Гибель «Титаника»

Закат викторианской эпохи аристократического 19-го века ознаменовался знаковой трагедией на стыке двух эпох, когда уже замаячила на горизонте гибель трёх величайших империй, и на их место стремительно врывался новый мир со всё сокрушающей скоростью неумолимого технического прогресса. Гибель «Титаника» это чёрная метка, зловещее предупреждение человечеству о том, что век двадцатый несёт смерть сотням миллионов землян в двух мировых войнах и многочисленных конфликтах, развязанных на нашей маленькой планете теми, кто решил, что они есть воплощение бога на Земле.

В трагедии «Титаника» как в капле воды отразился этот переломный момент истории. В причинах гибели самого большого и самого современного на тот момент океанского круизного лайнера кроется ответ на вопрос вечного противоборства духа и материи. Но лишь спустя век мы можем оценить и попытаться понять, что же произошло тогда, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северных водах Атлантического океана.

31 мая 1911 года состоялся спуск на воду со стапелей белфастской верфи судостроительной фирмы «Харланд энд Вульф» «непотопляемого» голиафа океанских просторов пассажирского судна экстра класса «Титаник».

 Ходовые испытания «Титаника» были завершены 1-го апреля 1912 года, а уже 3-го апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. Ровно через неделю он отправится в Нью-Йорк.

В это трудно поверить, но трагическая участь судна была самым мистическим образом, в точности, предугадана писателем Морганом Робертсоном  за пятнадцать лет до момента катастрофы.

Морган Робертсон сочинил в 1898 году роман о трансатлантическом лайнере, который своими  размерами превосходил все построенные когда-либо корабли. По замыслу писателя, пассажирами на судне были самодовольные богачи и толстосумы. По ходу действия романа холодной апрельской ночью происходит столкновение лайнера с айсбергом, и судно погибает. Кораблекрушение  должно было наглядно продемонстрировать тщету всего земного. Книга Робертсона, выпущенная в том же году издательской фирмой «М.Ф.Мэнсфилд», так и называлась – «Тщета».

Через  четырнадцать лет английская судоходная компания «Уайт стар лайн» построила лайнер,  в точности повторяющий  судно, описанное Робертсоном. Водоизмещение нового лайнера было около 66 тыс. тонн, парохода из книги - 70 тыс. Длина «Титаника» составляла 269 м., литературного - 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались «непотопляемыми».

Робертсон назвал свое судно «Титаном», владельцы компании «Уайт стар лайн» окрестили новый лайнер «Титаником».

Уже после 15 апреля 1912 года книга была переиздана под названием «Крушение Титана».

10 апреля 1912 года вполне осязаемый лайнер отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Само столкновение «Титаника» с дрейфующим айсбергом многократно и тщательно по минутам описано в многочисленных исследованиях на эту тему.

Столкновение судна с ледяной глыбой произошло 14 апреля в 23:40, а затонул он в 2 часа 20 минут ночи. Длина полученной судном пробоины составила свыше 90 метров: сразу оказались затопленными первые пять отсеков (непотопляемость судна гарантировалась даже при затоплении четырех). Из более чем 2000 человек, находившихся на борту, в водах Атлантики погибло около полутора тысяч, точнее 1496 человек.

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов.

Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты корабельных коридоров.

Погибли также почти все мужчины. Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин).

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд на глубине 3750 метров.

Не вдаваясь в подробности, хотелось обратить внимание читателя не столько на технические детали трагедии, курс, скорость, манёвр, длину и площадь повреждения обшивки судна, ошибки при проектировании, а на то, каким образом проявили себя люди в этот роковой для всех пассажиров и членов команды час.

Многим из нас, смотревшим экранизацию гибели «Титаника» в одноимённом фильме Джеймса Кэмерона, запомнилась сцена, в которой на палубе тонущего лайнера безостановочно играет оркестр музыкантов, среди общего ужаса происходящего, когда тысячи людей пытаются спастись и покинуть судно на спускаемых в воду шлюпках.

У оркестра «Титаника» было два состава. Квинтет возглавлял 33-летний британский скрипач Уоллас Хартли, в него входили еще один скрипач, контрабасист и два виолончелиста. Дополнительное трио музыкантов из бельгийского скрипача, французского виолончелиста и пианиста было нанято для «Титаника», чтобы придать Café Parisien континентальную нотку. Трио играло также в холле ресторана лайнера.

Обычно два состава оркестра «Титаника» работали независимо друг от друга – в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все восемь музыкантов впервые играли вместе.

Они играли самую лучшую и веселую музыку до последних минут жизни лайнера.

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты.

Среди других участников оркестра выживших не оказалось...

Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже:

«В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы».

Примеров проявления мужества и благородства, подобных этому, в тот трагический день и час гибели судна – множество, но этот, пожалуй самый яркий и характерный.

Вот лишь несколько историй той роковой ночи:

Подполковник Джон Джекоб Астор IV — американский миллионер, бизнесмен, писатель, участник Испано-американской войны. В 1894 году написал роман «Путешествия в другие миры», в котором описаны путешествия к Сатурну и Юпитеру в 2088 году. Астор был самым богатым пассажиром на борту «Титаника».

Посадил в шлюпку жену вместе с горничной и медсестрой. Попросил разрешения сесть вмести с ними. Ему отказали. Он не настаивал.

Майор Арчибальд Уиллингем Батт — главный военный помощник президентов США Рузвельта и Тафта. Помогал женщинам и детям занять места в шлюпках.

Бенджамин Гуггенхайм — миллионер. Посадил в шлюпку свою возлюбленную и ее горничную. Понимая, что ситуация намного серьёзнее и ему не удастся спастись, Гуггенхайм вернулся с камердинером в каюту, где переоделись во фраки. Вместе с ним он уселся за столиком в центральном холле, где неспешно попивал виски, наблюдая за катастрофой. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхайм ответил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».

Лейтенант Уильям Макмастер Мэрдок — был ответственным офицером на мостике в ночь столкновения «Титаника» с айсбергом. После столкновения Мэрдок руководил эвакуацией пассажиров с правого борта, во время которой он спустил на воду 10 спасательных шлюпок, благодаря чему спаслось 75 % всех выживших в катастрофе.

Фрэнсис Дэвис Миллет — американский художник и скульптор. Последний раз его видели помогающим сажать женщин и детей в шлюпки.

Юозас Монтвила — литовский католический священник. По сообщениям выживших очевидцев, он не воспользовался возможностью занять место в спасательной шлюпке, а вместо этого утешал людей, выслушивал тех, кто желал исповедаться.

Джеймс Пол Муди — шестой офицер лайнера «Титаник». Помогал спустить шлюпки номер 12, 14 и 16. При загрузке 14 шлюпки пятый офицер Гарольд Лоу хотел, чтобы в неё сел младший офицер, но Муди уступил ему место.

Уильям Томас Стид — британский журналист, публицист, общественный деятель, эсперантист, пропагандировал принцип «Мир через Арбитраж», вероятный претендент на Нобелевскую премию мира 1912 года, а также один из пионеров журналистских расследований. После столкновения корабля с айсбергом он помогал сажать женщин и детей в спасательные шлюпки. Потом ушёл в курительную комнату, где его в последний раз видели читающим книгу в кресле.

Джордж Дантон Уайденер — американский бизнесмен, миллионер. После столкновения судна посадил жену и служанку в спасательную шлюпку.

Джон Джордж Филлипс — старший из радистов «Титаника» и первый в истории оператор, подавший международный сигнал о спасении S.O.S. До последней минуты не покидал радиорубку, передавая сигналы о помощи.

Исидор Штраус — германо-американский предприниматель, совладелец крупнейшей американской сети универмагов «Macy's». Член Палаты представителей США. После катастрофы один из офицеров предложил Исидору и его жене Иде вдвоём сесть в шлюпку, но Исидор отказался, решив разделить участь других мужчин тонущего корабля. Он попытался усадить в шлюпку Иду, но она отказалась оставить мужа. Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку.

Томас Эндрюс-мл. — ирландский бизнесмен и судостроитель, конструктор «Титаника». Во время эвакуации помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. В последний раз его видели в курильной комнате возле камина, где он смотрел на картину «Порт Плимут». Предполагалось, что «Титаник» посетит его на обратном пути. Согласно другим свидетельствам Томаса Эндрюса последний раз видели тогда, когда он бросал в воду шезлонги с прогулочной палубы, чтобы пассажиры, оказавшиеся в воде, могли использовать их в качестве спасательных плотов.

Да, простит меня читатель за то, что отбираю у него время и привожу эти удивительные примеры мужества и благородства, но мне бы хотелось ещё раз привлечь ваше внимание к тому, что сто лет назад такие понятия не были пустым звуком для тех, кого мы и по сей день называем элитой общества.  Всевозможные графы и лорды с поразительным спокойствием встречали смерть, ни мало не колеблясь в этом своём решении.

К сожалению, мир с тех пор сильно изменился и страсть к выживанию любой ценой и не иначе как за счёт других, более слабых, стала основной чертой большинства, в том числе и выродившейся современной элиты.

Наверно свет иллюминаторов гибнущего «Титаника» доходит до нас через столетие с единственной целью, напомнить о смысле прихода каждого из нас на эту бренную землю.

5
1
Средняя оценка: 2.66134
Проголосовало: 313