Алла Мещерякова: «Что за радость анатомировать зло?»
Алла Мещерякова: «Что за радость анатомировать зло?»
…Из-за сильной близорукости его признали негодным к службе в армии. Но в июле 1941-го он ушёл добровольцем на фронт. Служил в войсковой разведке, командовал взводом, ротой, был начальником разведки дивизии. Великую Отечественную войну окончил майором, кавалером восьми боевых орденов и медалей.
В центре повести «Сердце друга» (1953), написанной Эммануилом Казакевичем, как и две предыдущие «Звезда» (1947) и «Двое в степи» (1948), романы «Весна на Одере» (1949) и «Дом на площади» (1956), на основе фронтовых впечатлений, — военный переводчик лейтенант Аничка Белозёрова и командир батальона капитан Павел Акимов. Это пронзительная, поэтичная, обжигающая, пронесённая сквозь ужас и боль войны, трагическая и горькая история любви. Свою родившуюся дочь Катеньку Акимов не увидел — погиб в бою на севере Норвегии.
С той же лирико-драматической интонацией по этой повести, встреченной, кстати, в советской критике в штыки, на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького в 1966 году режиссёры Ренита и Юрий Григорьевы сняли одноимённый фильм. Автор сценария — Павел Фурманский; в том же качестве он участвовал в экранизации первой повести Казакевича — драме «Звезда», поставленной Александром Ивановым на «Ленфильме» в 1949-м.
Крепкая режиссура с музыкой Алексея Николаева. Точный выбор актёров: Владимир Фролов — Акимов, Алла Мещерякова — Анечка (в титрах через «е»), Алексей Чернов — ординарец сержант Кондратий Майборода.
Среди художественных фильмов о Великой Отечественной войне «Сердце друга» — один из лучших, но, к сожалению, почти забыт.
«Я вижу, тут живут любители классической музыки, — прозвучал женский голос с серебристым смехом. — Здравствуйте. Кто здесь командир батальона?» — «Я», — ответил Акимов, вместе с офицерами ужинавший в землянке под заведённый Майбородой граммофон. «Военный переводчик лейтенант Белозерова». Представившись, как положено, девушка улыбнулась.
«Тонкий овал <…> юного лица, большие карие глаза, затенённые ресницами редкостной длины, — без ресниц они казались бы нескромными, до того сияли они безмерной молодостью и жаждой жизни, выдающийся вперёд и придающий лицу выражение отваги подбородок гордячки, крохотные — по крайней мере в сравнении с остальными здесь в землянке сапожки, выше которых чуть виднелись, но с несомненностью угадывались стройные и крепкие ноги…»
Дочь известного военного врача-хирурга, студентка немецкого отделения института иностранных языков, сбежавшая из эвакуации на фронт, москвичка Анечка — одна из лучших главных ролей и Аллы Мещеряковой. Она исполнила её блестяще. Впрочем, из более полусотни сыгранных ролей у этой актрисы нет ни одной фальшивой, поддельной. Без преувеличения, каждая находит доступ к сердцу.
Правда, главных ролей совсем немного — восемь.
В 1964-м, ещё студенткой ВГИКа, за год до его окончания (актёрская мастерская Анатолия Шишкова), она дебютировала в телефильме «Страницы первой любви» режиссёра Марка Орлова (он же автор сценария по повести в письмах «Обыкновенная история» Василия Рослякова), рассказывающем о судьбе девушки Лены, уехавшей из родного Орла в Сибирь.
Затем первая птичница в колхозе невеста Наталья и её тёзка, жена Ивана (Игорь Класс), в двух короткометражках — комедии «В трудную минуту» (1968, «Мосфильм»; режиссёр Альберт Мкртчян, сценарист А. Орлова) и мелодраме «Медовая неделя в октябре» (1977, Одесская киностудия; режиссёр Анатолий Тютюнник, сценарист Владимир Гоник).
Крановщица Ксения Иванова в мелодраме «Ксения, любимая жена Фёдора» (1974, «Ленфильм»; режиссёр Виталий Мельников, сценаристы Александр Гельман, Татьяна Калецкая).
Учительница литературы в школе рабочей молодёжи Вера Васильевна, влюбившаяся взаимно в своего ученика, плотника на стройке, Николая Перова (Борис Бачурин), который моложе её на восемь лет, в фильме-спектакле «Вера» (1983, Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ; режиссёр Аян Шахмалиева, сценаристы Геннадий Никитин и Ольга Пыжова).
Мария в драме «Конец бабьего лета» (1983, «Беларусьфильм»; режиссёр Диамара Нижниковская, сценарист Алесь Осипенко).
Капитолина Марковна Шестова, тётя Татьяны (Оксана Кирющенко), которую воспитала и готовится выдать замуж за Григория Михайловича Литвинова (Владислав Ветров), в трёхсерийной экранизации романа «Дымъ» И. С. Тургенева (1992, «Петрополь», ТО «Экран» и немецкое телевидение; режиссёр Аян Шахмалиева, сценарист Наталья Рязанцева). Вот какой она предстает на страницах романа: «…старая девица пятидесяти пяти лет, добродушнейшая и честнейшая чудачка, свободная душа, вся горящая огнем самопожертвования и самоотвержения; esprit fort (она Штрауса читала — правда, тихонько от племянницы) и демократка, заклятая противница большого света и аристократии, не могла устоять против соблазна хотя разочек взглянуть на самый этот большой свет в таком модном месте, каков Баден…
Капитолина Марковна ходила без кринолина и стригла в кружок свои белые волосы, но роскошь и блеск тайно волновали её, и весело и сладко было ей бранить и презирать их...»
Роль этой доброй старушки, как называет её Тургенев, созвучна актрисе без всяких оговорок. «Меня утвердили за год до съёмок — искали деньги. И всё это время я посвятила Тургеневу, — вспоминает она. — Перечитывала в который раз его удивительную могучую прозу. Письма, дневники, литературу о нём самом.
В Баден-Бадене по сей день у подошвы горы Зауэрберг на улице Тиргартенштрассе стоит вилла Тургенева — двухэтажный, в стиле Людовика ХIII, дом с парком, раскинувшимся по склонам холма. Крутая крыша, высокие трубы, балконы, затейливая решётка забора. Здесь, в Бадене, был написан этот роман. И именно здесь, в уютном курортном городке, происходили те далекие события. Волнистые голубые горы, великолепная мирная природа, чудный воздух, благожелательная атмосфера съёмочной группы. Сказка!..
“Дымъ” — о простоте и искренности чувств, незыблемости и ценности таких, казалось бы, затёртых понятий, как доброта, терпимость, благородство, великодушие, милосердие. В образе своей Капитолины Марковны хотелось донести эти понятия до сердца зрителя. И меня услышали. После выхода картины было много благодарных, растроганных звонков».
Но и в ролях второго плана Алла Мещерякова словно проживает со своими героинями на экране настоящую жизнь — серьёзно, поразительно органично. Вот особо запомнившиеся из них. Учительница Елена Михайловна в детском фильме «Сочинение» (1970, «Беларусьфильм»; режиссёр Игорь Коловский, сценарист Вера Кудрявцева). Квартирная хозяйка Мария Никифоровна, у которой поселился старшина Васков (Андрей Мартынов), в военной драме «…А зори здесь тихие» (1972, «Мосфильм»; режиссёр Станислав Ростоцкий, сценаристы Борис Васильев и Станислав Ростоцкий). Медсестра Надя в социальной драме «Каждый день доктора Калинниковой» (1973, «Мосфильм»; режиссёр Виктор Титов, сценарист Александр Лапшин). Поля — одна из подружек Веры (Маргарита Терехова), в мелодраме «Дневной поезд» (1976, ТО «Экран»; режиссёр Инесса Селезнёва, сценарист Борис Золотарёв). Лена Степанова, мама тринадцатилетнего сына, которого из-за отъезда с мужем Димой (Павел Винник) на полгода в заграничную командировку вынуждена оставить на чужого человека — музыкального работника в детском саду Нину Кораблёву (Елена Фетисенко) — в комедии «Сдаётся квартира с ребёнком» (1978, «Мосфильм»; режиссёр Виктор Крючков, сценарист Эдуард Акопов). Актриса провинциального театра Нюся, жена Павлика Платонова (Лев Дуров), в драме «Успех» (1984, «Мосфильм»; режиссёр Константин Худяков, сценарист Анатолий Гребнев). Жена Дмитрия Краскова (Алексей Баталов), врача-нарколога, который ей изменяет, в мелодраме «Зонтик для новобрачных» (1986, «Мосфильм»; режиссёр Родион Нахапетов, сценарист Рамиз Фаталиев). Cоседка Катя в мелодраме «Когда мне будет 54 года» (1989, ТО «Экран»; режиссёр Сергей Линков, сценарист Ганна Оганнисян).
Не в стороне и домоводка Собакевича (Герман Полосков) в «мимодраме из русской жизни» «Похождения Чичикова» (ТО «Экран»), снятой в 1992 году в жанре музыкальной пантомимы Александром Орловым по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Здесь же блеснули Игорь Ясулович (Чичиков), Владимир Грамматиков (Селифан), Георгиос Совчис и Алла Будницкая (Маниловы), Борис Бачурин (Ноздрёв), Валентина Ананьина (Коробочка), Татьяна Гаврилова (Плюшкин), Сергей Никоненко (председатель гражданской палаты), Владимир Носик (губернатор), Светлана Швайко (Феодулия Ивановна). Музыка в этом арт-хаусном фильме Эдуарда Артемьева…
Даже эпизодическое появление Аллы Мещеряковой в кадре не оставалось без внимания зрителя. Как, например, в детективной трилогии, снятой на «Мосфильме» по сценарию Бориса Можаева: «Хозяин тайги» (1968; режиссёр Владимир Назаров) — «Пропажа свидетеля» (1971, тот же режиссёр) — «Предварительное расследование» (1978, режиссёр Андрей Разумовский), где актриса сыграла Татьяну, жену участкового милиционера Василия Серёжкина (Валерий Золотухин), поднявшегося за это время в звании от старшины до капитана. Или — в «Калине красной» (1973), возникнув чуть ли не на минуту в образе девицы из воровской «малины» (в титрах её фамилии нет). «Я обожала Василия Макаровича, — говорит Мещерякова. — Но на “Калине красной” оказалась совершенно случайно. Съёмки картины, в которой я тогда снималась, и его фильма шли одновременно, в соседних павильонах “Мосфильма”. Шукшину срочно понадобилась актриса, и Лида Федосеева попросила выручить группу. От меня требовалось лишь войти в кадр. Я даже и не знала о том, что там собралась “малина”. Это была единственная роль без моего привычного вживания в судьбу героини».
Мастер точного психологического рисунка, Мещерякова из тех актрис, для которых внутренний мир её героини чрезвычайно важен.
Вот Наталья из «Медовой недели в октябре». У неё работящий, непьющий муж, маленькие дочки… Монотонно в заботах о семье, делах по хозяйству исчезает день за днём. Всё одно и то же — как по накатанному. Ничего особенного.
Случайные гости — молодожёны Наташа (Наталья Малахова) и Глеб (Евгений Леонов), отправившиеся в свой медовый отпуск в туристический поход и остановившиеся в их доме на ночлег, — своим неподдельным нежным и трепетным отношением друг к другу невольно растревожили, разбередили, перевернули сердце Натальи, вспомнившей словно уже канувший в вечность счастливый день своей свадьбы семь лет назад.
Не прибегая ни к каким внешним эффектам, почти без слов, актриса выразила всю боль своей чуткой, деликатной, сдержанной героини, уставшей от толстокожести, равнодушия, чуть ли не безразличия своего мужа к её эмоциям, желаниям.
Одиноко сидящая ночью на крыльце, словно на распутье, окаменевшая в раздумьях, сомнениях, переживаниях, Наталья даже не сразу понимает, что Наташа и Глеб, попрощавшись, ушли…
Нет ни малейшего наигрыша, притворности, показного жеста в исполнении актрисы другой деревенской женщины — Марии, из полнометражного фильма «Конец бабьего лета», муж (Михаил Жигалов) которой когда-то уехал в город на заработки и бесследно исчез, отставив её с двумя детьми в полной неизвестности. Через двадцать лет неожиданно вернулся — «решил к берегу причалить». Но чужим он стал и для взрослых уже детей, и для самой Марии…
Иного характера одна из первых ролей Мещеряковой — милая, смешливая почтальон Лена в короткометражном телефильме «Люди, как реки…» (1968, «Мосфильм»; режиссёр Дамир Вятич-Бережных, сценарист Ирина Велембовская). Несомненная его ценность — актёрский дуэт Нины Ургант (почтальон Паша, у которой несколько назад умер муж — «сердце подвело») и Николая Рыбников (Григорий).
Безусловная удача этого фильма и песня на стихи Роберта Рождественского и музыку Оскара Фельцмана в исполнении Майи Кристалинской. С этой песни он начинается и заканчивается:
Утром солнце ушло в поднебесье
И на землю глядит свысока.
Начинаются с крохотной песни
Человек и река.
Стиснуты руки, сомкнуты веки.
Реки как люди, люди как реки.
Берега перепутаны с небом,
Будто небо вошло в берега.
Трудно спорят с морозом и снегом
Человек и река.
Стиснуты руки, сомкнуты веки.
Реки как люди, люди как реки.
Станут ветры намного добрее,
Станет солнечной песней строка.
Наполняются соком апреля
Человек и река.
Стиснуты руки, сомкнуты веки.
Реки как люди, люди как реки.
Над землёю высоко-высоко
Неживые стоят облака.
И идут к своему горизонту
Человек и река.
Партнёрами Аллы Мещеряковой были популярные актёры: Павел Винник (председатель колхоза Иван Петрович — «В трудную минуту»; Дима Степанов — «Сдаётся квартира с ребёнком»), Александр Калягин (Сергей Петрович Красик, врач, доктор медицинских наук, заместитель Калинниковой по научной работе, — «Каждый день доктора Калинниковой»), Станислав Любшин (Фёдор Петров — «Ксения, любимая жена Фёдора»; Созонт Иванович Потугин — «Дымъ»), Татьяна Пельтцер и Леонид Куравлёв (тётя Люба и инспектор Сергей Кашкин — комедия «Ты — мне, я — тебе», снятая в 1976 году на «Мосфильме» Александром Серым по сценарию, написанному вместе с Григорием Гориным), Николай Пастухов (Пантелеймон Дмитриевич Гринин — драма «В день праздника» Петра Тодоровского, 1978, «Мосфильм»; сценарий Петра Тодоровского и Валентина Коновалова)…
В фильме «Успех» прима провинциального театра Зинаида Николаевна Арсеньева в разговоре с новым режиссёром из столицы Геннадием Фетисовым (Леонид Филатов), умоляющим её не уходить из «Чайки» — спектакля, постановкой которого он занимается, бросает такую фразу: «Актёры — народ злой. Учтите. То есть в жизни, может, и добрый, последним поделится. Но в театре… А как иначе? Это наша самозащита… Мы народ зависимый, что сделаешь? Попробуй тут с вами быть мягкими».
На замечательных режиссёров Алле Мещеряковой везло. Некоторые из них, например Константин Худяков, Виктор Титов, Виталий Мельников, Родион Нахапетов, приглашали её в свои фильмы не однажды. А для Аян Шахмалиева актриса стала своего рода талисманом — из пятнадцати фильмов, поставленных этим режиссёром-ленфильмовцем, она снялась в семи, включая и самый первый полнометражный, «Странные взрослые» (1974; сценаристы Аркадий Минчковский и Мария Зверева), и самый последний, «Дымъ».
Пересматривая удивительные, неторопливые, с пристальным вниманием к героям фильмы Шахмалиевой, открываешь их заново. Они актуальны и интересны сегодня. Вдумчивым подходом к затрагиваемым темам, жизненным ситуациям, подробно прописанными характерами, отнюдь не примитивными переживаниями и глубиной чувств.
Вспомнить ту же телевизионную драму «Странные взрослые» о детдомовской девочке Джульетте-Тоне Антоновой (Рита Сергеечева), которая «нашлась»: её удочерили немолодые бездетные супруги Рябиковы — Петя (Лев Дуров) и Аня (Ирина Кириченко). Ленинградская коммуналка в старом доме. Прямая, доверчивая, контактная, чрезмерно самостоятельная, привыкшая к коллективному укладу, девочка с трудом входит в мир взрослых с установленным порядком, где у каждого свой чайник, своя конфорка, свой звонок. Соседей немного: Наливайко — довольно стервозная Ольга (Алла Мещерякова) и деликатный Евгений (Александр Демьяненко), Олег Оскарович Кукс (Зиновий Гердт), Августа Яковлевна (Елена Ханаева), Рита (Наталья Мартинсон). Но и сами взрослые сталкиваются с неожиданными для себя проблемами…
Или лиричный, тёплый, светлый, с обычными, по сути, человеческими проблемами фильм «Первый рейс» (1976; сценарист Вольф Долгий). В главной роли капитана Дмитрия Ивановича Белоусова, беззаветно преданного своему старому буксиру «Богатырь», — Борис Андреев. Алла Мещерякова сыграла жену матроса Сергея Воскобойникова (Олег Анофриев), повариху Варю. Всё, включая диалоги героев, музыку Исаака Шварца, атмосферу каждого кадра, психологически верно и взаимосвязано. Вот фрагмент из впечатлений Мещеряковой о Борисе Андрееве: «Встреча с этим актёром — подарок судьбы. Поначалу робела — кто я такая рядом с ним? Смотрела на него с восхищением и благодарностью. О его преданности работе можно только мечтать. С абсолютным чувством юмора. Свою роль, естественно, знал наизусть. Но на всякий случай переписывал её на листке очень крупным шрифтом, чтобы не прибегать к очкам. Представьте, на съёмочной площадке он уже видел своего зрителя, знал, для кого играл».
Или уже упоминавшийся фильм-спектакль «Вера» — с западающими в душу вопросами и репликами героев. «Скажи, как ты думаешь, что лучше: иметь и потерять или ждать и не дождаться?» — спрашивает Вера свою младшую сестру Алю, считающую себя практичной, хозяйственной, опытной в житейских делах и уверенную в том, что разница в возрасте — непреодолимое препятствие для брака (Наталья Варлей). Аля: «Сейчас все очень хорошо знают, что они хотят получить. Всё знают. До капли».
…Что думает о своих ролях сама Алла Мещерякова? Вот фрагмент из нашей беседы.
— Ваши киногероини сплошь положительные…
— Нет, далеко не все мои роли «сплошь положительные». Очевидно, «отрицательные» не очень известны, поскольку сыграны в картинах, не имевших шумной экранной судьбы.
Был фильм Петра Тодоровского «В день праздника», где главную роль играл Николай Исаакович Пастухов. Его герой, Пантелеймон Дмитриевич Гринин, ветеран войны, решает жениться на молодой женщине, парикмахере Зинаиде (Людмила Зайцева), а у него большая семья — сыновья, дочь, внуки. Я была его невесткой Лидией, такой, я вам скажу, женщиной — ох-хо-хо!..
Весьма не простая дамочка и Калерия Фёдоровна из двухсерийного телефильма «В связи с переходом на другую работу» (1988, «Мосфильм»; сценарий Александра Мишарина) Сергея Линкова. Но, по правде сказать, не очень стремилась играть отрицательные роли. Что за радость анатомировать зло? Поэтому в любой недоброй героине старалась выявить какой-нибудь добрый «бочок». Но ведь не до конца же она злая!..
— Вы играли в основном жён, мам, медсестёр, учительниц, разных работниц… Вас эти образы, написанные, увы, не слишком оригинально, не приводили в отчаяние?
— К счастью, они были не так однообразны, как те многочисленные шахтёры, которых пришлось играть Петру Мартыновичу Алейникову. Сам актёр от этих ролей невероятно страдал. В нашей профессии всё время стоишь перед выбором: либо отказываешься от того, что делать не хочется, и, стало быть, остаёшься без работы, либо всё-таки пытаешься вытянуть роль, найти в ней хоть мало-мальски интересную зацепку. Нередко поддаёшься уговорам режиссёра, обещающего придумать что-нибудь интересное. Как правило, дальше разговоров дело не доходит. Ведь из ничего ничего и не получится.
— Вам хотелось играть так горячо любимую вами классику чаще?
— Да, конечно… Ещё во ВГИКе, в одном из студенческих спектаклей, я играла Аркадину из «Чайки». Каким наслаждением была для меня эта роль! Но кто об этом знал вне вгиковских стен? Мои фотографии в роли Аркадиной были превосходными. Возможно, кто-нибудь из режиссёров и призадумался бы, увидев их…
Как-то во ВГИКе ассистенты режиссёра Ивана Лукинского («Чук и Гек», «Солдат Иван Бровкин», «Деревенский детектив») пригласили нас, студентов, на Центральную киностудию им. М. Горького для участия в его картине «Товарищ Арсений» (1964) о молодости Фрунзе, о событиях революции 1905–1907 годов. Входим стайкой к нему в кабинет. Он посмотрел на нас, улыбнулся и отправил домой: «У меня фильм про тех, кто делал революцию, а вы, ребята, такие зелёные, неискушённые, что я буду с вами делать?» Помню, меня очень изумило, что он даже не попытался нас соответствующе загримировать, одеть в костюмы.
Многие режиссёры, в чём я не раз убеждалась, так и поступают, предпочитая не открывать в актёре новые грани, а эксплуатировать уже открытые. Мол, он уже подобное где-то сыграл, пусть и в моей картине сыграет. Увы. Однажды спросила одного режиссёра, почему именно меня он пригласил в свою картину. «Потому что на “Мосфильме” ваша фамилия в списке снимающихся актёров». Каково услышать актёру, что в нём, как в личности, никто, по сути, не заинтересован?.. Впрочем, такое положение вещей объяснимо: актёров пруд пруди — нечего с каждым заниматься.
— Но ведь используя одни и те же краски, актёр волей-неволей обрастает штампами…
— Всё время пыталась выскочить из того рва, в который меня настойчиво сбрасывали режиссёры. Вообще, по призванию я комедийная актриса. Но смогла реализовать себя в этом качестве, лишь сыграв в мелодраме «Когда мне будет 54 года» того же Сергея Линкова Катю — одинокую, с неустроенной личной жизнью женщину средних лет, соседку главной героини Лиды (Людмила Давыдова). На телевидении фильм получил приз как лучший фильм года. Когда это было! Ещё в той, доперестроечной, жизни.
А вот, например, режиссёр Александр Серый, приглашая в комедию «Ты — мне, я — тебе», сразу предупредил: «Прошу вас запомнить: роль, которую мы поручаем вам — Вера, жена инспектора Рыбнадзора Сергея Кашкина, — единственная некомедийная, никаких фокусов!»
Везло мне, не правда ли? Но что пенять на свою судьбу? Уж как она сложилась, так и сложилась. Я в этом смысле далеко не исключение.
— Каково ваше творческое кредо?
— Я за искусство, которое возвышает человека, вселяет в него надежду, что он может быть хорошим, любимым, милосердным, прощающим и добросердечным. И ещё я уверена, что искусство — это радость!
…С 1998 года, с выходом на экран первых из тридцати трёх серий социальной драмы «Самозванцы» (режиссёр Константин Худяков, сценаристы Юрий Каменецкий, Максим Стишов и Эжен Щедрин), где Алла Мещерякова сыграла врача тётю Люсю, фильмография актрисы пополняется ролями в телесериалах: мать бандита Пчелы (Павел Майков) в пятнадцатисерийной «Бригаде» (2002; режиссёр Алексей Сидоров, сценаристы Алексей Сидоров, Александр Велединский и Игорь Порублев); почтальон в Новочеркасске тётя Нюра в криминальной двадцатичетырёхсерийной саге «Однажды в Ростове» (2012; режиссёр Константин Худяков, сценарист Елена Райская); Зоя Матвеевна Шапошникова в четырёхсерийном боевике «Чужое» (2014; режиссёр Андрей Щербинин, сценарист Игорь Тер-Карапетов); няня Ани Антонина Ивановна в тринадцатисерийной драматической истории советских дипломатов 1960-х годов «Оптимисты» (другое название: «Московское время», 2017; режиссёр Алексей Попогребский, сценаристы Михаил Шприц, Михаил Идов, Елена Ванина и другие).
Из последних по времени «несериальных» фильмов — «Охота жить» (кинокомпания «Три “А”»), поставленный в 2014 году Сергеем Никоненко по мотивам шукшинских рассказов «Билетик на второй сеанс», «Осенью» и «Охота жить». Он же вместе с Юрием Бердниковым и Андреем Зотовым написал сценарий и сыграл главную роль — старика Филиппа, до войны деревенского плотника, а после ранения в голову стрелочника на железной дороге, поскольку внаклон работать больше не мог. У Аллы Мещеряковой роль его жены. Среди других актёров — Нина Усова (Полина), Валерий Баринов (Павел), Екатерина Воронина (Марья), Станислав Любшин (тесть Павла), Алексей Крыченков (Ефим), Александр Гундарев (Беглый)…
О чём эта кинолента? В буквальном смысле — о жизни и смерти, любви и ненависти. Наступает момент, когда пора подводить черту под ответом на вопрос, как прожита жизнь, осмыслить итоги своего пути. Для Филиппа: «Эн-то остаток жизни как обглоданный мосол под крыльцом — лежит, а к чему?» В полнейшем, безысходном отчаянии Павел признаёт: «Тьфу! — и растереть, вот и вся моя жизнь», «одна грусть-тоска зелёная». Его жгучее, нестерпимое желание — «родиться бы <…> ещё разок», «пусть то, что прожил, не считается», «дайте билетик на второй сеанс». А бежавшему из тюрьмы парню, Беглому, просто «Охота жить!» И, ничтоже сумняшеся, не дрогнув, он просто стреляет из ружья в спину возвращающегося в лесную избушку Филиппа — того, кто дал ему шанс жить на воле. И затем хладнокровно: «Так-то лучше, отец. Надёжней».
…Алла Мещерякова. Актриса природного таланта, профессионализма, редкого обаяния, совершенной естественности, очевидной искренности. Подлинная. Сыгравшая, нет, — воплотившая на киноэкране столь разные женские судьбы.