Клик и отклик

На Украине запретили российские социальные сети и другие IT-компании

15 мая указом № 133 президент Порошенко воплотил в жизнь идеи адептов «партии войны» из «Народного фронта», продлив санкции против некоторых российских физических и юридических лиц. Это не только ограничивает свободный доступ граждан к информации, но и свидетельствует о стремлении власти защитить себя от критики гражданского общества.

Санкции предусматривают блокирование доступа к соцсетям «ВКонтакте», «Одноклассники», «Mail.ru», «Яндекс». Под запрет попали российские IT-компании «Лаборатория Касперского» и компания «Dr Web», а также программное обеспечение «1С: Предприятие» — бухгалтерский и налоговый учет, управление складами, транспортом, анализ бизнес-процессов, в результате чего пострадают 300 тыс. украинских компаний. Всего в украинском санкционном списке 468 юридических лиц из России. Однако, если раньше Киев «бил» по российскому бизнесу и оборонке, то жертвами новых запретов скорее стали граждане "незалежной", чем компании из РФ.

Эксперты считают, что «Одноклассники» и «Вконтакте» Порошенко запретил, узнав, что к сетевым трансляциям Парада Победы на Красной площади и московского шествия Бессмертного полка было подключено почти 16 млн украинских зрителей.

Учитывая, что смотрели не только они, а их семьи тоже, а также тот факт, что на Украине сегодня проживает примерно 32-35 млн граждан, то можно утверждать, что Парад Победы смотрела вся Украина.

Порошенко оставляет своих граждан без популярных антивирусов и без возможности общаться в любимых соцсетях. Речь идет о миллионах пользователей. Только в «Одноклассниках» зарегистрировано около 9,5 млн жителей Украины. В основном это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Сетью «ВКонтакте» ежемесячно пользуются до 15 млн жителей Украины. При этом у многих в соцсетях есть бизнес. А для большинства пользователей личная страничка — это и дневник, и фотоальбом, и музыкальный сборник, и библиотека с учебными конспектами. 16 мая они лишились своего виртуального багажа, который копили несколько лет.

Закрыты также почтовые сервисы с рабочими и дорогими сердцу переписками. Куда теперь денутся средства пользователей с ресурса Яндекс-Деньги — непонятно. Реклама в Яндекс-директе, в которую украинские пользователи вложили уйму денег, теперь тоже заблокирована.

К слову, по мнению советника президента РФ по Интернету Германа Клименко, Россия эти санкции практически не ощутит.

«С точки зрения рекламных доходов это, мягко говоря, даже не соответствует в процентном отношении. В российском Интернете общая масса украинцев — 12,5%. Я думаю, что от дохода — это не больше трех процентов», — замечает он.

Глава общественной организации «Украинский выбор — Права народа» В. Медведчук утверждает: «Люди, которые возмущались “диктаторскими законами 16 января”, пошли дальше своих предшественников в стремлении защитить себя от критики гражданского общества и обеспечить себе комфортные и спокойные условия пребывания у власти. Два года назад представители “Народного фронта” проталкивали законопроект, которым вводилась уголовная ответственность за преступления “против авторитета органов государственной власти” (читай ― критику власть имущих). С этого начиналось наступление на свободу слова… Запрет русскоязычных книг и неугодных СМИ, “черные списки” деятелей культуры, введение квот в эфирах радиостанций ― все это свидетельствует об ущемлении прав граждан свободно получать информацию и выражать свое мнение».

Киевский режим пытается сделать все для разрыва родственных, культурных, экономических и даже родовых связей между Украиной и Россией. За последние три года под запрет попали книги на русском языке, кинофильмы, российские телеканалы, авиакомпании, банки (к слову, позволявшие украинским гастарбайтерам посылать на родину заработанное), совместные промышленные проекты, что привело к закрытию многих украинских предприятий.

Руководитель службы по вопросам информационной безопасности аппарата СНБО Украины В. Петров заявил, что Россия якобы может использовать сервисы «Яндекса» — такие как «Яндекс.Пробки», «Яндекс.Навигатор» для планирования… эффективных наступательных действий (!!!) на территории Украины. «Это же в режиме онлайн получается информация о состоянии путей, пропускной способности и загруженности всех дорог на территории Украины. Если надо планировать любое наступление, прорыв, или какие-то другие действия — то лучшей ситуации и не придумаешь. Не нужны ни агентура, ни разведчики, даже спутники не нужны. Мы все сами даем», — сказал этот «вдумчивый аналитик», добавив, что решения следовало принимать еще раньше, с целью обеспечения безопасности государства.

По этому поводу иронизирует политолог В. Корнилов: «Оказывается, «Яндекс-Пробки» на Украине запретили, потому что русские танкисты, въезжая в Киев, будут знать, как пробки на дорогах объезжать! Во всяком случае, украинский СНБО именно так считает. Интересно, а этот тип думает, что, запретив «Яндекс-Пробки» на Украине, они закрыли возможность России со спутников наблюдать там за происходящим? То есть он и вправду думает, что это все так устроено? И значит ли это, что на время “войны” киевлянам запрещено получать хоть какой-то сервис с предупреждением о пробках? Ведь и его русские танкисты смогут использовать! А «Гугл-карту» Киев тоже запретит? Или СНБО думает, что в России не смогут ее открыть при необходимости?».

Советник Авакова З. Шкиряк на своей странице в пока еще не запрещенном на Украине Фейсбуке назвал указ о блокировке российских социальных сетей победой в жестокой информационной войне «с кремлевским агрессором» и выразил «респект» СНБО страны и Порошенко.

Сетевая публика живо откликнулась на «нововведения», предложив названия для альтернативных украинских сетевых ресурсов: «Вкастрюле», «Вкотле», и еще «неудобно сказать где».

Председатель правления Интернет-ассоциации Украины А. Федиенко дал свой комментарий: «Если мы говорим о текущем указе президента, его надо выполнять, когда он вступит в действие. Если мы говорим о дальнейших действиях, то надо год-два и более и где-то в рамках одного миллиарда долларов». Что касается технической стороны проблемы, он добавил - в принципе заблокировать сайты возможно, причем сделать это нужно не с помощью закрытия доступа к самим порталам, а блокировки всей автономной системы, на которой находятся эти сайты и другие платформы. Однако у этого есть побочный эффект — пользователь лишится и доступа к другим платформам, находившимся в системе.

Федиенко также отметил, что блокировку можно будет обойти. Ранее он уже заявлял, что провайдеры не смогут провести полную блокировку, вообще блокировка неэффективна. И если такой механизм будет внедряться, то блокировка должна происходить исключительно по решению суда. Потому что остальные механизмы просто нельзя назвать цивилизованными.

Однако на Украине еще нет механизмов блокировки информации как таковых, и это также следует учитывать, говоря о той или иной системе реализации стратегии кибербезопасности.

А экс-гендиректор «Яндекс.Украина» С. Петренко в своем блоге попросту высмеял идею властей: «Все, имевшие отношение к этому указу, и персонально — подписавший его — идиоты. Ребятам из «Яндекса» (особенно “Яндекс.Украины”, которых поседевший придурок одним махом лишил работы), Мэйла и ВКонтакте я бы посоветовал в качестве иллюстрации на часок включить редирект с украинских адресов на текст этого указа. Пусть они попробуют обслужить то, что хотят запретить».

В СНБО Украины уже сообщили, что разработкой механизма блокировки доступа к российским сайтам займутся кабмин, СБУ и национальный банк Украины.

А. Портнов, экс-советник Виктора Януковича, экс-замглавы АП призвал: «Не останавливайтесь и обязательно отключите Facebook с Twitter и Instagram. И не забудьте заменить телевизионные новости на постоянно висящий на экране портрет Президента!».

Ирония иронией, но Турчинов, а он по-прежнему глава СНБО, уже заявил на брифинге, что Фейсбук хотя и работает прозрачно, «но и там действуют спецслужбы России».

Кто склонен во всем находить денежный след и финансовые интересы, те настаивают, что три ведущих мобильных украинских оператора — «Киевстар», lifecell и «Vodafone-Украина» уже объявили о начале проведения технических мероприятий по блокированию доступа в российские соцсети. Подчеркивается, что первый оператор принадлежит «Вымпелкому», третий — «МТС». То есть что получается? Одни российские компании «мочат» на Украине, другие по указу украинского президента: «Просто бизнес, ничего личного». И почти наверняка, как всегда, первым это не поможет, все равно рано или поздно «небратья» активы у них отожмут.

Сообщается, что и «Укртелеком» Ахметова уже работает над блокировкой российских сайтов. Люди интересуются: в Российской Федерации никто не хочет озаботиться блокировкой активов миллиардера Ахметова?

Справедливо утверждение блогера Д. Якушева, вскрывающее в деяниях хунты явную политическую подоплеку: «Украина находится в процессе тяжелого самоизлечения от собственного национального, которое становится совершенно неприемлемым в современных условиях. Блокировка соцсетей – это ведь речь не о безопасности и ударе по российскому бизнесу, это все то же фанатичное изгнание русского для бессмысленного сохранения украинского. Никакого другого содержания в этих действиях нет.

Ради этой фанатичной бессмысленности миллионы украинцев должны лишить себя возможности привычного нормального общения, отрезать себя от удобных информационных баз.

Ничего, кроме тошноты и ненависти к собственному безумному национализму, ставящему свой селянский говор выше и важнее всего человечества, это вызвать не может. Результатом происходящего должна стать новая Украина с выгоревшим дотла национализмом».

Украинский политэмигрант Лариса Шеслер называет новые принятые санкции «гранатой в лагерь предпринимателей» и утверждает, что эти запреты, подписанные Порошенко, вызвали не просто оторопь, но и оцепенение среди бизнесменов средней руки. И напоминает, что малый бизнес очень хорошо использовал возможности соцсетей, группы в ВК и «Однокласниках», которые были отличной площадкой для распространения товаров, фрилансерских услуг, маркетинговых исследований и пр.

«Ладно, этих “нищебродов” с их рерайтингом, переводами, услугами по визажу и купажу этот указ растоптал, как комаров, фактически уничтожив наработанную клиентскую базу. Но запрет 1С Бухгалтерии — это уже что-то совершенно запредельное в своей абсурдности. На сегодняшний день у 1С — нет альтернативы! По моим представлениям, рынок бухгалтерских программ охвачен этим комплексом процентов на 90%.

Ближайший конкурент, программа “Парус” — тоже российского происхождения. И бухгалтера растерянно оглядываются — на что же можно заменить это привычное и хорошо отработанное программное обеспечение?

Во-первых, все предприятия в начале года оплатили полную стоимость сопровождения этой программы за год вперед. Правительство компенсирует эти убытки?

Во-вторых, любой перевод на другой комплекс потребует, как минимум, многомесячного периода адаптации, когда бухгалтеру придется вести учет на двух программах, чтобы не потерять предыдущие данные.

В-третьих, все альтернативные программы, в основном немецкого происхождения, намного дороже, и самое главное, не учитывают особенностей в бухгалтерском и налоговом учете на Украине, в отличие от европейских систем. 1С в основе своей имела идеологию именно советской бухгалтерии, поэтому она легко покрыла и российский и украинский рынок.

В-четвертых, практически только у 1С бухгалтерии была разветвленная и прилично организованная система сопровождения и поддержки, когда каждое нововведение украинских мытарей отрабатывалось разработчиками в кратчайшие сроки. Этого нет и не может быть у сопровождающих немецкие и прочие софты.

Даже те крупные предприятия, которые используют иностранные корпоративные решения Оракл или Майкрософт, зачастую параллельно ведут бухгалтерию на 1С, поскольку для налоговой или пенсионного фонда не объяснишь, что их срочные нововведения слишком долго и дорого отрабатывать на зарубежных программах.

Я, конечно, прочитала блеянье на сайте 1С, насчет того, что они “полностью соответствуют украинскому законодательству”» — пишет аналитик.

И эмоционально заключает: «Мне не жаль продажный менеджмент Яндекса, который наполнял украинскую версию своего поисковика антидонецкими и антироссийскими новостями. Мне не жаль украинский и российский бизнес, который в своей жадности и алчности полностью наступил на интересы своих государств. Мне жаль Украину, которую оккупировали безнадежные идиоты, разрушающие все, до чего дотягиваются их руки».

Не только Яндекс, но ресурс «Мэйл.ру», скажем прямо, ведет системную антирусскую информационную деятельность. Меж тем сразу начались протестные акции, и первым оформился Харьков.

Юрист из Харьковской области Роман Лихачев подал против Порошенко иск в Высший административный суд Украины. В своем обращении в суд юрист потребовал признать недействительным указ Порошенко о блокировке на территории Украины ряда российских IT-ресурсов. «Я не буду мириться с таким беззаконным и безнаказанным нарушением прав граждан, господин президент. И дело не в “ВКонтакте”, не в “Одноклассниках” и так далее — дело в способе ограничить свободу. Что завтра? Запретить думать? Запретить дышать? Мы же страна, которая движется в Европу, а делаем то, что делает Северная Корея. Я просто не могу понять — где и когда я делегировал государству право определять, что и где мне смотреть, писать и читать», — написал Лихачев.

17 мая на площади Конституции Харькова собрались пользователи соцсетей, владельцы и администраторы пабликов «ВКонтакте». Пользователи, ошарашенные решением главы государства, вышли на немногочисленную — «из-за внезапности запрета» — акцию протеста. Своеобразную «обратку» от режима получили даже те, кто был на стороне государственного переворота, кто принял сторону русофобской власти, но продолжал по личным или коммерческим причинам активно использовать российские социальные сети.

Эту симптоматику подмечает новосибирский журналист О. Туханина: «Известная упоротая мадам из Одессы Алена Балаба радуется недавнему запрету георгиевской ленточки, но негодует из-за запрета вконтактика. Связать в одно два этих запрета ума не хватает. Впрочем, думаю, старшие товарищи быстро разъяснят Алене, что оба запрета нужны и важны одинаково. Она уже и так условия ставит. Вот, мол, если визовый режим введут с Россией, то тогда запрет вконтактика можно и простить».

Она же констатирует, что скорость огораживания Украины многократно возросла за последние месяцы и продолжает увеличиваться: «Безвиз, конечно, развязал руки Киеву: мол, заколачивая все двери к соседу, мы зато открыли вам дверь в огромный цивилизованный мир. Долго это работать не будет, надо спешить. Однако сама по себе такая поспешность никак с безвизом не связана. Что-то будет. Пытаются законопатить все информационные щели, насколько это возможно. Перекрыть любой доступ. С маленьким украинцем что-то будут делать. Что-то неприятное. И масштабное. И вряд ли это будет “АТО”».

А пока высказываются или уже действуют правозащитники и «протестанты», народ решает вопрос «положительно» техническими способами. Теперь каждая домохозяйка на Украине узнает, что такое прокси, анонимайзер, плагин и тор-технологии.

На макроуровне: администрация социальной сети «ВКонтакте» разослала своим пользователям на Украине личные сообщения с подробной инструкцией по обходу блокировки сайта. В сообщении сказано, что администрация «ВКонтакте» любит своих украинских пользователей и намерена сделать все, чтобы они всегда оставались на связи со своими друзьями и близкими.

Российская социальная сеть всегда позиционировала себя вне политики, так как «ВКонтакте» — это удобная площадка для общения, где каждый может выразить свою точку зрения вне зависимости от страны и национальности.

«Мы понимаем, как важно оставаться на связи с родными и близкими. Если Ваш провайдер по каким-либо причинам заблокировал доступ к ВКонтакте, Вы можете получить доступ к сайту с помощью нижеследующих инструкций».

И, конечно, не счесть сарказма и горечи в комментариях пользователей соцсетей по обе стороны «информационной колючей проволоки», все более опоясывающей Украину.

Вот некоторые из них.

Луганец Андрей Быков: «Считаю, следующим правильным шагом был бы запрет русских имен и все, что с ними связано. Ввести что-то типа Дарка, Иванка, Петро, Андрийко и т.п. Кто не согласен — на виселицу!»

Киевский публицист Мирослава Бердник: «На самом деле, запрещая Вконтакте, Яндекс, Одноклассники, Касперского, DrWeb и Mail.ru, точно так же, как и российские платежные системы, Порошенко действует не против России, а против своих граждан, лишая их возможности заработка, общения, прав и свобод и превращая государство в концлагерь с радикалами в виде капо-надсмотрщиков».

Московский известный журналист Виталий Третьяков: «Парашенко с Бандерой запретили одновременно Георгиевскую ленту и русский Интернет. Т.е. сразу Историю, Слово и Пространство. Осталось запретить законы физики». И другая реплика профессионала: «Верховная Рада Украины приняла закон о запрете Солнца, ибо оно приходит в украинское небо со стороны России».

А Нюра Берг почти риторически вопрошает: «А могла бы Украина быть прекрасной независимой страной без ненависти к России? На самом деле интересно».

Источник

5
1
Средняя оценка: 3.14019
Проголосовало: 214