Реплика к 275-летию Антонио Сальери

Бедный, бедный оболганный Сальери: художественно оболганный, ставший символом завистливой черноты и подлости, преуспевавший в жизни, знавший свою композиторскую силу — зачем ему было травить небесного Моцарта?
Однако — был суд в 1997 году: признавший окончательную не-вину Сальери. После чего вновь стали исполнять его произведения. Сведения о детских годах скудны, однако известен дом, где родился: серая глыба камня...

Семья состоятельного торговца была многодетна, и, хоть отец не имел никакой склонности к музыке, отправил сына учиться игре на скрипке. Присоединяется и клавесин, нежно и прихотливо серебрясь звуком. Рано теряет родителей, — и Сальери берут на воспитание друзья отца: в недрах аристократического семейства, где он оказывается, музыка почитаема.

Сальери поёт в хоре знаменитого собора св. Марка. …в некоторых его комических операх много лет спустя играют сложно образы города тысячи каналов: венецианский, однако, период не долог: на Сальери обращает внимание придворный композитор Иосифа II: пышная имперская Вена раскрывается своей роскошью. Сальери знакомится с Глюком: остаётся его последователем и приверженцем до конца своего бытия; время, когда Глюк превращает оперы из игры в серьёзнейшее музыкальное предприятие: величественное и монументальное.
Установлено, что к 20 годам Сальери имел в своём активе концерт для гобоя, скрипки и виолончели с оркестром, а также мессу. Переливается метафизическое серебро духовной музыки. Чуть за двадцать Сальери познаёт первый успех, сочинив оперу-буфф. По стопам Глюка идущий, сочиняет «Данаид», смешивая высокое и низкое; гастролирует по Европе, покоряя её своеобразием собственного дара, истончённого и преумноженного виртуозным мастерством, наработанным с годами.

Насмешник, остроязыкий Бомарше сходится с ним: «Тарара», сочинённая для друга, играла солнечностью мелодий: не зря же у Пушкина Моцарт упоминает оную… Оперы отходят, их сочинено более 40; Сальери, глубоко религиозного с детства, всё больше влечёт духовная музыка: его наследие богато, он много работал как педагог: Шуберт и Бетховен его ученики.

…вновь и вновь будет разыгрываться драма «Маленьких трагедий», и ни в чём не повинный Сальери, ставший персонажем классика, о стране которого он мало что знал, будет подсыпать яд Моцарту, пока музыка Сальери живёт своею — благородной и возвышенной жизнью.

Антонио Сальери, «Сначала музыка, потом слова». СПБ-ОПЕРА:

5
1
Средняя оценка: 3.57143
Проголосовало: 7