Лучше добрый Минск
Лучше добрый Минск
Президент Белоруссии подверг Россию гневной критике. Следящая за политикой часть нашего общества немедленно раскололась на два лагеря. Одни стали обвинять Лукашенко в предательстве интересов Русского мира, другие — не без злорадства намекать на скорый уход этой страны из зоны влияния Российской Федерации. Подали голос и бойцы сетевых войн из соседней нам и белорусам державы, хором завопившие, что наконец-то Путина бросает последний союзник.
.
Минск не хочет оплачивать полученный в 2016 году газ, а Лукашенко грозит Москве судом. В принципе, ничего особенного. Батька в свойственной ему манере использовал испытанный прием информационного давления для решения собственных экономических проблем. Если полистать историю Союзного государства, то быстро обнаружишь: во взаимоотношениях участников на протяжении двух с лишним десятилетий подобных ситуаций было немало. Все они разрешались и приводили к консенсусу.
.
Скажем, ровно десять лет назад затянувшийся конфликт по вопросам цен на российский газ урегулировали прямо в новогоднюю ночь: Белоруссия метала громы и молнии, отказываясь платить по новым тарифам (для нее — по-прежнему льготным), Россия предупреждала о приостановке поставок: любая помощь имеет границы разумного. Вентили «Газпрома» были снова открыты после подписания устроившего всех соглашения за две минуты до боя курантов: переговорщики едва успели наполнить бокалы и махнуть шампанского за дружбу братских народов. Интрига, достойная хорошего спектакля.
.
Похожие истории (хотя и с меньшим сценическим накалом) случались и при позднем Ельцине, и при «первом Путине», и при Медведеве… И вот опять. Дело в том, что Лукашенко весьма ограничен в выборе средств для поддержания социальной стабильности, а она является основой его политического капитала. Экономический кризис ударил по Белоруссии с ее невысоким ВВП и малым количеством природных ресурсов достаточно болезненно. Для России относительно недавнее падение рубля стало шансом больше зарабатывать на экспорте углеводородов в Европу. Для Белоруссии, где нет возможности открыть кран и увеличить напор в нефтепроводах, это обернулось гигантскими дырами в бюджете, залатать которые тамошнее руководство попыталось, оказывая давление на Москву (игры с Баку, Варшавой и Вашингтоном, отказ подписывать Таможенный кодекс ЕАЭС) и затеяв хитрости с транзитным импортом санкционных продуктов.
.
Поначалу Москва не обращала особого внимания на этот поток, поступающий через прозрачную границу. Но затем он приобрел такие масштабы, что в Рунете даже возник мем «белорусские креветки», а шутки про могилевский хамон и витебские устрицы зазвучали в выступлениях команд КВН. Когда же выяснилось, что в 2015 году белорусских яблок к нам поступило в пять раз больше, чем растет во всей Белоруссии, включая опытные делянки и дачные участки, Кремль начал активно намекать, мол, пора бы и честь знать…
.
Очередным новогодним сюрпризом стал красивый шаг властей РБ, разрешивших безвизовый въезд для граждан 80 государств, включая США и весь Евросоюз. Конечно, было объявлено, что на туристов, следующих в РФ, это не распространится, но с учетом фактического отсутствия границы механизм реализации запрета остался непонятным. Между тем война в Сирии, ситуация с беженцами в Европе и постоянные угрозы в наш адрес от лидеров ИГИЛ не способствовали пониманию отечественными спецслужбами столь широкого жеста соседей.
.
Однако когда Кремль объявил о введении погранзоны у белорусских рубежей, Лукашенко назвал это попранием международных договоренностей. Хотя ничего особенного не произошло: такой режим — не более чем возможность лишний раз проверить документы у человека, вызывающего подозрения. Для граждан Союзного государства единственное неудобство — необходимость носить с собой паспорт, находясь ближе, чем на пять километров к границе. А вот спокойный выезд из России по маршруту «Москва — Минск — далее везде» для лиц, объявленных в федеральный розыск, или, напротив, беспрепятственное прибытие к нам нежелательных гостей из третьих стран может сильно осложниться. Кстати, Белоруссия нечто подобное со своей стороны ввела еще в 2014-м…
.
Главная причина гневного выступления Лукашенко — сообщение о возможном сокращении поставок российской нефти. Сейчас, конечно, не середина нулевых, когда приемлемый уровень жизни в Белоруссии обеспечивался за счет закупки у нас нефтепродуктов по нашим внутренним ценам и продажи их на Запад по мировым. И не первая половина десятых, когда в братскую страну ежегодно поставлялось по 20 млн тонн черного золота беспошлинно (а это, на секундочку, 22 млрд долларов за пять лет). Но и теперь республика довольно сильно зависит от российских углеводородов. Батька не выдержал и начал раздавать совсем уж экзотические обещания, вроде намерения возбудить уголовное дело на главу Россельхознадзора Сергея Данкверта за… клевету на белорусские продукты. В общем, Александр Григорьевич прибегнул к своей излюбленной комбинации — как можно дольше нагнетать информационную напряженность, пока не произойдет встреча с Владимиром Путиным. Которая неизменно должна завершиться полным замирением с небольшим профитом в пользу Белоруссии. Такая уж доля у больших и старших: уступать, увещевать, подарки дарить. Чай не враги же.
.
Надо думать, все завершится миром и согласием, как и прежде. Лукашенко получит бонусы и гарантии, как наш главный многолетний союзник, мы добьемся снижения потока левой «санкционки» и сохраним безопасную границу. И, наверное, на сегодня это будет самым разумным и справедливым вариантом.