Неушедшая Русь Владимира Аксёнова и Владимира Лыткина

Станислав Минаков
Неушедшая Русь Владимира Аксёнова и Владимира Лыткина
Совместная выставка, верней сказать, «две в одной», двух белгородских художников, двух Владимиров — Аксёнова и Лыткина — в галерее «Родина» поневоле, своей одновременностью, стала своеобразным эхом-ответом на замечательную экспозицию из 53-х картин из собрания Третьяковской галереи, выставленную в предновогодья в нескольких сотнях метров от «Родины», в большом зале Белгородского художественного музея. И если Третьяковка представила белгородцам шедевры прошлого, то Аксёнов и Лыткин предъявили «настоящее настоящее», то есть показали, какое современное искусство является подлинным продолжением традиций великой русской художественной школы.
.
Связь эта очевидна как по уровню работ двух белгородцев, так, скажем, и по такому факту: В. Аксёнов, автор современного графического герба Белгорода, давно известный как замечательный резчик по дереву, является автором большого киота (2006), в котором пребывает одна из главных православных святынь, чудотворная икона Богоматери «Владимирская»; находится она в московском действующем храме Николы в Толмачах, который является частью музейно-галерейного комплекса ГТГ.
.
Знаменитый белгородец, график Станислав Косенков как-то заметил, что важно уметь различать красивенькое, красивое и прекрасное. Можно констатировать, что его «ученик» Аксёнов, коему мастер давно предрекал большое будущее и всячески его поддерживал в руководимом им молодежном объединении художников, явил миру именно прекрасное.
.
Искусствоведы напоминают нам, что путь к признанию у В. Аксенова, как и у самого Косенкова, не был прост. «Когда молодой художник, используя каноны богородской резьбы, — пишет Валентина Барышникова, старший научный сотрудник Белгородского музея-мастерской С.С. Косенкова, — раздвинул рамки традиционного промысла и представил комиссии по приему в Союз художников не условных басенных и сказочных персонажей, а многофигурные композиции с реальными белгородскими песенницами, жалейщиками, крестьянами, его, мягко говоря, “не поняли”». Именно тогда Косенкову пришлось поехать из Белгорода в Москву, отстаивать и поддерживать своего младшего коллегу.
.
Владимир Аксенов родился в Красноярске-26 (ныне Железногорск), потом жил и учился в Обнинске, с раннего детства тяготел к лепке игрушек, закончил в 1977-м знаменитое Абрамцевское художественно-промышленное училище (АХПУ), со специализацией по богородской резьбе — скульптуре малых форм. Уже после службы в армии попал в Белгород. Сегодня работы члена Союза художников России с 1985 г. В. Аксёнова экспонируются не только в Белгородском государственном художественном и в Старооскольском, Хотьковском художественных музеях, но и в частных собраниях России, Украины, Польши, Израиля, Австрии, Германии, Франции, США.
.
Что касается аксёновской графики (карандаш, уголь, масляная пастель), изобильно представленной в юбилейной экспозиции, то ее истоки действительно можно усмотреть или у Гогена (как в индийском цикле), или увидеть в них «насыщенность сине-зеленым “философским” сезанновским цветом», однако парадоксально или закономерно графические листы Аксёнова являются русскими по духу и отзывчивости — с пейзажами Белгородчины и прочих уголков России, и в них тоже внятна творческая манера этого мастера, знакомая нам прежде по резьбам.
.
Склонность к гротеску проявляется у Аксёнова не только в метких шаржах, но и, скажем, в графическом цикле «аксёновских народных детских забав», где можно увидеть такую сказочно-былинную улыбчивую диковину, как катание с зимней горки на гигантском (как емелина печь) гиперболизированном утюге; в этой образности можно при желании прочитать и метафору русской жизни. Неравнодушный искусствовед прав: пастели В. Аксенова настолько реальны, что, кажется, слышишь звон кузнечиков в выжженной солнцем траве и звук падающих августовских яблок, чувствуешь запах сена и тепло прогретой за лето земли.
.
Выставка двух Владимиров, приуроченная к 60-летию каждого, — три зала графики и резьб (включая удивительные иконные композиции) Аксёнова и «зеленый зал» пастелей и живописи Лыткина — является немалым подарком для Белгорода. В Белом граде выставка продлится месяц, однако такую экспозицию хорошо бы провезти и по России, и по дальним пределам.
.
Это подлинно русское искусство. И если Владимир Аксёнов демонстрирует экспрессивную, сочную цветовую палитру, четкую линию, включая «всю гамму бытия земного», от трепета до гротеска, то подборка пастелей Лыткина пронизана «тихим светом» «Руси уходящей» (именно такое название дал автор своей юбилейной экспозиции, и тут мы вспомним и есенинскую «Отчалившую Русь», и одноименный свиридовский вокальный цикл на стихи Есенина), его лирико-философские пейзажи воистину светятся изнутри. Одна из работ художника названа «Вечерний свет», однако свечение его произведений именно что «невечернее», горнее, которое мастер ретранслирует через личное художественное воплощение сумеречных и отрадных сердцу русского человека земных уголков Отечества.
.
Живописец Константин Сомов когда-то обмолвился, де, самой трудной и важной задачей художника является попытка передать тот неуловимый момент, когда день переходит в ночь, имея в виду, должно быть, не только тонкое движение света, но и деликатное движение души. В этом смысле Владимир Лыткин достиг требуемого мастерства и откровения. Согласимся с искусствоведом В. Барышниковой: «Небольшие работы художника, выполненные пастелью, маслом, карандашом, образовали свой уникальный хрупкий микромир, красота которого, возможно, откроется не каждому, ожидающему пафосной юбилейной выставки. Художник Владимир Лыткин, уроженец Новгородской земли… — высокий, худощавый, с длинными волнистыми волосами, с бородой и пронзительными голубыми глазами, — кажется человеком, пришедшим из глубины веков».
.
Реставратор икон, выпускник РИПРИКТ, член Союза художников России с 1996 г. В. Лыткин совсем недавно завершил работу по созданию музейной экспозиции в кабинете духовного краеведения при кафедральном Свято-Преображенском соборе Белгорода. Работы мастера находятся как в белгородских музеях, так и в частных собраниях городов России и за рубежом.
.
Вернисаж состоялся 27-го января, и хочется длить и длить радость, подаренную нам двумя мастерами, рассказывать об этом нерядовом событии в культурной жизни Белгорода и всей России, с таже брать своих близких и друзей за руку и вести в «Родину» — всматриваться в работы Аксёнова и Лыткина, впечатляться, вдумываться, оставаться с ними.
.
Фото Алексея Дворкина и Александра Жихова
Совместная выставка, верней сказать, «две в одной», двух белгородских художников, двух Владимиров — Аксёнова и Лыткина — в галерее «Родина» поневоле, своей одновременностью, стала своеобразным эхом-ответом на замечательную экспозицию из 53-х картин из собрания Третьяковской галереи, выставленную в предновогодья в нескольких сотнях метров от «Родины», в большом зале Белгородского художественного музея. И если Третьяковка представила белгородцам шедевры прошлого, то Аксёнов и Лыткин предъявили «настоящее настоящее», то есть показали, какое современное искусство является подлинным продолжением традиций великой русской художественной школы.
.
Связь эта очевидна как по уровню работ двух белгородцев, так, скажем, и по такому факту: В. Аксёнов, автор современного графического герба Белгорода, давно известный как замечательный резчик по дереву, является автором большого киота (2006), в котором пребывает одна из главных православных святынь, чудотворная икона Богоматери «Владимирская»; находится она в московском действующем храме Николы в Толмачах, который является частью музейно-галерейного комплекса ГТГ.
Знаменитый белгородец, график Станислав Косенков как-то заметил, что важно уметь различать красивенькое, красивое и прекрасное. Можно констатировать, что его «ученик» Аксёнов, коему мастер давно предрекал большое будущее и всячески его поддерживал в руководимом им молодежном объединении художников, явил миру именно прекрасное.
.
Искусствоведы напоминают нам, что путь к признанию у В. Аксенова, как и у самого Косенкова, не был прост. «Когда молодой художник, используя каноны богородской резьбы, — пишет Валентина Барышникова, старший научный сотрудник Белгородского музея-мастерской С.С. Косенкова, — раздвинул рамки традиционного промысла и представил комиссии по приему в Союз художников не условных басенных и сказочных персонажей, а многофигурные композиции с реальными белгородскими песенницами, жалейщиками, крестьянами, его, мягко говоря, “не поняли”». Именно тогда Косенкову пришлось поехать из Белгорода в Москву, отстаивать и поддерживать своего младшего коллегу.
Владимир Аксенов родился в Красноярске-26 (ныне Железногорск), потом жил и учился в Обнинске, с раннего детства тяготел к лепке игрушек, закончил в 1977-м знаменитое Абрамцевское художественно-промышленное училище (АХПУ), со специализацией по богородской резьбе — скульптуре малых форм. Уже после службы в армии попал в Белгород. Сегодня работы члена Союза художников России с 1985 г. В. Аксёнова экспонируются не только в Белгородском государственном художественном и в Старооскольском, Хотьковском художественных музеях, но и в частных собраниях России, Украины, Польши, Израиля, Австрии, Германии, Франции, США.
.
Что касается аксёновской графики (карандаш, уголь, масляная пастель), изобильно представленной в юбилейной экспозиции, то ее истоки действительно можно усмотреть или у Гогена (как в индийском цикле), или увидеть в них «насыщенность сине-зеленым “философским” сезанновским цветом», однако парадоксально или закономерно графические листы Аксёнова являются русскими по духу и отзывчивости — с пейзажами Белгородчины и прочих уголков России, и в них тоже внятна творческая манера этого мастера, знакомая нам прежде по резьбам.
Склонность к гротеску проявляется у Аксёнова не только в метких шаржах, но и, скажем, в графическом цикле «аксёновских народных детских забав», где можно увидеть такую сказочно-былинную улыбчивую диковину, как катание с зимней горки на гигантском (как емелина печь) гиперболизированном утюге; в этой образности можно при желании прочитать и метафору русской жизни. Неравнодушный искусствовед прав: пастели В. Аксенова настолько реальны, что, кажется, слышишь звон кузнечиков в выжженной солнцем траве и звук падающих августовских яблок, чувствуешь запах сена и тепло прогретой за лето земли.
Выставка двух Владимиров, приуроченная к 60-летию каждого, — три зала графики и резьб (включая удивительные иконные композиции) Аксёнова и «зеленый зал» пастелей и живописи Лыткина — является немалым подарком для Белгорода. В Белом граде выставка продлится месяц, однако такую экспозицию хорошо бы провезти и по России, и по дальним пределам.
.
Это подлинно русское искусство. И если Владимир Аксёнов демонстрирует экспрессивную, сочную цветовую палитру, четкую линию, включая «всю гамму бытия земного», от трепета до гротеска, то подборка пастелей Лыткина пронизана «тихим светом» «Руси уходящей» (именно такое название дал автор своей юбилейной экспозиции, и тут мы вспомним и есенинскую «Отчалившую Русь», и одноименный свиридовский вокальный цикл на стихи Есенина), его лирико-философские пейзажи воистину светятся изнутри. Одна из работ художника названа «Вечерний свет», однако свечение его произведений именно что «невечернее», горнее, которое мастер ретранслирует через личное художественное воплощение сумеречных и отрадных сердцу русского человека земных уголков Отечества.
Живописец Константин Сомов когда-то обмолвился, де, самой трудной и важной задачей художника является попытка передать тот неуловимый момент, когда день переходит в ночь, имея в виду, должно быть, не только тонкое движение света, но и деликатное движение души. В этом смысле Владимир Лыткин достиг требуемого мастерства и откровения. Согласимся с искусствоведом В. Барышниковой: «Небольшие работы художника, выполненные пастелью, маслом, карандашом, образовали свой уникальный хрупкий микромир, красота которого, возможно, откроется не каждому, ожидающему пафосной юбилейной выставки. Художник Владимир Лыткин, уроженец Новгородской земли… — высокий, худощавый, с длинными волнистыми волосами, с бородой и пронзительными голубыми глазами, — кажется человеком, пришедшим из глубины веков».
.
Реставратор икон, выпускник РИПРИКТ, член Союза художников России с 1996 г. В. Лыткин совсем недавно завершил работу по созданию музейной экспозиции в кабинете духовного краеведения при кафедральном Свято-Преображенском соборе Белгорода. Работы мастера находятся как в белгородских музеях, так и в частных собраниях городов России и за рубежом.
.
Вернисаж состоялся 27-го января, и хочется длить и длить радость, подаренную нам двумя мастерами, рассказывать об этом не рядовом событии в культурной жизни Белгорода и всей России, с также брать своих близких и друзей за руку и вести в «Родину» — всматриваться в работы Аксёнова и Лыткина, впечатляться, вдумываться, оставаться с ними.
.
Фото Алексея Дворкина и Александра Жихова
5
1
Средняя оценка: 2.75067
Проголосовало: 373