Рассказы
Рассказы
РАССКАЗ ИЗ НИЧЕГО
Я представил, что мы живем в огромной стране, такой — как Америка. Настолько огромной, что в ней могли бы разместиться все рассказы. Говорю это Дарко, а он говорит, что наш рассказ маленький, он мог бы поместиться везде, даже в одной комнате, или городе с окрестностями, больше ему не нужно.
Но я все равно думаю, это — ни одно и то же. И маленькому рассказу может понадобиться пространство, огромнее всего мира.
У нас нет высоких гор, а я очень люблю огромные горы, со снежными куполами на вершинах. Как мне написать рассказ о людях, которые восходят на вершины, если в моей земле нет больших гор; все маленькие, и на них любой легко поднимется?.. Как можно быть смелым там, где нет высоких гор, лесных дебрей, Сахары, бесконечных прерий и рек? Все вокруг маленькое, и я себе кажусь маленьким.
Показал то, что написал, моему папе. Он сказал:
— Ты говоришь как взрослый.
— Только пишу, а говорю, как обычно.
Папа погладил меня по голове.
— Пойдем, что-то купим.
— А что, папа?
— Что-то.
Пошли мы в большой супермаркет, и было там здорово. Видели мы много вещей и девочку, которая выглядела странно.
— Папа, почему эта девочка так выглядит?
— Она больна. Расскажу тебе, когда придем домой.
— Ты из всего-всего можешь сделать рассказ, папа?
— Это легко. Нужно уметь сделать рассказ из ничего.
— Думаешь, это возможно?
— Можно попробовать.
Вчера вечером я кое-что написал. Дам почитать папе. Никогда не был в Америке или на Диком Западе, но написал об этом рассказ. О дружбе одного ковбоя и одного индейца. Там и про коня есть. Может, это рассказ из ничего? И что папа скажет?
ЖИВОЕ
Крот выглядел совсем не так, как кроты, нарисованные в детских книжках. Там и нет так уж много кротов, но если какой найдется, то совсем не похож на этого, который здесь.
— Что будем делать? — спросил Дарко. И подал мне лопату.
— Давай ты, — сказал.
— Не буду.
— Я его вытащил из норы, а это больше половины работы. А ты его убей, это легко.
Я хотел уйти.
— Он злой! — сказал Дарко.
Я разглядывал его.
— Почему?
— Постоянно сидит в своей норе. Никогда не выходит. Ни с кем не дружит. Вот почему.
Мне не хотелось убивать крота, но я подумал, а вдруг я не прав? Что, если он действительно злой?
Спрошу маму.
— Мама, разве крот злой?
— Не знаю, сына, спроси папу, вон он в комнате.
Папа сидел и писал. Ему не мешало, что я его прервал. Я объяснил ему, в чем дело, и папа задумался.
— Знаешь, тут вопрос в том, что он делает, когда один. Если, например, пишет, то это не зло. Или если сидит с детьми.
— А если он готовится кого-то съесть?
— Кроты — не хищники.
— Я видел в книге, что они едят редьку. А она тоже живое существо.
— Так и мы едим живых существ. Что ж еще нам есть? Подумай.
— Значит, мы не должны есть?
— Так устроен мир. Пока так, будем есть.
— Значит, крот не злой?
— Решай сам.
Но Дарко его и так прихлопнул. Теперь все равно. Что бы я ни сделал и что бы ни сказал, никакого смысла в этом уже не будет.
Поблагодарил я папу и пошел. С Дарко встретился на площадке.
— Играем в мяч? — спросил он.
— Давай.
— А знаешь еще что?
— Что?
— Мне купили канарейку.
Дома я перелистывал детские книги. Ни одно из нарисованных животных не похоже на настоящего. Это потому что я взрослею, или просто так надо, чтобы не походило? Не знаю. Спрошу папу. А может, и не буду. Кое о чем могу подумать и сам. Решу потом. Книги — это книги, а мир — это мир. Сел писать.
Крот, все-таки, не идет у меня из головы.
ПРИЗНАНИЕ
Иногда, когда я склоняюсь над листом, мне кажется, что я исчезну в словах. Слова просто расступятся и поглотят меня. Иногда, когда пишу, я хочу стать ничем. Слова проходят сквозь меня, а я смотрю на них, удивляясь. После подпишу эти слова своим именем и говорю: у меня новый рассказ.
А Дарко, он больше любит экраны. Говорит: «Там — жизнь». Но писание, слова на бумаге — это экран в моей голове. Я думаю, это лучше.
Папа мне сказал:
— Представь что-то.
Потом говорит:
— А сейчас попробуй перенести это на бумагу.
— Не могу, как-то глупо, — ответил я.
— Потому что писание начинается со слов, — сказал папа. — Слово и картинка — это одно и то же. Но сама по себе картинка ничего не значит.
Потом дал мне один лист со своими мыслями о писании.
Я его понюхал и стал читать:
«Иногда, когда я склоняюсь над листом, мне кажется, что я исчезну в словах. Слова просто расступятся и поглотят меня. Иногда, когда пишу, я хочу стать ничем. Слова проходят сквозь меня, а я смотрю на них, удивляясь. После подпишу эти слова своим именем и говорю: у меня новый рассказ».
Понравилось мне то, что я прочитал.
— А можно я возьму это в какой-то свой рассказ? — спросил я.
— Можно, но только если признаешь, что ты не сам это написал.
Вот, признаю. Ощущаю под рукой лист, но это скоро пройдет. Внутри, в моем сердце и голове открываются экраны, бесчисленные и все одновременно.
Папа говорит, что писать — это значит быть одному.
КОВБОИ И ИНДЕЙЦЫ
Сначала я писал про ковбоев и индейцев, как и мой папа.
Папа писал в огромной красной тетради с твердой обложкой. Писал он чернильной ручкой, а на обложке даже нарисовал — плохо, конечно, потому что он всегда плохо рисовал, — голову того индейца, по имени которого назван роман. Роман у него из тридцати страниц, и это было отлично для мальчика, каким тогда был папа…
А я писал в маленьком черном ежедневнике, шариковой ручкой, а потом набирал на компьютере. Я хотел, чтобы это был рассказ, полный приключений, опасностей и дружбы — всего того, что никто не может пережить в настоящей жизни.
Но потом, пока писал, я понял, что ковбои и индейцы теперь совсем не такие, как были раньше. Что-то изменилось – то ли мы, то ли они, я даже не знаю. Не мог я их увидеть достаточно ясно и поэтому не мог и писать.
Дарко советовал мне писать рассказы, как игры в компьютере, но потом он понял, что это не подходит — не может в рассказах быть уровней, не можем мы там сами выбирать земли, героев, не можем сражаться против кого-то или спорить, или разговаривать.
И тогда он мне сказал: «Пиши о чудовищах, потому что это больше всего похоже на игры. А ты там будешь героем, только возьми себе другое имя, твое какое-то дурацкое».
Вообще, моих приятелей в классе не слишком интересовали рассказы, они больше любили переписываться, посылать друг другу фотографии, играть в общие игры и комментировать, пока каждый сидит у себя дома за компьютером, с планшетом или телефоном. Я тоже так делал. Но я думал, что рассказ может быть над этим всем, это все может быть частью рассказа, и что рассказ может все это как-то связать и объяснить.
Я хотел написать о своей жизни, но у меня ничего значительного не происходило. Это для меня всегда было проблемой — писать сочинение о том, как я провел каникулы. Один раз я написал, как чуть было не утонул в море, пока пробовал нырнуть. И это была правда, только я немного преувеличил — мне тогда лишь вода попала в рот.
В другой раз я писал, как мы с папой на санках едва не влетели под колеса автомобиля. И тут я тоже немного преувеличил, но учительница была не против. Поставила мне «пять», потому что я хорошо написал. Правда, потом сказала:
«Не верю я, что и твой папа участвовал в этом».
Это как мне сказала в первом классе, когда нам делали прививки, и я никак не мог стащить с себя водолазку: «До каких пор тебя будет папа одевать?».
Но я не обманывал, папа действительно катался со мной на санках. А водолазку я уже давно надевал сам. Не знаю, почему она так обо мне думала?
Так что я стал писать о своих мыслях и о проблемах, которые возникали, пока я писал и пока пытался придумать какой-то рассказ.
Дарко сказал, что это скучно, а потом, когда прочитал один такой рассказ, — «Это не ты написал, а твой папа».
МАЙЯ
Единственная девочка, которая вообще существовала в нашем отделении, была Майя. То есть, были, конечно, и другие девочки, почти пол отделения. Но Майя была единственная, которая для нас существовала.
Когда в компьютерной игре я увидел героиню под именем Maya-the-Killer, даже не удивился. Сразу понял, что это наша Майя. Какая бы еще девочка из отделения, или из школы, или из какого-то другого известного мне общества, могла быть в игре, предназначенной для нас, мужчин? Было там много крови, чудовищ, сражений, а девочки это обычно не любят. Что именно они любят, мы не знали, да нас особенно и не интересовало, но это они точно не предпочитали.
А Майя была другая. Майя никогда не ругалась с девочками, имею в виду, не ссорилась так, по-женски. Майя дралась, и в основном с мальчишками.
Особенно она любила сражаться со Стевой, или еще с кем-нибудь, кто собирался побить Стеву. Или могла поколотить какую-нибудь девчонку, о которой подумала, что та засматривается на Стеву.
А о Стеве все девочки думали, что он красивый и играл в одном фильме. Мы о Стеве думали, что он хороший футболист, но еще мал.
Майя иногда хотела, чтобы мы звали ее Май. На уроке английского выкрикивала учительнице «Дискриминация!», никто и не помнит, из-за чего. Тем более, что большинство в отделении и не знали, что означает «дискриминация».
Все боялись Майи. Девочки в основном делали вид, что она не существует, а мальчишки, как я говорил, ее ценили. Она была одна из нас. Она была «кем-то».
Меня никогда не била. Даже не пробовала. Однажды, когда на школьной ярмарке, которую мы устраивали на День школы, я купил книгу Астрид Линдгрен, которую продавали какие-то семиклассники, она подошла и спросила меня, что я читаю. Протянул ей книгу, и она ее внимательно просмотрела и перелистала, а потом кивнула и сказала:
«Отлично».
Не знаю, отчего, но, думаю, я был горд.
РАССЕЛИНА
Повзрослели мы с папой одновременно, в один и тот же день. ¬¬
— Папа, давай скорее! — крикнул я ему.
— Да, сейчас, — сказал папа и побежал. Он тащил на себе тот красный рюкзак.
Нас ждали озера и белые вершины. Я ликовал: впервые после долгого перерыва мы вышли из города.
— А там на вершинах — это что, сахар? — спрашивал я; мой папа носит очки и все знает.
— Это красота, — отвечал папа.
— А разве красоту можно достать? — спрашивал я.
— Давай попробуем!
Я понимал, что папа шутит, но подхватил игру. Мой папа умеет иногда так рассказывать, будто загадывает ребусы. Говорит, что это полезно для моей головы. И помогает! Голова у меня никогда не болит. Чудо.
А потом, когда мы двинулись выше, и еще выше, к вершинам, земля стала очень влажной, и в одном месте папа поскользнулся. Тяжелый красный рюкзак перетянул его налево, и папа скатился в какую-то яму, поросшую одними камнями.
— Папа! — крикнул я.
— Все хорошо, — ответил он из ямы.
— А почему тогда стонешь?
— Повредил сустав.
Яма была неглубокой, это я и сказал ему.
— Не могу… Ты должен кого-то позвать.
— Мы здесь одни, папа, никого нет.
— Эти камни такие острые…
— Поэтому они и камни.
— Слушай, у тебя есть мобильный?
— Он у тебя, но наверняка разбился.
— Точно.
— Давай, здесь только мы с тобой, папа. Ты и я.
— Я разбил очки.
— Я тебе помогу.
— Помоги мне.
Я сказал папе, чтобы он стал на рюкзак, а потом ухватился за меня. Я не такой скользкий, как земля, и так он вылезет из ямы.
Рюкзак остался там.
— Да кому он нужен, этот рюкзак! — сказал папа.
Он оперся о мои плечи, и так мы отправились в город.
Перевела с сербского Елена БУЕВИЧ (Украина).