Брюссель и Тбилиси «делят шкуру» непостроенного газопровода через Каспий
Брюссель и Тбилиси «делят шкуру» непостроенного газопровода через Каспий
В начале июня один из грузинских топ-чиновников заявил о реальных перспективах появления Транскаспийского газопровода – через который в Европу будет поступать туркменский газ. Дескать, на это дала добро аж целая Еврокомиссия – а, значит, дело скоро будет в шляпе и ЕС обретет вожделенную «диверсификацию энергопоставок от российского газового диктата». При этом, правда, в Тбилиси отчего-то позабыли, что ни Грузия, ни евробюрократы, вообще-то, не имеют ни малейшего касательства к Каспийскому морю. Зато ряд граничащих с ним стран имеют на этот счет несколько иную позицию…
Соответствующую информацию озвучил советник премьер-министра Грузии по энергетическому коридору Восток-Запад Георги Вашакмадзе. По его словам, Грузия и Еврокомиссия пришли к соглашению о совместном финансировании коммерческого инжиниринга проекта газопровода по дну Каспия, который соединит Азербайджан и Туркменистан.
https://haqqin.az/investigations/130114
На самом деле, под громким названием «коммерческий инжиниринг» скрывается достаточно малобюджетная (всего то в миллион долларов стоимости) бюрократическая заморочка. Инициаторы которой, впрочем, всерьез верят (или делают вид, что верят) тому, что после реализации сего «инжиниринга» европейские коммерческие банки сломя голову бросятся финансировать постройку очередного «проекта века» – в виде Транскаспийского газопровода. В идеале должного пропускать через себя в Европу до 30 млрд. кубометров газа ежегодно – с дальнейшей доставкой по уже имеющимся «трубам» по турецкой территории, мощность которых несложно увеличить.
Для сравнения – 30 миллиардов – это объем, практически идентичен тому, что будет проходить по обоим веткам газопровода Турецкий поток из России по дну Черного моря. Из которых построена пока только одна – другая еще только готовится.
«Маниловские» мечты о диверсификации.
Вообще, можно сказать сразу – даже если туркменский газ таки пойдет в Европу по дну Каспийского моря, «голубой мечте» Брюсселя, «избавление от энергетического диктата Москвы» все равно сбыться не суждено. Вышеупомянутые объемы в сравнении с почти двумястами миллиардами кубов, проданных Газпромом европейца только в прошлом году – это, пусть и не «капля в море», но и не такой уж большой «кусок газового пирога». Тем более, что потребности «старого континента» в «голубом топливе» постоянно растут – на днях в российском газовом гиганте их оценили в 300 млрд. кубов ежегодно только российского газа после 2030 года.
Но для брюссельских бюрократов тема борьбы с пресловутым «монополизмом Газпрома» – что-то сродни «священной коровы», и там предпочитают хвататься за любую чепуху, лишь бы добиться вожделенной «диверсификации газовых поставок». Не беда, что большинство подобных «хотелок» заканчиваются, даже толком не начавшись, главное – симулировать кипучую деятельность в этом направлении.
Так, например, уже лет 20 периодически всплывает разговор о газопроводе Набукко – по которому европейцы должны были бы получать ближневосточный и среднеазиатский газ. Первый, правда, теперь не светит им даже в самой отдаленной перспективе – ввиду «братской помощи» Вашингтона, инспирировавшего в и так взрывоопасном регионе целую череду катаклизмов. От цветных мятежей «арабской весны» – до наглой интервенции в Ирак и лишь слегка завуалированной поддержки террористов из запрещенной в России ИГИЛ.
Однако, и с газом среднеазиатским, несмотря на относительно большую стабильность на постсоветском пространстве, тоже не все так просто. Туркмения то действительно не против продавать свое «голубое топливо» не только Китаю, как сейчас – но и ЕС, Азербайджан тоже не прочь стать не только производителем газа собственного, но страной-транзитером для соседей.
Про Грузию и говорить нечего – «цветная демократизация» по рецептам теперь уже беглого экс-президента Саакашвили ничуть не добавила этой стране ни промышленных, ни добывающих мощностей. Так что пополнить бюджет за счет взимания бонусов с пролегающего по своей территории пусть и чужого газопровода в Тбилиси очень даже за. Тем более, если за это еще и можно заработать покровительственно-одобрительное похлопывание по плечу от «благословенной Европы» – заодно хоть слегка «насолив» нелюбимой Москве.
Море преткновения.
Но вот с другими государствами, граничащими с Каспийским морем, дела обстоят не столь гладко. Все дело в том, что сей водоем, хоть и носит гордое название «моря» – но ни географически, ни юридически таковым не считается. Потому как в систему Мирового океана не входит – не имея с ним прямого сообщения. Стало быть, является «озером» – пусть даже и очень большим, и соленым.
А для таких водоемов «приграничный режим» особый. И интересы прилегающих стран 12-мильной зоной «территориальных вод», как в случае настоящих морей и океанов, не ограничиваются. Впрочем, сказать, что для Каспия они имеют какую-то четкую, хотя бы и отличающуюся от общепринятой, регулировку, тоже нельзя.
Все дело в том, что до 1992 года Каспийское море «делили» между собой всего 2 страны – СССР и Иран. Тоже, кстати, достаточно расплывчато – в отношении большей части его акватории. Теперь же, после распада Союза, вокруг водоема появилось еще три независимых «игрока» – Азербайджан, Казахстан и Туркмения. И договориться о признаваемом всеми соглашении относительно использования Каспия они не могут договориться до сих пор. Хотя новости насчет готовящегося консенсуса «как только, так и сразу» появляются с завидной регулярностью уже больше десятилетия, как минимум.
Впрочем, от этой несогласованности мало что меняется. Если консенсуса не получается достигнуть де-юре – он вынужденно соблюдается де-факто. Ведь каждое из прикаспийских государств имеет в этом водоеме военную флотилию – да, в общем, с учетом большого радиуса действия современных боевых самолетов свои интересы можно защищать даже без наличия большого количества военных кораблей.
До реальных столкновений, правда, доселе на Каспии не доходило. Но «игра на нервах» наблюдалась. Как, например, в 2001 году, когда иранский боевой корабль и пара самолетов «наведались» к одному спорному с Азербайджаном месту, месторождению «Алов» – а Баку в ответ попросил полетать там несколько турецких истребителей.
В остальных случаях стороны предпочитают более дипломатичную «игру мускулами». Как, скажем, недавние учения военно-морских сил Азербайджана – видимо, в том числе должные вселить уверенность в будущих гипотетических инвесторов Транскаспийского газопровода.
А то уверенность эта, в свое время, изрядно подупала после того, как свои учения провела Каспийская флотилия России. Аккурат после того, как Москва заявила, что выступает против строительства столь масштабных объектов по дну Каспия – во избежание вреда для экологии.
Понятно, что при небольшом желании такие военные игры Россия может провести еще не раз. На тот случай, если отдельным «горячим головам» недостаточно кадров пуска крылатых ракет «Калибр» с российских военных кораблей на Каспийском море по сирийским боевикам.
Хотя, как показывает практика, «горячие головы» чаще встречаются среди политиков – финансисты больше любят тишину. И стараются не рисковать своими деньгами там, где существует большой риск их инвестициям – даже если оружие и не применяют, но все же демонстрируют – вблизи столь взрывоопасных объектов, как газопроводы.
Примечательно, что экологические возражения против постройки «трубы» по дну Каспия имеет и Иран. Конечно, вместе и с чисто экономическими резонами, которые вслух не озвучиваются – Тегеран сам не прочь продавать свой газ европейцам, а не делиться этим рынком с Туркменией. Ввиду вышесказанного, с учетом позиций России и Ирана, рассчитывать на успешную реализацию Транскаспийского газопровода довольно проблематично.
А нужен ли Каспий самой Европе?
Стоит заметить, что и со стороны Европы лоббирование этого проекта представляется не столь мощным, как его пытаются представить в том же Тбилиси. Брюссельская бюрократия, конечно, имеет определенную власть – но ее полномочия можно сравнить с таковыми у «Союзного государства России и Белоруссии» на фоне правительств в Москве и Минске.
«Локомотивом» же ЕС однозначно является Германия – пусть и с союзниками из числа стран «старой» (и богатой) Европы. Но Берлин то уже и так имеет «выделенную линию» снабжения дешевым российским газом по дну Балтийского моря. И в ближайшее время собирается ее удвоить – за счет Северного Потока-2, став уже не только основным потребителем, но и крупнейшим распределителем нашего «голубого топлива» для сопредельных стран.
А все эти «Набукко», «Южные газовые коридоры» и прочие прожекты – для Южной (и бедной) Европы, а также для Европы Восточной (которая еще беднее). А интересы «бедняков», что в Берлине, что в Брюсселе обычно в расчет не принимают. Недаром, при достаточно успешном продвижении Северного Потока-2, Южный Поток из России по дну Черного моря в Болгарию и дальше успешно «зарубили» из политически-демагогических соображений.
Так что рассчитывать, что действительно влиятельные европейские страны станут сколь-нибудь активно продавливать строительство газопровода через Каспий, не приходится. Другое дело, что Азербайджан и Туркмения могут попытаться по-хорошему договориться с Россией. Например, в обмен на более тесное военно-экономическое сотрудничество, вхождение в Евразийский экономический союз и т.п. Но, в любом случае, вопрос этот будет решаться не в Тбилиси, и даже не в Брюсселе – а в Москве.