (ледоколу-прообразу, действительно стоявшему на рейде у берегов Антарктиды в 1985 году) имеет примерно такое же отношение, как Винни Пух к бурому медведю.
.
"Ледокол" Хомерики - это история, в первую очередь, про человеческие отношения в критической ситуации и в антураже позднесоветской романтики. Ледокол «Михаил Громов», получив повреждения от столкновения с айсбергом, оказывается зажат льдами и встает на вынужденный рейд, ожидая помощи. Капитана отстраняют, а на его место присылают с большой земли другого (актер Сергей Пускепалис).
В этой истории есть и абсолютно положительный герой с бездонным, умным взглядом - капитан Петров (актер Пётр Фёдоров), герой вечно лезущий на рожон в борьбе за идеалы, и старпом-злодей (актер Алексей Барабаш), и команда добрых бородатых пиратов в свитерах со снежинками во главе со вторым помощником капитана (играет колоритнейший Виталий Хаев), и принцесса, которая непременно не предаст и дождется (актриса Ольга Филимонова), и даже юнга-поэт по совместительству летчик вертолета (актер Александр Яценко). В общем, есть все, что должно быть в порядочной сказке. А когда действие происходит на фоне айсбергов, гигантских кораблей и бескрайних льдов Антарктиды, не жалко средств, затраченных на фильм. Ибо "здесь русский дух" в лучшем смысле и безо всякого русофильства.
.
Просто в настоящее время между глубоко замороченным экзистенциальным, фестивальным кино и глупыми комедиями или фантастическими фильмами такая зияющая бездна, которую не заполнить для зрителя и сотнями "Ледоколов". Возможно, такая пропорция неизбежна, но тем радостнее, когда появляются подобные «Ледоколу» ленты. И сравнение с «Экипажем» (А. Митта, 1979 г.) здесь более чем уместно. Конечно, «Ледокол» в силу особенностей нынешнего времени с его широтой выбора фильмов и разрозненностью зрительской аудитории не ждет такой успех, какой был у «Экипажа», но все же некая параллель напрашивается.
После просмотра такого кино хочется жить и улыбаться. Хочется идти по улице и напевать слова из песни Цоя, звучащей в его титрах: «После красно-желтых дней/ начнется и кончится зима…»
И даже то, что злодея в фильме не уничтожили, а поняли его раскаяние и дали шанс исправиться (совершенно сказочный сюжет опять-таки!) - даже это хорошо. Пусть будет. На то она и сказка, чтобы внушать надежду и воспитывать идеалы.
Хорошее кино для выходного дня.
Жаль, что прокат заканчивается, а на маленьких экранах, вероятно, масштабность съемок потеряется.
.
Коллектор
.
Посмотрела я намедни «Коллектора» режиссера Алексея Красовского.
Фильм, за исполнение роли в котором, Константин Хабенский получил на «Кинотавре» приз за лучшую актерскую работу. И оставила эта картина во мне крайне противоречивые чувства и впечатления.
С одной стороны, это, безусловно, хорошее (качественное) кино. С целью, смыслом и исполнением. Кино талантливое. Рискующее по своей форме (кто не знает, это «монофильм» по аналогии с монопьесой, т.е. полтора часа в кадре работает один актер) и побеждающее ее, раз зрителя эта форма не травмирует, не кажется пустой и натянутой. Не зря и оператор фильма Денис Фирстов получил свою награду.
.
Хабенский потрясает. Кажется, нет для него горизонтов во всем, что он делает. Любая актерская задача ему по плечу. Полтора часа держать кадр, и как-то так ненавязчиво, некрикливо, без переборов, с разными оттенками и интонациями… о страшном. Потому как история не о плохом коллекторе Артуре, который по роду своей деятельности обычно организует неприятности другим, а тут сам попадает в подстроенный переплет. И даже не о добре и зле вообще, как верно заметил в своей рецензии Андрей Плахов.
А о некоем индивидуальном для каждого аде действительности, в котором и он, и ты, и еще вот тот парень справа (или слева?). Вроде, ад этот у всех разный, а на поверку – одинаковый. И очень он реальный. И очень настоящий. Какой-то фотографический прямо.
Но с другой стороны, вышла я из зала и поняла, что ничегошеньки фильм во мне не оставил. Ни переживаний, ни жажды переосмысления. Видимо потому, что не нуждаюсь я в переосмыслении ни своего, ни вот его, ни уж, тем более, того парня слева (или справа) индивидуального ада.
Живем мы в нем. Живем. А только переосмыслим и выберемся… тут тебе и финальная сцена фильма. Не скажу, какая. А то вы смотреть не пойдете. А это нужно сделать. Все-таки у такого российского кино обязан быть кассовый сбор.