У храмов святителя Николая. Часть II
У храмов святителя Николая. Часть II
Часть II. ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕ УХОДИВШЕГО НИКОГДА
Что менее известно «широким кругам населения» - так это то, что силами энтузиастов возникла и развивается ныне целая наука – Николаеведение, адепты которой изучают все мельчайшие детали, относящиеся к жизни и деятельности великого христианского подвижника. Ровно ничего не отвергая из канонических данных, они, тем не менее, отделяют наносное от истинного, проясняют и детализируют множество смутных данных, дополняют имеющиеся сведения новыми находками.
Ещё 12 лет тому назад, в 2005-ом, группа британских учёных попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая. Пришли к выводу, что он был крепко сложен, имел достаточно высокий для того времени рост - примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая, как и надлежит южанину, кожа. Портретное сходство с внешностью, изображаемой на иконах, оказалось просто поразительным; ну не чудо ли?
Икона святителя Николая из Демре (Мир Ликийских). XIX век. Анталийский музей.
Останки, хранящиеся в Бари и на острове Лидо, были определены как принадлежащие одному человеку; в последнем случае были отделены кости и череп, взятые тогда, в 1097 году, крестоносцами из соседних погребений и присоединенные в чтимой реликвии ради пущей важности приобретения (по объёму).
Было доказано, что «гробница», иначе «саркофаг» Святителя в храме святого Николая в Мирах Ликийских (ныне посёлок Демре), демонстрируемые, с проломом в нижней части, якобы сделанным похитителями, ничего общего не имеют с подлинным захоронением (отчего и не удавалось обнаружить его туркам-сельджукам, многократно пытавшимся осквернить останки христианского святого). Экспонируемый саркофаг, скорее всего, был просто приспособлен турками для демонстрации, быв взят из множества подобных, сохранившихся в окрестностях Демре языческих гробниц; Святитель же был похоронен, как христианин, естественно, ниже уровня земли.
Саркофаг святителя Николая в Демре.
Открыты новые, прежде замалчиваемые чудеса святого. Был такой эпизод в его жизни: истязаемые налогами жители Мир обратились к своему епископу с просьбой походатайствовать об их снижении. Святитель отправился в «счастливый Константинополь», и говорил о том с самим императором Константином Великим. Правитель устыдился укорам подвижника, пообещал снизить подати в сто раз (!), о чём немедленно был подписан указ. Зная, что василевс может отменить его (шутка ли сказать: в сто раз!!), Святитель тотчас же отослал его в Миры, для оглашения на плакоме – площади, где располагался рынок, средоточии общественной жизни города. Действительно, окстясь, император на следующий же день заявил об аннулировании документа, на что святой Николай ответил: это невозможно, ибо он уже оглашён в Мирах Ликийских. Не поверив его словам, правитель отослал туда гонцов. Сколь не спешили они, но вернулись лишь через две недели. С известием, что всё именно так и было, что указ был обнародован в день его подписания. Устыдившись своим поступкам, император богато наградил Святителя, отпустил его домой…, и повелел нигде и никому не рассказывать об этом чуде; как бы и другим не стало повадно обращаться к нему с подобными разорительными просьбами.
***
Канонически «Житие…» указывает на рождение будущего святого в 270 году, в семье благочестивых христиан Феофана и Нонны. Современные исследования указывают на то, что на биографию Николая-Чудотворца «наложилось» житие другого святого, Николая Пинарского (Синайского), жившего двумя столетиями позже, из-за весьма схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родились в Ликии, происходили из зажиточных семей, были архиепископами, стали почитаемы в лике святителей и чудотворцев. «Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, - это имена родителей Николая Пинарского», - утверждает исследование. Но как тогда звали отца и мать Николая Мирликийского? - спрашивается. Ответа нет. Поэтому, в соответствии с упомянутыми принципами николаеведения, нельзя считать ошибкой упоминание именно этих имён в «Житиях…» – по крайней мере до тех пор, пока не будут найдены убедительные документы на сей счёт.
Неоспоримым, по мнению всех Церквей, почитающих святого Николая, что ещё в утробе матери показал он себя освященным богодухновенною благодатью, «явил себя благоговейным почитателем Бога ранее, чем увидел свет, стал творить чудеса прежде, чем начал питаться молоком матери, и быть постником прежде чем привык вкушать пищу». В купели крещения он, не поддерживаемый никем, три часа простоял на ногах, «воздавая сим честь Пресвятой Троице, великим служителем и предстателем Которой он должен был явиться впоследствии». Молоком матери питался только из одной правой груди, «знаменуя тем будущее стояние свое одесную Господа вместе праведными». По средам и пятницам вкушал он его только раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв. Проводить среду и пятницу в строгом посте стало его правилом до самой кончины, как и постоянное совершенствование в добродетелях: уклонению от суетных друзей и праздных бесед, провождению целых дней и ночей в богомысленной молитве и чтении божественных книг, созиданию внутри себя жилища Святого Духа, действуя по словам Писания: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3,16). Оттого, в известном смысле, и дивились ему: «старый человек, если выказывает юношеские увлечения, для всех служит посмешищем; наоборот, если юноша имеет нрав старца, то от всех с удивлением почитается». Неуместна в старости юность, но достойна уважения и прекрасна в юности старость, - заключает Писание.
Дядей Николая был епископ города Патары. Видя преуспеяние племянника в добродетельном житии и всяческом устранении от мира, он посоветовал родителям посвятить Господу свое чадо, прежде принятое от Него, как дар. «Ибо были они были неплодны и уже не надеялись иметь детей, но многими молитвами, слезами и милостынями испросили себе у Бога сына, и теперь не пожалели принести его в дар».
По достижению совершенства епископ возвел Николая в пресвитерский сан. Рукополагая будущего святого во священника, по внушению Святого Духа, обратившись к народу, он пророчески молвил: «Я вижу, братия, новое солнце, восходящее над землею и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем, ибо сей добр упасет души заблудших, пропитает их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».
Обязанности епископа Николай впервые принял на себя во время путешествия его дяди в Палестину, на поклонение святым местам. В это время его родители ушли в жизнь вечную. Здесь данные источников расходятся: есть сведения, что святой Николай, получив в наследство их имение, тотчас роздал его нуждающимся. Другие говорят о том, что передав отцовское дело в управление другим, он все доходы от него, без остатка, употреблял на помощь нуждающимся, сам же оставался полным безсеребреником.
К сему времени относится помощь святого Николая некому мужу, прежде знатному и богатому. Потеряв свое значение и придя в крайнюю нищету, он помышлял трёх своих дочерей, красивых собою, отдать на любодеяние и обратить свое жилище в дом блуда, и таким образом добывать себе средства к жизни, а дочерям приобретать одежду и пищу. Епископ Николай, прознав о том, решил спасти этого человека и дочерей его от падения в бездну греха и порока. Но сделать это тайно, так как не желал стяжать себе мирской славы, а мужа – унизить таким благодеянием, «ибо стало бы оно тягостным напоминанием ему о былом богатстве и славе».
Бедные сестры. Музей искусств в Барселоне.
Взяв мешочек золота, Святитель пришёл в полночь к дому отца трёх дочерей, и забросил его в окно. Столь неожиданно свалившееся на него богатство тот муж приписал действию Божественного Промысла, воздал хвалу Господу, пекущемуся обо всех, и признательность неведомому благотворителю; выдал замуж старшую свою дочь, отдав ей в приданое чудесно дарованное ему золото. Спустя некоторое время, и благодаря такому же тайному подарку, была благополучно выдана замуж средняя дочь. Когда же наступил черёд младшей, наступили холода, окна были крепко затворены, и свой дар святому Николаю пришлось забросить через печную трубу. Девушка, внутри дома, развешивала в это время бельё для просушки у камина. Кошель с деньгами угодил ей в чулок; отсюда и пошла традиция класть новогодние подарки детям в чулки, вешаемые у их кроваток.
Но на сей раз хозяин был начеку. Выбежав из дома, он догнал быстро уходившего угодника Божия. Узнав своего тайного благотворителя, «муж сей пал ему в ноги, лобызая их и называя святого избавителем, помощником и спасителем душ, пришедших в крайнюю погибель». «Если бы, – говорил он, – не восставил меня твоими щедротами Великий в милости Господь, то я, несчастный отец, давно уже погиб бы вместе со своими дочерьми в огне Содомском. Ныне же мы спасены тобою и избавлены от ужасного грехопадения».
***
Преподобный отец Николай тоже совершил немало паломничеств: в Палестину, на поклонение тем святым местам, где Господь Бог наш, Иисус Христос, ходил пречистыми Своими стопами, далее по Аравийскому полуострову и вплоть до Александрии Египетской. Путешествия были преимущественно морскими, и во времена их явил он многие чудеса, утишив бури, исцелив многих больных и бесноватых, утешив скорбящих. Здесь ему пришла мысль удалиться в пустыню. Но он был остановлен Божественным гласом свыше, увещевавшим его возвратиться на свою родину.
Корабельщики, по наущению врага рода человеческого, пытались увезти его в иную страну, однако налетевшая буря повернула корабль и быстро понесла его по направлению к Ликии, угрожая злым мореходам совершенною погибелью. Спасённые от беды по молитвам святого Николая, они были прощены ним. Не только не разгневавшись, но даже ни одним словом не упрекнув их, с благословением отпустил он их в свою страну. Сам же, избегая суетной славы и опасаясь ее, святой Николай, водимый Божьим Промыслом, пришёл в город Миры, бывший митрополией всей Ликии - где его никто не знал.
Там как раз скончался архиерей Иоанн, архиепископ и первопрестольник всей Ликийской страны. Все епископы Ликии собрались, чтобы избрать на освободившийся престол достойного. Согласия, увы, не было между ними. Тогда высказали свою мысль самые разумные, подвигнутые Божественной ревностью: «Избрание епископа на сей престол не подлежит решению людей, но есть дело Божьего строения. Нам подобает совершить молитву, чтобы Сам Господь открыл, кто достоин принять такой сан и быть пастырем всей Ликийской страны». Решили так (по совету епископа, которому во время стояния на молитве явился светлообразный муж и повелел ночью отправиться к дверям церковным и наблюдать, кто прежде всех войдет в церковь): «Сей, – сказал Он,– и есть Мой избранник; примите его с честью и поставьте во архиепископы: имя мужу сему Николай».
Храм святителя Николая средневизантийского периода в Мирах (Демре). Деталь фасада.
Когда настало время утренней службы, то именно Угодник Божий, побуждаемый Духом Святым, пришел к церкви прежде всех, «ибо он имел обычай вставать в полночь на молитву и раньше других приходил к утренней службе». На вопрос епископа, как его зовут, кротко и тихо ответил: «Имя мое – Николай, я раб твоей святыни, владыко». – «Следуй за мною, чадо», - сказал ему встречавший, и привёл святого в собрание епископов, исполнившихся Божественной сладости и утешившихся сознанием, что обрели указанного Самим Богом пастыря.
Святой Мефодий, патриарх Константинопольский, рассказывает о видении, явленном святому Николаю незадолго до того ночью. Увидел он, что пред ним стоит Спаситель во всей Своей славе и подает ему Евангелие, украшенное золотом и жемчугом. По другую сторону себя святой Николай увидел Пресвятую Богородицу, возлагающую на его рамена святительский омофор. Вскоре после этого видения Мирский архиепископ Иоанн скончался.
Подобного же видения, коего ранее удостоился сам святой Николай при поставлении его на архиерейство, были сподоблены и некоторые отцы Первого Вселенского Собора, состоявшегося в июне-июле 325 года в Никее (ныне Изник, Турция), на котором святитель Николай мужественно восстал против нечестивого учения Ария, «одушевленный, подобно пророку Илие, ревностью к Богу, …посрамил сего еретика Ария… не только словом, но и делом, ударив в ланиту», - о чём повествует в своём рассказе инок Студийского монастыря Иоанн. Отцы собора, - пишет он, вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана. «Но Сам Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, одобрили его смелый поступок и похвалили его божественную ревность». В вещем сне, увиденном сразу несколькими архиереями, с одной стороны святителя стоял сам Христос Господь с Евангелием, а с другой Пречистая Дева Богородица с омофором, и подали святителю знаки его сана, которых он был лишен. «Уразумев из сего, что дерзновение святителя было угодно Богу, отцы собора перестали упрекать святителя и воздали ему честь, как великому угоднику Божию». Именно так и изображается святитель Николай на некоторых канонических иконах: слева вверху от него Господь Вседержитель, справа вверху – Матерь Божия с омофором.
Святитель Николай. Старинная икона. Частное собрание. Публикуется впервые.
Божью благодать - не только прикровенно, но часто и зримо изливаемую на него, Святитель Николай воспринимал только как указание на ответственность, действовал по слову апостола: чтобы люди «видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,16). Был он «нравом кроток и незлобив, смирен духом и избегал всякого тщеславия. Одежды его были просты, пища – постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех. Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим – милостивый податель, плачущим – утешитель, обиженным – помощник всем – великий благодетель».Что не означает, впрочем, жития тихого и защищённого от «лишений многих и скорбех»: во время жутких гонений на христиан, воздвигнутых римскими императорами Гаем Аврелием Валерием Диоклетианом и Марком Аврелием Валерием Максимианом, правление которых охватывает 284 – 305 годы, когда казнены были многие подвижники христианства (в частности – святой Пантелеймон), «эта дышащая злобою буря по усердию ревнителей тьмы и нечестия вскоре достигла и Мирского града. Блаженный Николай, бывший в том граде руководителем всех христиан, свободно и дерзновенно проповедовал Христово благочестие и был готов пострадать за Христа. Поэтому он был схвачен нечестивыми мучителями и заключен вместе со многими христианами в темницу. Здесь он пробыл немалое время, перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тюремную тесноту. Своих соузников он питал словом Божьим и напоял сладкими водами благочестия; утверждая в них веру во Христа Бога, укрепляя их на нерушимом основании, он убеждал быть твердыми в исповедании Христа и усердно страдать за истину». Исследованием останков Святителя Николая было убедительно доказано, что он действительно много лет провёл в узах, в железных оковах, подвергаясь истязаниям и лишениям. Но солнце Истины воссияло: Человеколюбец Христос, явлением Своего Креста вручил власть царю Константину Великому, низринул с царского престола язычников, разбил оковы узников и распахнул двери темниц. И «город Миры снова принял своего пастыря, великого архиерея Николая, удостоившегося венца мученического. Нося в себе Божественную благодать, он, как и прежде, исцелял страсти и недуги людей, и не только верных, но и неверных. Ради великой благодати Божьей, в нем пребывавшей, многие прославляли его и удивлялись ему, и все любили. Ибо он сиял чистотою сердца и был наделен всеми дарами Божьими, служа Господу своему в преподобии и правде».
***
«Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно», - сказано в «Житии святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского» святителя Димитрия Ростовского (1651-1709 гг.) «Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь».
О скончании земных дней его классический источник говорит так: «Поживе же великий угодник Божий лета довольна посреди Мирского града Божественными добротами сияя. И в глубоце старости, исполнен дний многих, долг общаго естества человеческаго отдаде, мало первее телом поволев, добре временный сконча живот: и на нестареющуюся и блаженную жизнь с радостию и псалмопением прейде, провожающим его святым ангелом, и святым ликом сретающим святаго. Тело же его честное, собравшеся от всея тоя Ликийския страны епископи с клирики, и иночествущии, и народа от всех градов безчисленное множество, положиша честно в соборней Мирския митрополии церкви, Десембрия месяца в 6 день, и совершахуся многая чудеса от святых угодника Божия мощей».
Успение святого Николая. Греческая икона.
Именно потому Миры Ликийские и стали, в правление императора Николая I Павловича, самым первым из мест, куда могли бы устремиться множество желавших совершить паломничество русских людей на поклонение святителю Николаю. С этой целью княгиня Анна Александровна Голицына (урождённая княжна Прозоровская, фрейлина двора и кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (1782-1863)) совершила сделку: приобрела церковь и её окрестности. Купля была совершена с ведома русского консула на Родосе и в полном соответствии с законами Османской империи. Началось активное освоение местности русскими переселенцами и восстановление церкви, для чего был нанят археолог Август Зальцман. Время, однако, оказалось весьма неудачным для осуществления столь обширных замыслов: вскоре после заключения сделки купли-продажи, в том же 1853 году, началась пресловутая Крымская война, в которой Турция выступила в качестве союзницы врагов России – французов и англичан. В дальнейшем же, когда отношения между Турцией и Россией могли нормализоваться, вступил на престол 31 августа 1876 года султан Абдул-Хамид II. Вопреки подписанному т.н. Лондонскому протоколу, где было зафиксировано требование великих держав о прекращении насилий над славянами, категорически отказался его выполнять – из-за чего Россия была вынуждена вновь объявить Османской империи, 24 апреля 1877 года, войну. Сокрушительно поражение в ней турок никак (в положительном плане) не отразилось на состоянии русской колонии в Мирах Ликийских: под любыми выдуманными предлогами их вытесняли из этих мест, купчие с правами на землю объявляли «недействительными». Окончательно ящик с ними, содержавший «множество документов», был удивительным образом «утерян… при перевозке из Элмалы в Анталью». Вдобавок реставрацию объявили «гибельной для церкви», хотя она велась в короткий промежуток времени (1862-1863 гг.), и составила самый минимум необходимых восстановительных работ, что хорошо видно на публикуемом плане.
План церкви святителя Николая с указанием реконструкции 1862-1863 гг. Турецкий источник.
Чуть ли не единственным из сохранившихся вещных памятников русского присутствия в XIX веке в храме Святителя Николая является строки из тропаря святому на крышке саркофага, пожертвованного церкви императором Александром II, финансировавшим реставрацию в 1863 году. Текст: «Правило веры и образ кротости воздержания учителя яви стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим» - усёчён (этим и ограничивается), подан с опусканием, в ряде случаев, прописных букв и разделительных знаков, некоторыми неверно изображёнными буквами. Что указывает на то, что резчиком был человек не очень грамотный, скорее всего местный. Вежеством не был отмечен и тот, кто создавал и современную поясняющую табличку на этом саркофаге: не дружа всё с теми же прописными буквами и знаками препинания, он приписал создание (заказ) надписи императору Николаю I, которого на том момент уже 6 лет как не было в живых.
Храм святителя Николая в Мирах (Демре). Правая галерея.
***
В сущности не только саркофаг, но и сам храм Святого Николая в Мирах (Демре) имеет несколько опосредованное отношение к нему. Где находится именно тот, в котором служил Святитель – пока ещё загадка. Он, Угодник Божий, появился на свет при римских императорах Валериане (Публии Лицинии Валериане Августе) и его соправителе Галлиене (Цезаре Публии Лицинии Валериане Эгнации Галлиене Августе), если принять за дату его рождения 260 год, как ныне считается; либо Квинтилле (Цезаре Марке Аврелии Клавдии Квинтилле Августе) или Аврелиане, вскоре сменившим его с титулом Цезаря Луция Домиция Аврелиана Августа – если считать таковым 270-й, как в некотрых «Житиях…». В любом случае это была языческая Римская империя, раздираемая политическими и экономическими противоречиями, цеплявшаяся за язычество, как средство продления своих дней. Не глядя на то, что христианство уже пустило свои мощные корни и собственно в Риме, и (возможно, даже в большей степени) на его окраинах. К каковым относились и Миры Ликийские: место действительно уникальное, заселённое людьми по крайней мере с V века до н.э. Греческий географ I - II веков до н.э. Артемидор Эфесский и писатель Гай Плиний Секунд (Плиний Старший), живший в I веке н.э., оставили достаточно подробные описания этой «Страны Солнца» (Ликии) в целом, и Мир («Жемчужины побережья») в частности. Страна эта была первой в мире федерацией, включавшей в себя 70 городов, самыми значимыми из которых были Ксантос, Патара (где подвизался в качестве епископа дядя будущего святого, архиепископ Николай, и где он сам принял этот сан), Олимпос, Пынара, Тлос, Мира. Последний при решении вопросов обладал двумя, по другим данным тремя голосами. То есть был весьма значимым, о чём согласно повествуют все источники.
Культ Артемиды имел здесь доминирующее значение. Среди множества ипостасей («эпитетов») этой языческой богини – от Агротеры («Охотницы», «Ловчей») в Аттике, до «Эфопии» на Лесбосе. В Мирах почитали преимущественно Артемиду Элефтерию («Свободную»), но буквально рядом чтили Артемиду Таврополу, а это была уже богиня кровожадная: Климент Александрийский (христианский апологет и проповедник Священного Писания среди эллинистических книжников конца I – начала II веков н.э.) в своей книге «Увещевание к язычникам», ссылаясь на более раннего автора, посвятил данной теме целый раздел – XLII-й: « О человеческих жертвоприношениях», где пишет, в частности: «Фокейцы же (не премину сказать и о них), как повествует Питокл в третьей книге „О согласии“, устраивают человеческие всесожжения Артемиде Таврополе». Фокея - это один из двенадцати ионических городов на западном берегу Лидии в Малой Азии; в настоящее время на месте Фокеи находится турецкий город Фоча. Столь же кровожадной, по мнению упомянутого автора, была и Артемида Таврическая, которой Тавры – племя, населяющее полуостров Таврику, «тех чужестранцев, которых они у себя захватят, после того, как те, плывя по морю, сбились с пути, сразу приносят в жертву Артемиде Таврической. Таврика же (Таврида, Таврия) - это древнее название Крыма. Так что речь идёт, в сущности, о наших местах.
Борьбе с этими богами – «демонами жуткими и бесчеловечными», которые «не только радующиеся людскому безумию, но и наслаждающиеся человекоубийством» посвятил свою жизнь Святитель Николай. Храм Артемиды в Мирах был ним разрушен. Что возникло взамен? Храм веры в Христа Спасителя, для чего зиждителю его, святому Николаю, даровал Господь великие инструменты и способы его строительства. Он брал пшеницу из кораблей, плывущих в Константинополь – и они приходили в порт назначения с трюмами, чудесным образом опять восполнившимися. Являлся во сне купцам – и они плыли с товарами в Миры, где их ждали…
Святой Николай, берущий пшеницу. Икона в Ватикане.
Демоны мстили. Как уже было сказано, при императоре Цезаре Луции Домиции Домициане Августе Святитель Николай был брошен в тесную и сырую темницу, притом закованным в железные кандалы. В узилище он провёл достаточно долгие годы (предположительно, около 20 лет). Но ему довелось наблюдать и рождение новой империи, Второго Рима, Византии, солнце которой взошло перенесением, в 330 году, императором Константином I, своей столицы в Byzantium, на Босфор. Де-юре была объявлена таковой в 395 году (вследствие окончательного раздела государства после смерти императора Феодосия I Великого, последнего императора единой Римской империи). Отдельным территориальным образованием – провинцией, 37-й по списку (позже это наименование стали носить иные единицы) диоцеза Азия, с именем Памфилия, стала земля святого Николая. С ростом государства росла и популярность Святителя. В Мирах была сооружена новая «апсидная базилика»; писатель Прокоп Кесарийский (500 - 565 гг.) упоминает храм в Контантинполе, возведённый в его честь.
Базилика в Мирах «была разрушена в VIII веке либо землетрясением, либо во время нашествия южных племён», - сообщает источник. А сам храм, демонстрируемый ныне паломникам в Миры Ликийские – существовал ли он тогда? Видимо, да. Ибо говорится, что купол над ним «был возведен в VIII или IX веке. В IX веке… к церкви было пристроено несколько помещений. Известно, что наиболее значительные реставрационные работы проводились [здесь] во время правления императора Константина IX Мономаха и его жены Зои Порфирородной в 1042 г.»
Византийские фрески, чудом сохранившиеся в храме святителя Николая в Мирах (Демре).
Любопытно, что годом позже (в 1043-м) имел место последний поход Руси (единственный после крещения) на Константинополь. В знак заключения мира Константин IX выдал свою дочь (или близкую родственницу, как предполагают некоторые авторы) замуж за сына Ярослава Владимировича Мудрого, организовавшего этот поход, Всеволода. Родившийся в 1053 году от этого брака сын Владимир получил от родителей прозвище по деду - Владимир Мономах. Именно ему, внуку, по легенде («Сказание о князьях Владимирских»), Константином IX была дарована, как знак царских прав, знаменитая шапка Мономаха, «шапка золотая» - главная регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия на Руси. Так глубоко и далеко во времени закладывались скрепы между Византией и Русью, которой надлежало после падения Константинополя в 1453 году стать Третьим Римом – а четвёртому, как известно, не бывать.
***
Что же сам храм святого Николая в Мирах Ликийских? Ввиду набегов на Ликию (будем называть её так, хотя территория носила, после 1025 года, название фема Кивирреоты со столицей Атталия, нынешняя Анталья) область была в значительной мере обезлюдевшей. «В течение XIII века церковь и другие христианские сооружения оставались покинутыми. Скоро они пришли в упадок и были занесены сыпучими песками реки Мирос», - сообщает источник. То есть сама природа до времени сокрыла православный храм от поругания варварами. Когда дух разрушения христинских святынь, царивший в Османской империи, не был несколько унят «европейским», а затем и русским проникновением.
***
Храм был впервые откопан, надо полагать, лишь в конце XVIII – начале XIX веков. Местность, прилегающая к церкви святого Николая, была занесена песками столь обильно, что и ныне мы видим его находящимся ниже уровня земли. А первым западным учёным, исследовавшим сооружение, был француз К.Р. Кокерель. Случилось это в достопамятном 1812 году. Вполне отдавая себе отчёт в том, насколько деликатной является тема «альтернативной истории», мы, тем не менее, должны напомнить, что могущество Наполеона, «восхождение его звезды», началось после Египетского похода: когда он беседовал со жрецами, ночевал в пирамиде, знакомился с оккультными практиками. И что его кампания против России ставила целью достигнуть сакрального центра – столицы Русских царей, Москвы, и овладеть ею (и это было достигнуто, но после «звезда» императора резко закатилась). Не истоки ли «могущества русских», более всех прочих народов чтящих святителя Николая, искал посланец Наполеона француз К.Р. Кокерель, исследуя храм святого в Мирах Ликийских? – подобно тому, как более столетия спустя другой претендент на мировое господство, Адольф Гитлер, искал союзничества тайных сил, «штурмуя» Шамбалу и другие таинственные места Земли?
Один факт – не факт, и поэтому выстроим их далее цепочку. В другое царствование – короля Луи-Филиппа I (1830-1848), - когда Франция ещё откровенно страдала комплексами от поражения Наполеона Бонапарта (одно из проявлений которого стала книга-месть маркиза-педераста Астольфа Луи Леонора де Кюстина «Россия в 1839 году», другой француз – Ш.Ф. Тексье - совершает в 1833-1837 годах новую экспедицию в Малую Азию, вновь исследует церковь в Мирах, указывает на существование большого монастыря в форме квадрата, примыкавшего к церкви, открывает свидетельства того, что здесь нашли приют множество греческих семей. Всё это было бы хорошо, если бы не одно «но»: Тексье параллельно запускает крупную «утку» о том, что мощи святого Николая были вывезены в Россию. Как, кем, когда – не представляется ему важным, главное – указать на похитителя.
Вскоре в этот же район пожаловали и британские исследователи (экспедиция Ч. Феллоуса). Материалы её были опубликованы в 1840 году. Много информации англичане не нарыли, но упоминание о том, что «мощи святого Николая были вывезены в Россию» в отчёт вошли, и были обнародованы.
Очередное возбуждение французов последовало во времена правления императора Наполеона III (1852 -1870), с целью реванша развязавшего и Крымскую войну 1853-1856 годов, и по-иному пытавшемуся досадить России (достаточно вспомнить его попытку организовать вмешательство европейских держав для поддержки взбунтовавшейся Польши в 1863 году; - что, как известно, не удалось, но серьёзно повредило русско-французским отношениям, вызвав законное негодование в Санкт-Петербурге).
К этому времени (1864 год) относится выход новой книги Ш. Тексье, написанной ним в соавторстве с П. Пулланом. Помимо широкого обзора храмов, возведённых в честь святого Николая в разных западных странах, рассказа о руинах различных сооружений в Венеции, на протяжении веков возводимых в память о нём, авторы предъявляют прямую претензию служителям церкви, не воспрепятствовавшим русским вывезти мощи Святителя в Россию. Данные о том, что мощи вывезли итальянцы в Бари в апреле 1087 года, разбив саркофаг, Шарль Феликс Тексье объявляет «выдумкой». Он же безапелляционно определяет «неправильной» начатую русскими реставрацию церкви в 1862-1863 годах.
Выдумка Тексье оказалась настолько убедительной и живучей, что она «ничтоже сумняшеся» была перенесена в отчёты экспедиций лейтенанта (впоследствии адмирала) А.Б. Спратта и профессора Эдварда Форбса (книга «Путешествия по Ликии», изданная в 1847 году), Е. Колнаги и А. Берга (вояжировавших в этих краях, и дополнивших «открытие» Тексье такой деталью: «мощи Святого были вывезены русскими во время Греческого восстания (это, напомним, 1821- 1832 годы), а вместо них русский царь прислал икону с изображением Николая-Чудотворца»).
Понятное дело, что впоследствии инсинуации были разоблачены: мощи Святого Николая надёжно идентифицированы, места их хранения известны (Бари, остров Лидо), многие ошибки в чертежах Тексье указаны и исправлены: немец Г. Ротт, прибывший в Демре в конце 1906 года, точно измерил сооружение и составил план церкви. Хотя сделать это было уже нелегко: природа опять пыталась сокрыть церковь под напластованиями грязи, приносимой рекою Мирос, тоже переименованной в Демре; фундамент строения оказался уже на 8-9 метров ниже уровня земли, и в храм приходилось входить, используя в качестве двери входное окно в галерее верхнего этажа, а работать - стоя в воде по колено; иногда уровень её доходил и до груди. Он же, Г. Ротт, указал в своей книге, изданной в 1908 году, причины фиаско «русского проекта» преобразования Мир Ликийских: «шумная пропаганда и усилия русских присвоить неограниченные права на земельный участок Демре потерпели крах благодаря вмешательству турецкого правительства. Даже реставрация домов в посёлке не была допущена».
Престарелый священник – «развалин страж полуживой» - был единственным тогда смотрителем церкви, и ютился он в полуразрушено флигеле…
Да, как бы там ни было, а усилиями «западных партнёров» отношения Турции и России были очень сильно испорчены. Посёлок и церковь в нём окончательно забыты и заброшены после 1920 года. К этому моменту Турция, как известно, сменила своего союзника – Францию – на нового (Германию), с каковым и впуталась в Первую мировую войну, и совокупно с ним потерпела поражение - что повлекло развал Османской империи.
Была, впрочем, ситуация, когда наши отношения потеплели аж донельзя: когда сделаны были «царские подарки» «Новой Турции» (при заключении 16 марта 1921 года в Москве договора о «дружбе и братстве»), и к ней отошёл ряд территорий бывшей Российской Империи: полностью Карсская область и дополнительно Сурмалинский уезд Эриванской губернии. Плюс дали «турецким друзьям» 10 миллионов рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, 327 пулеметов, около 58 миллионов патронов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и «большое количество другого военного снаряжения») – и это только по первому запросу. Вон он, кстати говоря, стоит на одной из главных площадей Антальи: Мустафа Кемаль Ататюрк, одетый как красноармейский офицер, и логично – ведь именно из Антальи и началось его движение и войну за независимость, приведшая к созданию нового, основанного на национализме и «суверенитете нации», республиканского государства. В то время лишь глазом мигни – и были бы Миры Ликийские снова русскими, восстановленными в правах (при таких-то территориальных уступках на северо-востоке!). Но ведь власть и в Турции, и в РСФСР установилась новая, богоборческая. Во главу угла ставилась мировая революция и совместная «борьба с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных из-под их власти» (из письма Кемаля Ататюрка Ленину от 26 апреля 1920 года). Потом начались «принципиальные расхождения». Затем пассивное союзничество турок с немцами в ходе Второй мировой…
…И лишь совсем недавно - в начале 1960-х - вспомнили турки о подлинном сокровище, им принадлежащем: храме Святого Николая в Мирах Ликийских. При помощи самой современной техники церковь была отрыта. Легенда про «огромные сокровища» и «важные документы», спрятанные в кладке фундамента, развенчана. Истинным кладом, впрочем, стала сама церковь, куда пошли волна за волной паломники – поклониться святыням: стенам, которые якобы помнят святого Николая, якобы служившему здесь, прильнуть к саркофагу, откуда были будто бы похищены его мощи (в иных туристических буклетах до сих пор упоминается, что именно русскими – вот ведь какая сила лжи).
Храм святителя Николая был отрыт...
***
И ехать туда надо. Ибо подлинной остаётся та земля, где на самом деле жил и творил свои чудеса Святитель Николай. Его не смогут забыть никогда эти выбеленные солнцем до сияющей чистоты камни. Синее море, как и прежде то ласково, то грозно набегающее на твердь «Жемчужины побережья». Чуть поодаль (катером довезут) среди лазурных лагун видится полого ушедший под воду из-за землетрясения город-гавань, куда приставал корабль, везший в Рим апостола Павла («путешествие в узах»)…
***
О том, сколь важной в понимании наших предков была эта земля, говорит тот факт, что на восстановление храма святого Николая в Мирах в XIX столетии была всенародно, «по копеечке», собрана весьма значительная сумма денег - 246 500 рублей. Младотурецкая революция 1908 года, сбросившая власть султана Абдул-Хамида II, её подавление, возведение на престол «конституционного монарха» Мехмеда V и установление «триумвирата власти» в лице Энвер-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши, развязанная в 1911 году Триполитанская (иначе Ливийская) война, приближавшие крушение Османской империи, показали, что здесь ещё долго не будет власти, с которой можно будет договариваться на сей счёт (восстановления русских прав на Миры, в частности). И в том же 1911-м Императорское Православное Палестинское Общество решило учредить комитет, под покровительством императора Николая II, с целью устроить в Бари подворье для нужд русских паломников, стекавшихся к мощам Николая Чудотворца. Указанная сумма – треть миллиона – была дополнена личным взносом Императора (10 тысяч рублей), 3 тысячами рублей от великой княгини Елизаветы Фёдоровны (председательницы Палестинского общества), а также средствами от тарелочных сборов «на Барград», проводимых по Высочайшему повелению во всех храмах Российской империи в оба праздника святителя Николая Чудотворца (весенний и зимний). На эти средства миссионер протоиерей Иоанна Восторгов 20 января того же года приобрёл у госпожи Скорча участок земли площадью 1,2 гектара; вскоре (тою же весной) член комитета, Товарищ Прокурора Священного Синода князь Н.Д. Жевахов и архитектор В.А. Покровский (к которому чуть позже присоединился известный знаток древнерусского храмового зодчества А.В. Щусев), составили проект строительства. Шло оно быстро: 24 декабря 1914 года уже была освящена первая, деревянная церковь; в марте 1914-го здания подвели под крышу… Не станем здесь подробно говорить о многотрудной судьбе русского подворья в Бари: она достойна отдельного рассказа. Важно то, что ныне русское присутствие здесь восстановлено: в Бари существует Патриаршее подворье Святителя Николая, музей Святителя Николая и церковь, освящённая в его имя (официально возвращена Российской Федерации 1 марта 2009 года в присутствии Президента Италии Джорджо Наполитано и Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева). Переговоры же о том были начаты 14 марта 2007 года в ходе визита российского президента Владимира Путина в Бари – и, как видим, завершились успехом.
Мраморный престол над ракой с мощами святителя Николая в г. Бари, Италия.
И как хочется верить, что в процессе какого-либо визита турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана будет поднят и этот вопрос – Мир Ликийских, и возвращения Русской Православной Церкви храма Святителя Николая. Что найдутся «утерянные» при султане Абдул-Хамиде II документы на русскую собственность в этих местах.
Что восторжествует таким образом то, что называется словом высоким и ответственным: историческая справедливость.