Черемошье – Черемоши – Черёмушки
Черемошье – Черемоши – Черёмушки
Каждое утро я проезжаю мимо этого места на работу и лишь недавно узнала, что здесь в Смутное время явилась Сама Богородица. Крестьянам деревни Черемошье Она сообщила, что именно отсюда начнется изгнание из России Лжецаря. И действительно, через несколько лет с этого места в сторону Польши из пушки был выстрелян прах Лжедмитрия I. Первоначально тело растерзанного толпой «супостата» было похоронено, как и полагается на кладбище, но над могилой все время вспыхивали и блуждали какие-то огни, слышались звуки бубнов и пение. Сам же труп несколько раз находили на другом кладбище. Тогда останки решили сжечь и отправить прах в ту сторону, откуда «супостат» пришел, что и было сделано.
Овраг, ставший усадьбой
Когда-то здесь был огромный овраг, сплошь покрытый зарослями черемухи. И только в середине XVII века, согласно архивным документам, появились вотчинный двор дьяка Венедикта Махова и деревня под названием Черемошье в несколько крестьянских дворов. Не прошло и ста лет, как тут уже была дворянская усадьба. Ее владельцами становились разные люди. Поговаривают, что в числе первых был Борис Годунов. Позднее она принадлежала князьям Прозоровским, Голицыным и Меншиковым, а также Василию Ивановичу Якунчикову и его сыновьям (они были последними).
Петр Иванович Прозоровский владел усадьбой более полувека. «В Чермневе стану полдеревни Черемошье по обе стороны Черемошского врага» перешло к нему в 1663 году. Отец Петра Ивановича, астраханский воевода И.С. Прозоровский, был сброшен с башни войсками Степана Разина при взятии Астрахани, а его сына Бориса повесили за ноги на крепостной стене. Верного воеводу царь Алексей Михайлович не забыл и приблизил детей Прозоровского ко двору. Вскоре они стали его ближайшими доверенными лицами. А Петра Ивановича царь завещал даже определить воспитателем малолетних царевичей – Петра и Иоанна. Когда Петр I подрос и уехал за границу, Прозоровский был членом совета, управлявшего государством, и одним из немногих, кому Петр I разрешил носить бороду.
Голицыны
Со временем усадьба с деревней перешли к дочери Петра Ивановича – Анастасии, которая вышла замуж за князя Ивана Алексеевича Голицына, человека тихого, робкого и богомольного.
С ранних лет Анастасия была приближена ко двору и дружила со старшими дочерями царя Алексея Михайловича. Кроме того, ее сестра Аграфена была супругой Василия Федоровича Салтыкова – брата царицы Прасковьи Федоровны. Анастасия Петровна была также подругой Екатерины I и на царской свадьбе сидела с ней (невестой) за одним столом.
Царя Петра I княгиня Голицына называла в письмах не иначе как «батюшка». Он же величал ее «дочерью», иногда дразнил «дочкой-бочкой», не потому что она была толстой, а потому что много пила. Бедная княгиня – ей приходилось наравне с мужчинами участвовать во всех забавах Петра I, включая бурные застолья и разного рода пародийные ритуалы «всепьянейшего собора».
В 1718 году Голицына попала в опалу, ее вызвали на допрос по делу царевича Алексея, бежавшего из России и пытавшегося при помощи иностранцев решить вопрос престолонаследия. Суд признал Голицыну виновной в сообщничестве с царевичем и приговорил ее к ссылке на прядильный двор. Однако сам Петр I заменил ссылку публичной поркой. Княгиню прилюдно отстегали плетьми на дворе Преображенского приказа!
Уже в 1722 году она вернулась ко двору, а спустя два года ее назначили первой статс-дамой при Екатерине I. Спустя еще год она женила своего старшего сына Фёдора на двоюродной сестре Петра I – Марии Львовне Нарышкиной. После смерти императрицы Анастасию Голицыну уволили на покой, и она перебралась в Москву. 10 марта 1729 года княгиня скончалась. А через месяц и 7 дней отошел в мир иной ее супруг, Иван Алексеевич Голицын. Их похоронили в Богоявленском монастыре.
Имение в Черемушках перешло к старшему сыну – Федору Ивановичу Голицыну. При нем усадьба превратилась в увеселительную загородную резиденцию, куда однажды заглянула императрица Елизавета Петровна, о чем свидетельствуют документы: «Ея императорское величество соизволила иметь выход на Воробьевы Горы; в расставленных шатрах обеденное кушание изволили кушать – а оттуда шествие возыметь соизволила в село Черомошье – к господину генерал-майору князю Голицыну, где благоволили вечернее кушать – и во дворец прибыть изволила в 1-м часу пополуночи».
При Федоре Ивановиче Голицыне в Черемушках появился храм. Узнав о том, что здесь когда-то являлась Богородица, Федор Иванович решил в память об этом чудесном событии построить церковь и три года ждал от Священного Синода разрешения. В 1747 году красивая однокупольная церковь Знамения Пресвятой Богородицы – замечательный образец позднего барокко – уже принимала первых прихожан.
От Меншиковых до совхоза «Якунчиково»
После смерти Федора Ивановича усадьба перешла к его детям, однако уже в середине 1770-х годов они продали ее подпоручику Матвею Петровичу Зиновьеву. Тот же через девять лет с усадьбой тоже расстался. Ее новым владельцем стал «суконный фабрикант» капитан Василий Андреевич Выродов. Однако дела его с каждым годом шли все хуже и хуже, и Черемушки описали за долги. 23 июня 1781 года усадьбу продали с публичного аукциона князю Сергею Александровичу Меншикову.
Что же досталось Меншикову? Совсем немало. Деревянный двухэтажный господский дом с крылечками и балконами, картинная галерея с зеркальными дверями и живописными плафонами. Каменная оранжерея. Служебные и хозяйственные постройки, каретный сарай, конюшни, флигель для прислуги, амбар. А еще сад, в котором было около 200 яблонь, множество грушевых деревьев, каменные беседки с каминами и гроты. К саду примыкал большущий парк с липовыми, березовыми и кленовыми аллеями и тремя большими прудами. За ними находились овраг и березовая роща под названием «Старый зверинец». В Черемушках было еще две березовых рощи, которые расположились на площади около трех десятин, 15 десятин занимала дубовая роща, и одну десятину – сосновый лес. В целом же все имение простиралось на 35 десятин (более 35 га).
Несмотря на все это богатство С.А. Меншиков начал усадьбу перестраивать. Пригласил выпускника Санкт-Петербургской академии художеств Ф.-К.-Х.Вильстера (ставшего позже академиком) и доверил ему перестройку господского дома.
В 1815 году Черемушки перешли по наследству к жене Сергея Александровича – княгине Екатерине Николаевне Меншиковой (урожденной Голицыной). Известно, что при ней усадьбу посещал известный поэт Д.В. Веневитинов.
При сыне Меньшиковой – Николае Сергеевиче ¬– в Черемушках постоянно велись строительные работы. Переделывался парк, возводились дополнительные павильоны, один из которых, с четырехколонным портиком, походил на мавзолей. Подобные сооружения, напоминавшие о вечности, пользовались в то время популярностью во многих усадьбах. Были перестроены также Чайный домик и оранжереи, появились новые прачечная, людские, кухонный флигель и другие здания...
В 1880 году «Черемушки» продали купцу Василию Ивановичу Якунчикову – владельцу торфоразработок и Воскресенской мануфактуры. Одна из его дочерей Мария Владимировна Якунчикова была талантливой художницей. Ее картины «Церковь старой усадьбы Черемушки близ Москвы» (1897) и «Парк в Черемушках. Пруд» (1899) хранятся в Третьяковской галерее.
После Октябрьской революции усадьбу национализировали. Большевики устроили на ее территории совхоз «Якунчиково». Во время НЭПа в господском доме располагался частный дом отдыха. С середины 1920-х часть зданий занимала опытно-показательная станция Московского механического института имени М.В. Ломоносова.
В 1945-м в усадебной части Черемушек разместилась Лаборатория № 3 под началом ученого-ядерщика академика А.И. Алиханова. Сейчас здесь Институт теоретической и экспериментальной физики, названный его именем, на территории которого до недавнего времени находился один из четырёх атомных реакторов, расположенных в Москве. Конный двор отделен от остальной территории Б. Черемушкинской улицей. Здесь находится ВНИИ гельминтологии им. К.И. Скрябина и ветеринарная лаборатория «Пастер».
А что же храм?
Удивительно, но храм сохранился до наших дней. Почему удивительно? Да потому что его несколько раз закрывали. Первый раз церковь упразднили в 1772 году. В конце XVIII века новый владелец имения С.А. Меньшиков обратился в Священный Синод о возобновлении церкви как домовой. Синод постановил соединить в один приход Знаменский храм и Троицкий, находящийся на расстоянии одной версты от усадьбы. Во второй половине XIX века храм и усадьба пришли в запустение. При последнем владельце Н.В. Якунчикове в церкви сделали капитальный ремонт, но довольно грубо. После революции церковь закрыли, и даже каменные церковные ворота, украшавшие весь архитектурный ансамбль усадьбы, разобрали.
И только весной 2003 года начались переговоры Русской Православной Церкви с Дирекцией Института теоретической и экспериментальной физики о возобновлении богослужений в храме. Было предложено придать храму статус ведомственной церкви Федерального агентства по атомной энергии. Был подписан Договор о сотрудничестве. Из храма демонтировали многотонные установки располагавшейся здесь лаборатории, и 18 февраля 2004 года состоялось его малое освящение, после чего еженедельно здесь стали совершаться богослужения.
Каждое утро по дороге на работу я проезжаю мимо этого места и не перестаю любоваться красными остроконечными башенками с круглыми белыми окошками, словно вычерченными циркулем, и ладно устроенными под ними прямоугольными домиками в два этажа с белыми колоннами. За забором среди листвы мелькнет купол храма и его голубые стены, не давая забыть, что место это святое.
Весной несколько вишен и яблонь покрываются здесь великолепными бело-розовыми цветами и стоят, словно невесты, радуя глаз. Зимой они спят под толстыми шапками пушистого снега. А осенью тут такое буйство красок, что хочется взять кисти и запечатлеть эту уходящую в историю красоту. Жаль, что я не художник.