Забытый генерал Сеславин — герой войны 1812 года
Забытый генерал Сеславин — герой войны 1812 года

Великий военачальник, герой Бородинской битвы, генерал Александр Никитич Сеславин тихо скончался в своем маленьком имении под Ржевом 7 мая 1857 года. Свои последние годы он провел как обыкновенный помещик, а ведь так хотел снова послужить своему Отечеству…
…Александр Сеславин был потомственным аристократом из древнего рода, корнями уходящего к царской фамилии Рюриков, хоть и родился в небогатой семье надворного советника. Многодетная семья (у Александра было четыре брата и шестеро сестер) жила в собственном имении недалеко от Твери. Подросшего на вольных хлебах мальчика решили сделать военным, тем более что и он сам был не против.
Окончив кадетский корпус, молодой человек был вначале приписан к артиллерийскому батальону, а затем перешел батальон конной артиллерии. Еще до начала событий 1812 года Сеславин успел отличиться в Коалиционной и Русско-турецкой войне.
Отечественную войну Александр Никитич встретил на службе адъютантом у знаменитого Барклая-де-Толли. Военный министр, а затем и главнокомандующий русских войск высоко оценил доблесть офицера, проявленную в Бородинском сражении. Сеславин получил в свое распоряжение гусарский полк и полную свободу в партизанской борьбе против французской армии.
Кстати, позднее, приказом Александра I полк получил имя своего командира — «Первый гусарский Сумской генерала Сеславина полк».
Дальновидный Барклай-де-Толли не прогадал: командир партизанского конного отряда полностью оправдал возложенное на него доверие. Именно Сеславин со своими бойцами разведал и сообщил главнокомандующему, что французы покидают Москву. Благодаря ценным сведениям, русской армии удалось сбить Наполеона с намеченного пути и заставить отступать по своим же следам — разграбленной при вторжении Смоленской дороге.
Отряд Сеславина регулярно наносил партизанские удары вражеским войскам, проводил разведывательные операции и препятствовал подвозу фуража и продовольствия. Гусары под его командованием атаковали и захватили город Борисов, пленив едва ли не три тысячи французов.
Александр Никитич Сеславин гнал Наполеона до самого Парижа, командуя арьергардом наступающих войск, за что был повышен до генерал-майора. В боях славный командир получил несколько тяжелых ранений, лечился и не сразу вернулся на родину. А когда вернулся, обнаружил, что о нем все забыли.
Его не узнавали в светских кругах, а некоторые боевые заслуги Сеславина даже приписывали Денису Давыдову, ещё одному знаменитому партизану Отечественной войны. Оскорбленный пренебрежением ветеранов, Александр Никитич в сердцах уехал поправлять здоровье за границу.
На родину генерал вернулся лишь два года спустя. Не найдя при дворе службы во имя Отечества, он оставил столицу и отправился в родовое гнездо.
В родовом гнезде дела обстояли плохо: семья увлеклась разделом наследства, а управление хозяйством было пущено на самотек. Лишь спустя пять лет Александр Никитич не без труда разошелся с родней и стал полноправным хозяином новообразованного имения Сеславино.
Поначалу Сеславин постарался наладить разоренное хозяйство. Проведя много лет в Европе, он лично убедился в эффективности применения новаторских методов обработки земли. Но расслабившиеся за годы отсутствия твердой руки крепостные крестьяне не желали работать по западному образцу. Они постоянно жаловались на барина, отлынивали и портили хитроумные сельскохозяйственные механизмы, которые Сеславин привозил из-за рубежа.
Генерал оказался не нужен ни царю, ни Отечеству, ни собственным крепостным. Герой войны прожил почти не выезжая из имения положенные богом остатки лет и был похоронен в своем родном Ржевском уезде Тверской губернии.