Декларация о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990: скрытые механизмы и неочевидные последствия исторического решения

«Украина — не самостоятельное государство,
а часть исторической России».
В.Путин, 2021

«Мы не разрушаем Союз —
мы просто перестаём его кормить!»
В.Чорновил, 1990

Ровно 35 лет назад, 16 июля 1990 года — в здании Верховного Совета УССР разыгралась политическая драма, о которой до сих пор яростно спорят историки. В отличие от других республик, украинская декларация о суверенитете содержала специфические правовые нормы, которые формально сохраняли видимость лояльности Москве, фактически создавая юридические «мины замедленного действия» под СССР. Также впервые в советской практике была введена концепция «ограниченного суверенитета». Пробежимся по некоторым деталям того судьбоносного события в многострадальной истории падения Советского Союза.
Понятно, что главным, так сказать, действующим лицом в том спектакле было некое «двойное дно» в юридических формулировках… Скажем, статья 9 о «равноправии всех форм собственности» — скрыто легализовала частную собственность. И уже в августе 1990-го был принят Закон «О собственности в УССР». Пункт о «праве на международные отношения» допускал создание альтернативного МИДа. Упоминание «самостоятельной налоговой системы» и вовсе на корню подрывало бюджет СССР. Автором первых правовых наработок — стал бывший советский диссидент (26 лет лагерей) — Левко Лукьяненко. В общем-то, он и убедил второго секретаря ЦК КПУ Л.Кравчука поддержать «мягкую» редакцию Декларации, аргументируя это необходимостью «сохранить экономические связи на переходный период». К тому же через неделю Кравчук станет председателем Верховного Совета Украинской ССР, что лишь укрепит триумвират создателей Декларации.
Второй член группы составителей — Вячеслав Чорновил — главный идеолог «правового сепаратизма». Разрабатывал стратегию «юридического саботажа» союзных законов. Ввёл в текст Декларации скрытые механизмы принципов «молчаливого непризнания»: отказа от публичного отрицания законов СССР. Придумал концепцию «параллельной вселенной» — «параллельных институтов власти»: ст. 12 о республиканских органах управления, — приведшая к фактическому двоевластию летом 1991-го. Третий — Иван Плющ — мастер юридического камуфляжа: технический редактор окончательного текста с применением хитроумных инноваций типа системы «двойных формулировок», где каждая статья имела как официальную трактовку для Москвы, — так и скрытое содержание для внутреннего применения.
Первоначальный проект Декларации содержал прямое указание на выход из СССР. Компромиссная версия говорила, как бы яростно нашёптывая на ухо, о «самоопределении в обновлённом Союзе». 11-я же Статья и вовсе сохранила право на «изменение государственного статуса», став бомбой под распадом СССР. После чего уже в августе 1990-го создан Республиканский банк: прототип НБУ. В ноябре введён особый порядок валютного контроля. А к марту 1991 г. 60 % украинского экспорта шло в обход Москвы. Декларация объявила собственностью Украины:

30 % всего советского чернозёма
25 % угольных запасов СССР
40 % мощностей военно-промышленного комплекса

Экономический парадокс состоял в том, что при формальном сохранении рублёвой зоны фактически была введена двухконтурная денежная система, что позволило предприятиям начать заключать прямые контракты с зарубежьем. На базе МВД сформированы первые национальные части, что указывало чуть ли не на скрытую мобилизацию! В учебных заведениях ДОСААФ началась подготовка резервистов. Тайно сохранена система военкоматов УССР, негласно восстанавливались украинские погранвойска. И главное — Декларация молчаливо признавала право на ядерное наследство. Уже в сентябре 1990 г. создана комиссия по контролю над стратегическими силами. В Днепропетровске остановлена передача ракетных технологий в Россию. Начались конфликты с войсками федеральных сил. (См. «Справку» ниже)
Собственно, механизм распада работал на конституционных парадоксах: Декларация имела бо́льшую силу, чем Конституция УССР, формально — лишь формально! — не отменяя действие союзных законов. Создав уникальный прецедент бёмовско-юнговского «правового дуализма» — абберации, — притом что последствия вспыхнули практически мгновенно… Венгрия первой признала декларацию как правовой акт. США тут же начали консультации с Киевом — в обход Москвы, — кто бы сомневался... Канада, вслед за US, стала устанавливать особые экономические отношения с Украиной. 

Возникает естественный вопрос: почему Горбачев не остановил чувствующийся процесс распада? Увы, получается, что не чувствовал. Не п р о ч у в с т в о в а л. Он — ошибся. Он — считал украинскую элиту вполне лояльной. К тому же несколько переоценил силы Союзного договора, — не вникнув, не поняв экономических механизмов Декларации. Да, попытка была… Чтобы предотвратить полный распад, Горбачёв предложил реформировать СССР в конфедеративный Союз Суверенных Государств: ССГ. Проект ССГ — остался в памяти потомков несостоявшейся конфедерацией, — которая могла бы изменить историю, но — была похоронена августовским путчем и Беловежьем.
Историческая же ирония заключалась в том, что документ, который коммунисты-консерваторы считали «бумажной декларацией», оказался точным (и повторимся, хитрым) юридическим инструментом демонтажа СССР. Его уникальность — в сочетании «скрытого, потайного» содержания с формальной лояльностью, что позволило избежать кровавого сценария. В свою очередь, реакция Москвы на принятие Декларации о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 г. была сдержанно-негативной, но — без резких силовых мер. Советское руководство в тот момент уже не могло (и не хотело) жёстко подавлять сепаратистские тенденции, как это было раньше: из-за общего кризиса СССР и политики перестройки.
Тем не менее Горбачёв и союзное правительство публично выражали обеспокоенность, избегая резких заявлений. В Кремле рассматривали декларацию как опасный прецедент, надеясь-таки удержать Украину в составе Союза через переговоры: временно́й лаг тогда ещё существовал. В августе 1990 года Верховный Совет СССР осудил «парад суверенитетов», но увы, реальных механизмов остановить распад уже не было.

Парад суверенитетов

Литва — 11 марта 1990 г.
Эстония — 16 ноября 1988 (Декларация о суверенитете), 30 марта 1990 (постепенный переход к независимости)
Латвия — 4 мая 1990 (восстановление независимости).
РСФСР (Россия) — 12 июня 1990 («Декларация о государственном суверенитете». Будучи «ядром» СССР, ельцинская Россия фактически подрывала союзный центр, принимая собственные законы.)
Украина — 16 июля 1990 (Декларация о суверенитете)
Белоруссия — 27 июля 1990
Армения — 23 августа 1990
Туркменистан — 22 августа 1990
Таджикистан — 24 августа 1990
Казахстан — 25 октября 1990
Грузия — 9 апреля 1991 (прямое провозглашение независимости)
Азербайджан — 30 августа 1991
Молдавия — 27 августа 1991

Консерваторы в КПСС, будущие участники ГКЧП, считали декларацию «предательством» и требовали силовых мер. Либеральные круги, включая часть руководства РСФСР во главе с Ельциным, фактически поддержали право республик на самоопределение, что ослабляло позиции Горбачёва. После провала путча ГКЧП в августе 1991-го Украина окончательно заявила о независимости (24 августа). А в декабре 1991 года Беловежские соглашения (Ельцин—Кравчук—Шушкевич) юридически оформили распад СССР. Кремль в 1990 году уже не мог силой удержать Украину, как это было в 1919 или 1945 годах. Реакция свелась к дипломатическому недовольству и попыткам переговоров, но — процесс распада стал необратимым.

Историческая справка

Ядерный подтекст Декларации о суверенитете: скрытая стратегия Украины как мина замедленного действия

Статья 15 Декларации содержала принципиальную формулировку: «Украинская ССР самостоятельно решает вопросы размещения на своей территории военных формирований и объектов». На территории УССР тогда находились:

19 межконтинентальных шахтных установок Р-36М (SS-18 «Сатана»)
43 стратегических бомбардировщика Ту-95 и Ту-160
1 300 тактических ядерных зарядов

Размытая формулировка Декларации позволяла отказаться от вывода ядерного оружия, контролировать доступ к объектам, создавать собственные системы управления. Так, в августе 1990 г. создан Комитет по вопросам обороны при ВС УССР, начата, как уже писалось выше, инвентаризация военных объектов. В марте 1991-го принято постановление о «специальном статусе» стратегических объектов, введён запрет на перемещение вооружений без санкции Киева. В том же августе 1991-го войска ПВО Украины переподчинены республиканскому командованию, также заблокирован вывоз ядерных компонентов в Россию.
В октябре 1991 г. проведена операция «Несокрушимая стена»: украинские офицеры заняли шахтные пусковые установки, потребовав от Центра двойного кода активации — от Киева и Москвы. Но — технический парадокс состоял в том, что системы управления оставались в Подмосковье (Власиха). Но всё равно — без украинских геодезических данных прицеливание было невозможно. По итогу Украина таки отказалась от ядерного статуса, решив выиграть чисто экономически. Потребовав компенсацию за утилизацию: по ценам 91 года: 1,2 трлн руб. за 176 МБР. К тому же в любом случае они находились в технической зависимости от Москвы: не было как полного цикла обслуживания, так и основные заводы-производители находились в России. Да и стоимость содержания всех комплексов была немаленькой — $1 млрд ежегодно. Плюс — сильное давление МВФ при выделении кредитов…

Инцидент в Чопе в октябре 1990 года

Это был один из первых открытых случаев неподчинения союзному командованию в истории Советской Армии — на фоне распада СССР. К осени 1990 года политическая ситуация в СССР стремительно ухудшалась: республики одна за другой заявляли о суверенитете, а в некоторых уже начались межнациональные конфликты. Украина, где нарастали сепаратистские шатания, 16 июля 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, что создавало напряжённость в вопросах контроля над военными частями на её территории.
В октябре 1990 г. в городе Чоп Закарпатской обл. УССР, на границе с Венгрией и Чехословакией, произошёл конфликт меж командованием 19-й армии ВС СССР и украинскими властями. Последние требовали подчинения военных формирований на своей территории республиканскому руководству, ссылаясь на суверенитет. Командование 19-й армии, естественно, подчинявшееся Москве, отказалось выполнять требования Киева. В ответ украинские власти попытались взять под контроль военные объекты.
Конфликт удалось урегулировать без боевых столкновений, но конфликт показал, что советская армия начинает терять контроль над частями в республиках. Случай в Чопе продемонстрировал, дескать, военные могут внезапно оказаться перед выбором: подчиняться Москве или местным властям? — Что привело к началу раздела армии — позже подобные конфликты привели к созданию национальных армий бывших республик СССР.

Эксцесс позволил резюмировать, что даже армия, считавшаяся опорой Союза, не может удержать страну от дезинтеграции. Сей эпизод стал предвестником более масштабных событий, таких как дело 3-й дивизии ВДВ в Литве (январь 1991) и трагический раздел Черноморского флота СССР (1992—1997 гг.).

5
1
Средняя оценка: 3.2
Проголосовало: 5