Легенды старой Коломны
Легенды старой Коломны
У города в этом году – юбилей, 840 лет…
КАК-ТО так повелось, что последние годы я хожу в отпуск исключительно в августе, а самые жаркие летние месяцы – июнь и июль – провожу, главным образом, в городе. Конечно, по выходным удаётся вырваться из суматошного мегаполиса на природу. А иногда я устраиваю себе в эти дни праздник – езжу по историческим местам Подмосковья. И вот как-то мы с супругой решили отправиться в старинный русский город Коломну. Пока автомобиль преодолевал 110-километровое расстояние по Рязанскому шоссе, которое ныне гордо именуется федеральной магистралью М-5 «Урал» и вдоль которого мелькает порою гладь Москвы-реки, я и моя половина вспоминали, что же нам вообще известно об этой самой Коломне…
КОЛОМНА относится к числу старейших подмосковных городов, её 840-летняя история сплошь соткана из удивительных событий и фактов, таинственных легенд и сказаний. Впервые Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 годом как пограничный пункт Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. Но не исключено, что этот град, стоящий на слиянии рек Оки, Москвы и Коломенки, основан лет за 25-30 перед тем – археологические раскопки сие подтверждают. В 1301 году князь Московский Даниил – сын Александра Невского – присоединил Коломну к своим владениям; именно это событие стало началом объединения русских земель вокруг Москвы. А Великий князь Иван I Калита в своём духовном завещании упоминает город уже как наследственное московское владение: «Се дал есмь сыну своему большему Семёну… Можаеск, Коломну со всеми коломенскими волостьми: Городенку, Мезыню, Песочню…»
Город растёт, украшается домами, церквями, монастырями, укрепляется стенами. Конечно, вплоть до конца XV столетия его постоянно терзают различные напасти: пожары, эпидемии, татарские нашествия… Однако Коломна подобно легендарному Фениксу каждый раз восстаёт из пепла. В 1353 году учреждается Коломенская епархия, что подчёркивает особое место Коломны среди прочих русских городов.
…РАНЬШЕ, всем, кто следовал из Москвы в Коломну, никак было не миновать старинного села Непецина, однако сравнительно недавно на этом участке появилась новая очень хорошая объездная трасса. Вот справа от дороги промелькнула стела, обозначающая нынешнюю городскую границу. Мы проехали ещё немного вперед, пересекли мост через узенькую Коломенку. И, наконец, перед нами ОН – Коломенский кремль, важнейший историко-культурный ансамбль. Сколько всего связано с ним!
Возведение новых городских укреплений началось в 1525 году по повелению Великого князя Василия III. Через шесть лет взорам современников предстало весьма внушительное сооружение. Крепостная стена с 17 башнями (из них четыре проездные) имела длину почти два километра и опоясала территорию в 24 гектара. Высота стен достигала в среднем 20 метров, толщина – до 4,5 метра. По своей архитектуре Коломенская цитадель имеет явное сходство с Кремлём в Москве – краснокирпичные стены и башни украшены характерными двурогими зубцами – «ласточкиными хвостами». Поэтому нет почти никаких сомнений, что постройкой здешней крепости также руководили итальянские архитекторы. Отметим, что коломенские башни, в отличие от московских, не были впоследствии надстроены шатрами и сохранили оригинальные четырёхскатные кровли.
Памятник Дмитрию Донскому
Вид цитадели неизменно вызывал восхищение у всех, посещавших Коломну. Например, архидьякон Павел Алеппский, сопровождавший своего отца, Антиохийского патриарха Макария в его поездке в Россию в 1654-1656 годах, записал: «Стены… выстроенные из больших камней и крепкого, чудесного кирпича, страшной высоты… башни походят на башни Антиохии – или даже лучше и красивее их по постройке – удивительно крепки и непоколебимы… Каждая башня имеет особый вид: одни круглые, другие восьмиугольные, иные четырёхугольные. И все высоки, величественны и господствуют над окрестностями. Несомненно, это постройка, доведённая до совершенства и достойная удивления зрителя».
Укреплениям Коломны отдали должное российские государи – Пётр I и Екатерина II. Правда, к середине XVII столетия город потерял военно-оборонительный статус, содержание кремля стало нерентабельным, и он стал постепенно разрушаться и разбираться местными жителями для возведения гражданских зданий. Это стало причиной неудовольствия Екатерины, хотя в целом визит в Коломну её чрезвычайно порадовал – императрица пожаловала городу давно заслуженный герб, а на портрете, заказанном вскоре после поездки, осенью 1775 года, пожелала быть запечатлённой в коломенском кокошнике и ожерелье. Для исправления же существующего положения (запущенность города, его хаотичная застройка) в Коломну был командирован видный московский архитектор Матвей Фёдорович Казаков с группой помощников. Зодчий составил план регулярной застройки города, а, кроме того, исполнил серию рисунков с видами кремля и некоторых примечательных зданий.
Заметим кстати, что процесс разрушения Коломенского кремля был остановлен специальным указом императора Николая I, но к тому времени (1826) существенная часть укреплений уже была потеряна. Ныне сохранились целиком семь башен, одно прясло и два участка стены.
Екатерина II в шугае и кокошнике. Гравюра по оригиналу В. Эриксена.
…ТЕПЕРЬ в старую цитадель можно пройти несколькими путями. Например, через парадный вход - Пятницкие ворота или по улице Лажечникова (бывшей Брусенской) – самой главной здесь. А можно через пробитые прямо в толще стены Михайловские, или Малаховские ворота, что мы, собственно, и сделали. Всех входящих в кремль с этой стороны «приветствует» бронзовый Дмитрий Донской. Святой благоверный князь представлен восседающим на коне в полном вооружении, как бы перед выездом на поле брани.
В жизни Дмитрия Ивановича Коломна занимала очень важное место. Здесь в январе 1366 года в небольшой деревянной церкви Воскресения Словущего шестнадцатилетний Великий князь Московский венчался с княжной Евдокией Суздальской. В августе 1378 года на реке Воже под Коломной был разбит отряд татарского мурзы Бегича, а спустя два года в Коломне формировалось объединённое войско для решающей схватки с ордынцами на Куликовом поле. В честь блестящих побед русского оружия по указу Дмитрия Донского строится Успенский кафедральный собор, а несколько позже в трёх верстах от города закладывается Богородице-Рождественский Бобренёв монастырь.
Здания Воскресенского и Успенского храмов (в перестроенном виде) сохранились и вместе с несколькими другими постройками составляют величественный ансамбль Соборной площади Коломенского кремля. А в мае 2007 года, когда в древнем городе праздновались Всероссийские Дни славянской письменности и культуры, здесь появился ещё памятник великим просветителям – святым равноапостольным Мефодию и Кириллу.
МНОГО, очень много интересного находится и непосредственно на кремлёвской территории, и на старинных городских улицах.
Сразу за Грановитой башней мы увидим ансамбль Успенского Брусенского женского монастыря. Название своё он получил от ограды, сложенной из крупных брусьев. Конечно, ограда та давным-давно заменена каменной стеной с причудливыми «готическими» башенками – творением М.Ф. Казакова.
Откровенно говоря, все монастырские постройки довольно поздние, включая эффектный Крестовоздвиженский собор пятидесятых годов XIX века, возведённый стараниями тогдашней игуменьи Олимпиады по проекту архитектора А.С. Кутепова.
Пятницкие ворота - парадный въезд в кремль
Впрочем, есть тут и самая настоящая жемчужина, ради которой одной стоило бы приехать в Коломну. Речь идёт о шатровой церкви Успения Богородицы: её соорудили велением Иоанна Грозного в память покорения Казанского ханства. К слову, государь неоднократно бывал в городе – две из его семи жён, Марфа Собакина и Анна Васильчикова, - происходили как раз из этих мест.
Немного дальше – ещё один монастырь, и тоже женский, Троицкий Ново-Голутвин, выделяющийся ярко-жёлтой 46-метровой колокольней.
Участок стены вдоль набережных Коломенки и Москвы-реки отсутствует. А прежде здесь было целых семь башен и среди них – слева от плашкоутного моста – мощнейшая и красивейшая Свиблова. Но постепенно она пришла в крайнюю ветхость, и в конце 1830-х годов горожане специально обрушили её.
Башня эта именовалась также «Мотасовой», ибо на ней, говорят, 400 лет восседал чёрт по прозванию Мотас и от безделья мотал ногами.
У известного учёного-богослова, профессора, коломенского уроженца Никиты Петровича Гилярова-Платонова читаем следующее предание, слышанное им от своей тётки, Марии Матвеевны: «Летит бес из Старо-Голутвина в Бобренёв монастырь, монахов соблазнять. Смотрит: на башне сидит чорт Мотас и зовёт его с собою. А тот и отвечает — Э, братец, не спеши, тут народ такой, что сами нас поучат грешить».
Ну, разумеется, нельзя не упомянуть, что в кремлёвских пределах сохранилась жилая деревянная застройка XIX-XX веков. (Вот кто-то может похвалиться, что живет в кремле!). Большая часть домиков выглядит весьма ухоженными, с красивой резьбой.
Один из подобных домов (№10) принадлежал некогда семье Зинаиды Нат – родной сестры Александра Ивановича Куприна. Писатель несколько раз гостил у неё и работал тут над некоторыми своими произведениями.
…Однако меня и мою супругу больше всего интересовала огромная Коломенская башня, та, что видит любой, въезжающий в город со стороны Москвы. Это самое популярное местное строение, подлинный символ Коломны. Разнообразные сувенирные изображения башни продаются, наверное, в любом соответствующем магазине или киоске.
ИЗНАЧАЛЬНО башня была западной сторожевой вышкой города, охранявшей Астраханский тракт – одну из древнейших дорог Российского государства. Коломенская – самая высокая среди сохранившихся башен кремля – высота её 31 метр, а диаметр – 13 метров. Сооружение вообще-то гранёное, но ежели смотреть на него издали, то оно кажется круглым. Именно этим объясняется второе официальное название башни – Круглая наугольная. По граням столпа в шахматном порядке расположены 27 окошек-бойниц, что увеличивало угол обстрела и помогало держать круговую оборону. По своим пропорциям строение очень близко Беклемишевской башне Московского Кремля.
Башня как магнитом притягивает туристов. Ещё бы – ведь с ней связана такая легенда! Начиная с 1620-х годов коломенцы именовали ее «Маринкиной». И так уж получилось, что именно под этим презрительным именем башня вошла в историю. Дело обстояло следующим образом.
1611 год, месяц август. Самый разгар русской Смуты. В город приезжает польская авантюристка Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II. Когда второй самозванец – Тушинский Вор - потерпел полный крах и был убит, Марина вместе с их малолетним сыном Иоанном выехала в Коломну и обосновалась здесь на правах царицы. «А была за нею Коломна вся, а чины у неё были царьския все: бояре и дворяне, и дети боярские, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася «царицей» ко всем бояром и воеводам».
Прошло несколько месяцев. Новый Маринин защитник и любовник, донской атаман Иван Заруцкий попытался задержать Второе ополчение князя Пожарского, а когда попытка провалилась, он «ис под Москвы збежал на Коломну к жонке к Маринке». Мнишек обманом впустила в город сборные польско-казацкие полки, велев снять с Пятницкой башни массивные створчатые ворота и двойные герсы (подъёмные решётки). Коломенцы оказали Заруцкому весьма холодный приём, и тогда он приказал своему воинству ограбить город. «И, взяв жонку да малого, с Коломны пошол» на Рязань, а оттуда в Астрахань.
На реке Яик (Урал) всю эту компанию настиг отряд стрельцов и, заковав в цепи, отослал в Москву. «Злоносных врагов наших: Ивашку Заруцкого, да Маришку, да сына ея Ивашка отдал Бог в руце наши», - доносили стрелецкие командиры князю Степану Одоевскому, посланному для поимки опасных «воровских людей».
В конце июля 1614 года Заруцкий и трёхлетний «царевич» Иоанн Дмитриевич были казнены. Что же касается судьбы Марины, то здесь начинаются загадки. Русские послы сообщали польскому правительству, что Мнишек «умерла на Москве от болезни и от тоски по своей воле»; согласно другим источникам, её повесили либо утопили. Однако существует устойчивая версия, будто бы гордая полячка была заключена в той самой Круглой наугольной башне Коломенского кремля, где и скончалась ранней весной 1615 года. А кое-кто утверждал, что её тайно выкрали из узилища и продали в гарем к персидскому шаху Аббасу. Кроме того, жители города твёрдо верили – эта женщина была великой ведьмой и однажды ночью, прочитав заклинание и превратившись в ворону или сороку, вылетела из бойницы. И вот душа Марины в облике вороны до сих пор летает над кремлём и оглашает окрестности.
ВОСЕМЬ этажей Маринкиной башни соединены между собою винтовыми лестницами. Мы договариваемся предварительно с гидом, и когда уходит очередная экскурсия, специально задерживаемся на самом верху, где реконструирована гипотетическая темница Мнишек. Помещение круглой формы, диаметром менее пяти метров. На одной из стен укреплено католическое Распятие, под ним - небольшой столик с раскрытой Библией, подсвечником и вазочкой для гусиных перьев, рядом кресло и кровать. Подходим к окошку. Высота головокружительная, старинный город лежит внизу как на ладони. Гид Сергей рассказывает нам продолжение легенды о польской красавице и о Маринкиной башне.
Перед тем как покинуть Коломну в августе 1612 года, Мнишек якобы спрятала часть хранившихся здесь несметных царских сокровищ где-то у подножия этой башни. Другую же часть по её приказу вывезли из города, сложили в огромную яму и прикрыли снятыми с Пятницкой башни воротами и герсами. После того, как все исполнители удалились, Марина наложила страшное заклятие, что никто кроме неё, никогда эти сокровища не найдёт. Ну, а то, что осталось в Коломне, стережёт Маринка сама - обернувшись птицей, кружит и кружит возле башни.
А может быть, томилась в этой постройке совсем другая женщина. Тоже Маринка, но хорошо известная в середине XVII века городская полусумасшедшая – монахиня одного из монастырей. О ней после специального епархиального дознания выяснилось, что была она активной лесбиянкой. (Если точнее, то очень похоже, что это был просто гермафродит.) Чтобы она не вводила в соблазн сестёр по обители, её изолировали как раз в эту башню, которую в народе и прозвали потом «Маринкиной».
Может, именно так всё и случилось. Но согласись, читатель, предания о Марине Мнишек звучат гораздо более романтично. И им есть кое-какие «подтверждения». Так, сотрудники музея-заповедника «Коломенский кремль» утверждают, что вороньё вьётся лишь вокруг Маринкиной башни, а к другим не подлетает. По ночам в башне слышен еле уловимый стук женских каблучков, вспыхивают таинственные огоньки. И ещё: надолго в одиночестве здесь оставаться нельзя: возникает ощущения чьего-то присутствия, лёгкого дыхания. И признаюсь откровенно, нам в какой-то момент тоже стало не по себе – будто бы светящиеся глаза польской панночки пристально наблюдали за нами из какого-то угла…
Ну а мнишековские сокровища, якобы спрятанные в Коломне и окрест неё, и посейчас не дают покоя исследователям. Пытаются копать и у Маринкиной башни, и в бывшем урочище Старцевский Брод, что в 25 верстах от города. Но всякий раз, по словам следопытов, их гонит от этих мест безотчётный страх. Правда, они опять и опять приходят туда.
…ОБРАТНО в Москву мы возвращались, оживлённо обсуждая переполнявшие нас впечатления. Ведь помимо кремля мы видели, например, дом на берегу Москвы-реки с бережно сохраняемыми цифрами 1908. Знаете, что это? А это отметка уровня подъёма воды в памятное наводнение 12-14 апреля 1908 года – 21 метр! Видели также «византийскую» церковь Пресвятой Троицы в Щурове (за Окой), а рядом – уникальный краснокирпичный межевой столб с гербами, обозначавший прежде границу между Московской и Рязанской губерниями. Посетили суперпопулярный среди туристов музей «Коломенская пастила».
Но больше всего, конечно, нас поразила здешняя поистине детективная история, закрученная вокруг Мнишек. И в какой-то момент супруга, задумчиво повертев в пальцах сувенирную Маринкину башенку, сказала: «Чудаки: кто же ищет клады днём? Они ведь только по ночам открываются».