Обретение, оценённое позже
Обретение, оценённое позже
190 лет назад Анапа стала российской
Местность, где нынче расположен город Анапа, люди для проживания облюбовали издревле. Некогда, в незапамятные времена, ещё до начала нашего летоисчисления, т.е. «до нашей эры», тут располагался город Синдика – столица Синдского государства. Синды являлись меотийцами.
Впрочем, чего уж душой кривить, сами по себе эти слова мало что говорит нашему современнику, не имеющему специального образования. Так вот, поясним. Меотийцы являлись народом, пришедшим в эти края не то из персидских земель, не то из самой Индии, и смешавшимся с местным населением. Мы же помним, что по теории этногенеза Льва Гумилёва, новые нации рождаются в результате смешения двух, а то и более народов, так сказать, родительских. В результате этого межэтнического «брака», как принято считать, и появились адыгские (черкесские) народы. Ну а синды являлись одним из народов меотийской группы.
Синдское государство зарекомендовало себя довольно сильным – впрочем, иначе оно бы просто не выжило: закон естественного отбора действует не только в биологии. Оно пребывало в союзнических отношениях с Древней Грецией, воевало со скифами, чеканило серебряную монету, строило крепости против степи, оборудовало прекрасный по тем временам порт.
Однако в нашей жизни нет ничего вечного и непоколебимого. Пришла пора, и Синдика утратила самостоятельность, вошла в состав Боспорского царства и стала именоваться Горгиппия…
Так и переходила удобная для мореплавателей местность из одних рук в другие. В какой-то момент тут обосновались генуэзцы, устроив свою колонию. Население города в ту пору исповедовало христианство. В 1475 году генуэзцев выбили османы, стремившиеся замкнуть вокруг Чёрного моря своё владычество – империей тогда правил султан Мехмед II Фатих, то есть Завоеватель, один из величайших полководцев в турецкой истории, тот самый, который в 1453 году взял Константинополь.
Как показали дальнейшие события, османы пришли надолго. И потому вскоре в Анапе сформировался крупнейший на Черноморском побережье Кавказа невольничий торг.
К слову, о происхождении самого названия местности. Удивительный случай: все окрестные народы называют её Анапой, и в каждом языке имеется своё вполне убедительное обоснование этого слова. Адыгские племена, обитавшие в этих местах, называли город Аннэ-пэ, то есть «край праздничного стола», под собственно «столом» (аннэ, в адыгской традиции его столешница не имеет углов) подразумевая округлой формы бухту. Упоминавшиеся уже синды словом «ана-па» («дыхание воды») называли источники минеральных вод, имеющиеся в округе. Древние греки переводили то же сочетание «ана-па» как «высокий мыс»… Есть и другие варианты – какие более, какие менее убедительные…
Имелось у Анапы во времена турецкого здесь пребывания и ещё одно название – Кеверган, что значит Алмазная руда; якобы по причине добычи здесь жемчуга.
Геополитическое значение Анапы как удобного сугубо торгового города-порта стало меняться с началом Русско-турецких войн, когда он из тылового вдруг стал сначала приграничным, а затем и прифронтовым. То донские казаки, то гребенские, а позже и кубанские начали совершать набеги на Анапу – разжиться казной, да и православных освободить из неволи… А за спиной вольницы всё отчётливо проступала мощь Российского царства…
И вот в XVII столетии в Анапе строится современная и мощная крепость.
Однако и она не помогла османам сохранить для себя этот форпост в регионе. Ею, пусть и на короткое время, овладевали русские войска в 1791, 1807, 1809 годах… Однако затем оставляли крепость – время прочно обосноваться в этих краях ещё не пришло.
И только в 1829 году, по итогам очередной Русско-турецкой войны (1828-1829 гг.) Анапа окончательно закрепилась за Россией – согласно Адрианопольскому миру.
Шеститысячный турецкий крепостной гарнизон капитулировал 12 июня 1828 году, не дожидаясь штурма города. Да это и понятно! Анапа оказалась в плотной осаде. С моря её блокировала Черноморская эскадра, которой командовал вице-адмирал Алексей Грейг, с суши подступил пятитысячный десант, которым командовал контр-адмирал Александр Меншиков – потомок знаменитого сподвижника Петра Великого, а также подоспевший вспомогательный отряд под командованием отчаянной смелости военачальника полковника Василия Перовского.
По большому счёту, взятию данной крепости в той войне особого значения не придали ни в одной из враждующих сторон, ни в другой – мало ли населённых пунктов стали поневоле подданными другой державы!.. Цель у России имелась вполне конкретная: она рвалась к Проливам двумя клиньями: через Болгарию наступал Дунайский корпус, а из Закавказья на территорию Турции продвигался другой; Черноморское побережье оказалось направлением второстепенным. Потому одержавшего столь лёгкую победу Александра Меншикова с его отрядом перебросили на западное побережье Чёрного моря, к Варне.
На протяжении какого-то времени Анапа так и оставалась крепостью в составе Черноморской береговой линии. Однако уже в 1846 году укрепление получило статус города. А в 1866 году Анапа стала городом-курортом.
Так что только много со временем Россия оценила, сколько лакомый кусочек она обрела!..
Поистине, «праздничный стол» на «высоком мысу», да ещё и с живительным «дыханием воды»…