Абхазия — страна своеобразия
Абхазия — страна своеобразия
Очередная абхазская революция побудила во мне воспоминания о сей загадочной стране, в которой был я премного раз. Прошлой осенью, отдыхая в Адлере, заехали мы с женой в Абхазию за абхазским мёдом. В Абхазии самый лучший на свете мёд — по нашему с женой мнению. Его собирают пчёлки с редких горных соцветий, которые есть только в здешнем климате. Но не вздумайте этот мёд покупать на рынках или на турмаршрутах. Там вам продадут бодягу, слегка разбавленную настоящим мёдом. Да, на российских рынках тоже не все по-честному, но мы сейчас про Абхазию.
Та же история на абхазских рынках, туристских тропах и с вином, и с сыром, с орехами и еще много с чем. По сей причине у иностранца может сложиться мнение, что в Абхазии всюду жулики. Нет, это совсем не так, в большинстве своем абхазы — народ порядочный и богобоязненный. Просто страна у них так устроена, что заниматься там честным бизнесом невозможно. Ну, а нечестный бизнес губит и экономику, и калечит нравы. Оттого абхазы чуть ли не каждый год лютуют на площадях, взывают сменить правительство в надежде улучшить жизнь.
Сухумские мотивы. Здесь и далее: фото автора
И шофер побелел от ужаса
Перейдя границу, сели мы в абхазскую маршрутку. Это такой раздолбанный драндулет, на который глядя, нельзя поверить, что он может передвигаться. Однако же как-то едет, явно что не без помощи некой нечистой силы. Если в российской маршрутке такой же вместимости максимум мест 15-ть, то в абхазской их в полтора раза больше. Потому пассажиры сидят там подняв до ушей коленки. Наша дорога до Нового Афона займет полтора часа. Кроме нас здесь еще молодая компания руссколикая, распивающая пивко, а так же прочие пассажиры, среди которых особенно выделяется старик-аксакал в каракулевой папахе и шерстяном пиджаке, хотя на улице, как и в маршрутке +30 градусов. Кондиционера, понятно, нет. На беду еще — молодой водитель фанат дебильных эстрадных песенок. Только тронулись, загремело на весь салон, что-то типа: «Я любил тебя! К другому ты ушла- а-а-а!».
Старый аксакал просит водителя убавить музыку, тот снижает звук, объезжает лихо на скоростях гуляющих по шоссе коров. Скоро звучит другое произведение: «Я твоя буся, ты мой бутуся...», и водитель, надеясь, что аксакалу этот шедевр явно понравится, врубает громкость на полную. Аксакал снова просит убавить звук и убавить скорость. Юноша подчиняется, но за поворотом опять прибавляет и то, и это. Компания, опившаяся «Очаковским», просит остановить — поссать. Но водитель их игнорирует. Аксакал, вытирая рукавом со лба пот из-под папахи просит убавить музыку… И так до самого Нового Афона. Когда, наконец, приехали, опившаяся компания выскакивает первой, матеря водителя. Старик выходил медленно и степенно. А выйдя, он говорит водителю:
— Будь ты проклят за такую езду! Ты не уважаешь старость, и твои дети не будут уважать тебя.
Тут мы увидели, как побледнел водитель от этих слов. Проклятье от стариков для абхазов — ужас. Он что-то стал бормотать вроде бы как в безумстве, а когда аксакал порядочно удалился, водитель пришел в себя и принялся громко вдруг убеждать свидетелей, что старик этот ненормальный, больной психически. Конечно, такой вот абхазский сервис не очень-то привлекателен даже и для сурового российского туриста.
Таких заброшенных участков полно даже в самом Сухуме
Но вернемся к мёду
Заявляя выше — абхазы народ порядочный, я не преувеличил. Чем выше обитают они в горах, чем дальше от туристического бедлама, тем они нравственнее. А потому, если вы собрались купить в Абхазии настоящий мёд, вино и прочее, забирайтесь вглубь. Там не обманут. К тому же редким гостям в горах очень рады. Бонусом вам предложат и сесть за стол, и поведают много что интересного. Вас изумят их ухоженные дворы, крепкие хозяйства, в которые вложен немалый труд. А еще вам расскажут: сколько гибнет у них в хозяйствах цитрусовых и прочих фруктов, которые невозможно сбыть даже за копейки, потому как рынком правят барыги. Из-за барыг тот же абхазский мёд, как и цитрусовые, и прочее нельзя напрямую везти в Россию. Честного коммерсанта замордуют разные контролеры еще до российской границы. Всем надо давать бакшиш. И на торговых точках такой бакшиш, что торговать настоящим медом — себе в убыток.
Помнится, еще в 2015 году толковал я с замом министра сельского хозяйства Абхазии Ашотом Миносяном. И он признался, что у них пустует аж 15 000 гектаров пахотных земель и 33 000 га залежей, что заросли кустарником. Но нету рабочих рук, чтобы на тех гектарах разбить сады. И вот если бы какие российские фермеры взяли земли те в аренду, то скоро обогатились бы, благодаря здешней жирной почве и мягким климатам. Это так, но есть одна загвоздка — бакшиш. И покуда абхазы загвоздку эту не устранят, богато и полноценно они жить не станут.
Абхазские мотивы
Так по всей Абхазии пропадают мандарины