По профессии — артисты, по призванию — бойцы…
По профессии — артисты, по призванию — бойцы…
13 апреля – 135 лет со дня рождения А.В. Александрова, основателя знаменитого советского и российского Ансамбля песни и пляски, которому исполняется 90-лет.
Есть в мире творческие коллективы, своим рождением обязанные таланту и энергии одного человека. Но затем они успешно развиваются благодаря дарованиям многих других людей, единомышленников руководителя.
Академический дважды Краснознаменный, ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова – это воинское подразделение, где проходят службу профессиональные музыканты. Сразу стоит отметить особенность художественного коллектива: в распорядок жизни артистов входят не только репетиции и выступления – александровцы приносят присягу, проходят строевую подготовку, умеют обращаться с оружием. В ансамбле служат и срочники, и контрактники, есть и гражданские артисты.
Организатором и первым музыкальным руководителем ансамбля был профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор Александр Васильевич Александров (1883-1946), возглавлявший ансамбль на протяжении 18 лет.
«Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента! – однажды сказал Александр Васильевич. – Жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли плоды дорогой Отчизне и народу. И в этом – большое счастье».
***
Он родился в селе Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье, в которой любили и умели петь не только русские народные песни, но и духовные песнопения. У маленького Саши оказался абсолютный слух и звучный альт, поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях.
Судьба мальчика резко изменилась, когда один из земляков, солист Петербургского церковного хора, услышав его пение, уговорил родителей отпустить ребёнка в столицу для обучения музыке.
Так в 1892 году Александр Александров сначала стал певчим в Казанском Соборе, а с 1897 году – учеником Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента. В том же году он успешно выдержал приёмные экзамены в Петербургскую консерваторию, причём его экзаменаторами, а затем и педагогами были прославленные русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов. Однако в 1902 году вследствие болезни и тяжёлого материального положения Александров был вынужден прервать учёбу и уехать в Бологое, где стал работать регентом соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном и техническом училищах.
Здесь он обзавёлся семьёй, в 1905 году родился первенец – сын Борис, в будущем наследник и продолжатель славного дела отца.
В том же году Александр Васильевич возобновляет занятия в консерватории, но революционные события вновь вынуждают его их прервать.
В 1906 году Александрова пригласили в Тверь, где он работает регентом архиерейского хора, ведёт хоры в семинарии, в женском коммерческом училище, в гимназии и реальном училище, на земских курсах и в педагогическом институте, а впоследствии организует музыкальное училище, где трудится в качестве директора, педагога и хорового дирижера.
С 1908 года начинаются его занятия в Московской консерватории, которую он успешно оканчивает по двум специальностям: композиции (по классу известного композитора профессора С.Н. Василенко) и пению (по классу знаменитого педагога У. Мазетти), получив большую серебряную медаль (1913).
В 1918 году Александра Васильевича пригласили преподавать в Московскую консерваторию, а уже в 1922 году художественный совет утвердил его в звании профессора.
С первых лет практической деятельности Александров неутомим в работе, проявляет незаурядные организаторские способности. В консерватории он преподает специальное сольфеджио, полифонию, дирижерское мастерство и ведёт созданный по его инициативе в 1923 году хормейстерский класс, заведует хоровой кафедрой педагогического факультета. Одновременно в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина Александров ведёт классы сольфеджио, полифонии, хорового пения и композиции.
С 1922 года он работает хормейстером в Камерном театре выдающегося режиссера А.Я. Таирова, руководит Московской государственной академической капеллой (1926-1930), консультирует работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1928-1930).
Параллельно с педагогической деятельностью А.В. Александров активно занимается творческой работой. Будучи регентом хора в Храме Христа Спасителя (1918-1922), он написал поэму «Христос воскрес» для хора, оркестра, органа и солистов, ряд других духовных произведений, начал осуществлять первые обработки русских народных песен.
***
Однако всё это было лишь подготовкой к яркому расцвету его творческой жизни, когда Александрову предложили стать музыкальным руководителем созданного при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни.
Перед коллективом поставили цель пропагандировать песни о Красной Армии. Александрову поручались подбор и музыкальная обработка соответствующих песен, разучивание их с вокальной группой.
Первое выступление состоялось 12 октября 1928 года и прошло с большим успехом. 1 декабря ансамбль в составе из восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца был зачислен в штат ЦДКА.
За короткий срок были выпущены несколько литературно-музыкальных композиций. С 1929 года Александр Васильевич начинает публиковать свои обработки песен времён гражданской войны, ставшие ценнейшим вкладом в историю русской революционной песни. Это и «Гулял по Уралу Чапаев-герой», и «Гей по дороге», «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» и, конечно, знаменитая «По долинам и по взгорьям», которая в исполнении Ансамбля покорила не только нашу страну, но и весь мир.
За первые 5 лет своей работы Ансамбль дважды побывал и на Дальнем Востоке, выступил в Средней Азии, на Балтийском флоте, Урале, Украине, в Приволжском, Северокавказском и Закавказском военных округах. Он преодолел в поездках 100 тысяч километров, концерты посетили 2,5 млн. зрителей.
В 1933 году состоялось первое выступление Ансамбля перед руководством страны, а вскоре музыкальному руководителю коллектива А.В. Александрову и начальнику П.И. Ильину было присвоено почетное звание «заслуженный артист РСФСР».
В эти годы происходит не только количественный рост ансамбля (к концу 1935 г. в его составе было уже 135 певцов, музыкантов и танцоров), но и качественные творческие перемены.
***
Александр Васильевич понимал, что литературно-музыкальные композиции во многом исчерпали себя, и пошёл по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными возможностями. Репертуар пополняется большим количеством народных песен в обработке Александрова.
Возросшие исполнительские возможности Ансамбля позволили включить в репертуар и многочисленные оперные хоры.
Таким образом, в исполнительском искусстве коллектива произошёл своеобразный синтез традиций народного исполнительства, советской массовой песни и классического пения.
26 ноября 1935 года Постановлением ЦИК СССР за исключительные заслуги в культурной деятельности Ансамбль красноармейской песни и пляски награждён Почётным Революционным Красным Знаменем с орденом «Красная Звезда» на нём и ему присвоено звание «Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР».
А.В. Александров награждён орденом «Красная Звезда» и назначен художественным руководителем коллектива.
В марте 1937 года общественность отметила тридцатилетие музыкально-педагогической деятельности А.В. Александрова. Правительство высоко оценило заслуги Александрова как композитора и дирижёра, присвоив ему звание народного артиста СССР.
***
Год 1937-й положил начало всемирному признанию высочайшего исполнительского мастерства прославленного коллектива.
В сентябре Ансамбль в составе 185 человек под руководством Александрова совершил свою первую зарубежную поездку во Францию на Международную выставку техники и искусства в Париже, где ему был присуждён «Гран-при».
Музыкальные критики, искусствоведы и рецензенты газет всех направлений чрезвычайно высоко оценили выступление коллектива. Вот некоторые из их высказываний.
«…СССР прислал нам великолепный хор. Удивительная живость, гибкость хора и мастерство его почтенного руководителя – это подлинный триумф» («Се Суар»).
«…Как прекрасен отрывок «Тише, тише» из «Риголетто». Зал, встав, устроил долгую овацию этим мастерам народной песни и пляски. Эта овация была прекраснее всех, потому что она шла от души» («Пари Суар»).
Последующие гастроли Ансамбля в Чехословакии произвели не меньший эффект.
«В хоре из оперы Верди «Риголетто» мастерство профессора Александрова можно сравнить только с мастерством знаменитейшего в мире борца-антифашиста Тосканини» («Руде Право»).
Видный музыкальный учёный и общественный деятель профессор Зденек Неедлы писал:
«Трудно сказать, чем прежде всего восхищаться – голосами ли, единственными в своем роде… или же искусством хорового пения. Всякая Опера могла бы гордиться солистами этого хора. Хор в целом стоит выше любого самого лучшего оперного хора. Пианиссимо его просто поразительно. Затем ритм: в этом отношении наши гости стоят на недосягаемой высоте… И наконец, весь стиль пения и экспрессия исполнения просто изумительны. Играющие на музыкальных инструментах, как и певцы, безукоризненны. А танцоры! Какие виртуозы! У нас никто никогда еще не видел чего-либо подобного».
***
В 1938 году коллектив осуществил почти полугодовую командировку на Дальний Восток, выступал перед участниками боёв у озера Хасан, посетил Монголию.
В январе 1939 года было торжественно отмечено 10-летие ансамбля, в связи с чем А.В. Александров награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В том же году Александров создает «Гимн партии большевиков», ставший прообразом Гимна СССР.
В 1940 году профессору А.В. Александрову присваивают ученую степень доктора искусствоведения, он вновь становится деканом хорового факультета Московской консерватории.
***
В первые дни Великой Отечественной войны Александров на слова В.И. Лебедева-Кумача создаёт произведение, выразившее истинность масштабов бедствия и грандиозность предстоящих испытаний, вызвавшее высокий душевный порыв народа на борьбу с врагом, – гениальную «Священную войну».
«Я не был никогда военным специалистом, – писал Александр Васильевич, – но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие».
Сам Александров выезжал с коллективом в действующую армию в 1941 году (Северо-Западный фронт) и в 1944 году (Карельский фронт).
О весомом вкладе в нашу Победу свидетельствуют 1400 концертов ансамбля перед фронтовиками и тружениками тыла и около 200 песен, разученных краснознаменцами за годы войны.
В апреле 1942 года А.В. Александрову за песенное творчество присуждается Сталинская премия 1-й степени, которую он передаёт в фонд обороны страны.
***
Александр Васильевич продолжает вести напряжённую творческую жизнь. Он создаёт одно из лучших своих произведений – «Поэму об Украине», а к 25-летию Красной Армии – не менее известную «Песню о Советской Армии», осенью упорно работает над созданием Гимна Советского Союза, музыка которого впервые прозвучала в ночь на 1 января 1944 года.
В июле 1943 года был торжественно отмечен 60-летний юбилей и 40-летие творческой деятельности А.В. Александрова, в связи с чем он был награждён Орденом Ленина и ему было присвоено воинское звание генерал-майора.
В начале 1945 года Ансамбль выступал в Финляндии. Вновь небывалый успех и восторженные отзывы прессы.
«Душой ансамбля является его замечательный руководитель – композитор Александров. Интересно отметить сочетание качеств руководителя, композитора и военного начальника у профессора Александрова. Он с большим мастерством обработал народные песни. Программа разнообразна: воспитывающая, развлекающая. Она построена на высоком уровне, включает в себя народные песни и оперные хоры…» («Финляндская социал-демократия», 28.01.1945).
«Хор поет мастерски. Он когда-нибудь прославится на весь мир» («Афтонпокстен», 03.02.1945).
Вскоре после возвращения из Финляндии у Александра Васильевича обострилась болезнь сердца, и ему пришлось на несколько месяцев прервать работу.
Последняя гастрольная поездка Ансамбля во главе с Александровым состоялась в 1946 году в Чехословакию и Польшу. В знак признания больших заслуг А.В. Александрова в укреплении дружбы народов двух стран Правительство Чехословакии наградило его орденом Белого Льва.
28 июня 1946 г. за концертную деятельность А.В. Александрову во второй раз была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
Увы, 8 июля Александр Васильевич скоропостижно скончался от разрыва сердца.
***
В память выдающегося композитора и музыкального деятеля были учреждены стипендии его имени на хоровых факультетах консерваторий Москвы и Ленинграда, имя А.В. Александрова присуждено Краснознаменному ансамблю, который благодаря талантливому руководству его основателя стал одним из лучших художественных коллективов страны.
Александр Васильевич Александров своим творчеством оставил яркий след в истории национальной и мировой музыкальной культуры. Его музыка любима и востребована, она продолжает звучать по всей стране.
В 1971 году была учреждена золотая медаль имени А.В. Александрова, ежегодно присуждавшаяся композиторам за успехи в создании военно-патриотической музыки.
В 2005 году Министерством Обороны Российской Федерации учреждена медаль «Генерал-майор А.В. Александров».
…С 1946 по 1987 годы (41 год) Ансамблем руководил сын А.В. Александрова — Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, генерал-майор Б.А. Александров, успешно продолживший дело жизни отца.
***
Сегодня хор Ансамбля признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, присущими народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа творческого коллектива с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нём удачно сочетаются русские народные инструменты — домры, балалайки, баяны с деревянными и медными духовыми инструментами.
В репертуаре ансамбля более двух тысяч произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки.
Деятельность Ансамбля положила начало созданию и развитию коллективов нового типа — ансамблей песни и пляски. По его образцу возникли многие ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, причём не только у нас в стране, но и за рубежом.
Одна из традиций Ансамбля Александрова — давать новогодние концерты в отдалённых гарнизонах страны и горячих точках. В каждом гастрольном городе артисты навещают ветеранов и дают небольшие импровизированные концерты прямо дома для тех, кто не может прийти на концерт.
Так, 2016 год музыканты встречали с семьями военнослужащих в Нальчике и во Владикавказе.
***
Как известно, 25 декабря 2016 года произошла страшная трагедия. Во время крушения самолета Ту-154 погибло 68 музыкантов Ансамбля, которые направлялись в Сирию, чтобы выступить перед российскими военными с новогодней программой. Это ужасное событие поистине потрясло весь мир!
Но жизнь не стоит на месте, а наша страна издревле славилась талантами. Руководство Министерства обороны России заявило, что Ансамбль будет жить и дальше, оставаться творческим символом армии и страны.
Менее чем за два месяца академический ансамбль, можно сказать, возродился. На смену погибшим пришло пополнение — лучшие артисты со всей России после того, как дирекция Ансамбля объявила о начале конкурса на замещение вакантных должностей солистов, артистов хора и балета.
— Сначала мы принимали заявки по электронной почте — видео- и аудиоматериалы, резюме, — и таких заявок набралось более двух тысяч, — рассказывал в интервью ИТАР-ТАСС художественный руководитель легендарного коллектива, заслуженный работник культуры РФ, народный артист Республики Северная Осетия — Алания, полковник Геннадий Саченюк. — Например, на должности баритонов в хор было подано более 360 заявок при необходимости в шесть человек. Получается 60 человек на место. Мы изучили все кандидатуры и на очный этап конкурса пригласили около 140 человек из разных регионов России. Живые прослушивания всех конкурсантов-вокалистов длились неделю. Была собрана серьёзная комиссия, куда вошли художественные руководители солидных хоровых коллективов. Ежедневно мы слушали человек по 20, кому-то уделяли 10 минут, кому-то, может, и 30. Естественно, нас интересовало не только их вокальное мастерство, но и их опыт, и внешний вид — был комплексный подход к каждому.
***
Недаром в репертуаре ансамбля есть «Александровская песня», а там такие строки:
«По профессии — артисты, по призванию — бойцы». Это о них, об александровцах.
Большие творческие коллективы порой формируются годами, а то и десятилетиями. А тут предельно сжатый отрезок времени, но они смогли справиться с тяжелейшей задачей.
Потом было участие в правительственном концерте 23 февраля 2017 года в Кремлёвском дворце. А 24 февраля ансамбль Александрова уже открывал Всемирные военные игры в Сочи. То есть со сцены московского концерта артисты сразу отправились на аэродром Чкаловский и через три-четыре часа уже были в знаменитом южном городе.
Спустя две недели коллектив выступил в Доме музыки. Это была необычная программа. В первом отделении коллектив представил вниманию публики классические произведения, в том числе Александра и Бориса Александровых. Новый участник ансамбля Максим Маклаков спел арию Роберта из оперы «Иоланта» Чайковского. Оркестром Ансамбля и Русским хором имени А. В. Свешникова были исполнены «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Во втором отделении впервые в новом составе прозвучала «Священная война».
Что было главным? По мнению Геннадия Саченюка, это то, что люди увидели: ансамбль жив! Ведь были разные мнения: а сколько времени нужно, чтобы возродить коллектив? Залогом стремительного успеха стал самоотверженный труд артистов. И – помощь Министерства обороны. Материальная в том числе – к примеру, для новых артистов министерство выделило около 70 служебных квартир.
2 мая 2017 года ансамбль Александрова выступил на сцене Санкт-Петербургской филармонии. 8 мая – на Поклонной горе. Ну, а 9 мая искусством коллектива наслаждались те, кто пришел на концертную площадку ВДНХ.
… Геннадия Саченюка часто спрашивают: а как Вы относитесь к тому, что Вам предлагают выступать в «горячих точках»?
На что он просто отвечает:
«Нам не предлагают – нам отдают приказ. Несмотря на то, что в наших руках народные музыкальные инструменты — баяны и балалайки, мы люди военные, и все приказы Минобороны выполняем беспрекословно. Куда направят — там и исполним свой служебный долг».