«В свете неслыханная виктория»
«В свете неслыханная виктория»
Так с гордостью сказал Пётр Первый о победе над шведами под Полтавой. И он гордился по праву. Победить сильнейшую тогда в Европе армию ещё никому не удавалось. А вот царю Петру этот крепкий орешек оказался по силам. Но гордиться совсем не значит — кичиться. Пётр Первый шумно праздновал викторию, однако помнил, кому обязан победой. Шведы научили русских не зацикливаться на своих поражениях, как бы горьки они ни были, а делать из них должные выводы.
«В шатре своем он угощает // Своих вождей, вождей чужих, // И славных пленников ласкает, // И за учителей своих // Заздравный кубок подымает».
По Столбовскому мирному договору России со Швецией (26 августа 1617 года) были утрачены исконно русские прибалтийские земли. Ивангород, Кексгольм (ныне Приозерск Лениградской области), Копорье (ныне село Ленинградской области), крепость Орешек на острове в устье Невы, Ям (теперь Кингисепп Ленинградской области) отошли к шведам. Выход к Балтийскому морю шведы перекрыли надолго. Это существенно сказалось на торговле с западноевропейскими странами. Столбовский мирный договор стал бельмом на глазу для российского государства. Москва не могла простить шведам русские территории на берегу Финского залива. Нужен был повод, чтобы разорвать этот позорный мир.
Такая возможность предоставилась, когда Швеция захватила в 17 веке большую часть западноевропейского побережья Балтийского моря (здесь более «хлебные», чем в самой Швеции, земли). И шведский абсолютистский режим стал серьёзно угрожать интересам соседних стран. Саксония, Речь Посполитая, Дания и Норвегия (бывшие тогда одним королевством) не могли с этим смириться. В результате переговоров, в которые активно включилась Россия, был заключён Северный союз. В Европе началась Северная война, продолжавшаяся более 20 лет (1700-1721). Союзники надеялись, что молодой шведский король Карл Двенадцатый не окажет серьёзного сопротивления, но серьезно просчитались.
Амбициозный король блестяще расправился со своими врагами. Потерпев ряд сокрушительных поражений, европейцы отдались на волю победителя, оставив Россию наедине с грозным противником.
На первом этапе Северной войны российская армия потерпела ряд жесточайших поражений, а всё из-за своей технической отсталости. К тому же многие военачальники-иностранцы не обладали полководческим талантом. Иначе трудно объяснить разгром под Нарвой (30 ноября 1700 года). Хотя русские войска обладали численным превосходством. Даже отчаянное сопротивление Преображенского, Семёновского и Лефортовского полков не спасли положение. Поражение было позорным. Командующий герцог де Круа и ряд других офицеров (саксонцев) сдались. Потери убитыми и ранеными составили 7 тысяч, тогда как шведы потеряли не более 2 тысяч. Русская армия лишилась всей своей артиллерии и 20 тысяч мушкетов, трофеем врага стала царская казна в 32 тыс. рублей. Шведы пленили 10 генералов и 10 полковников. Небывалая для, казалось, рядовой битвы история!
Осада шведской крепости показала слабость русской армии и просчёты командования. К началу войны со шведами в стране практически не существовала военная промышленность. Почти всё лёгкое и тяжёлое вооружение производилось за границей. Для него необходим металл, в России его выплавляли мало. А российские дороги, по которым подвозили провиант и военное снаряжение в армию, оставляли желать лучшего.
«Была та смутная пора, // Когда Россия молодая, // В бореньях силы напрягая, // Мужала с гением Петра». Так об этом нелёгком времени сказал А.С. Пушкин в поэме «Полтава».
Надо отдать должное Петру Первому. Он учёл все ошибки в устройстве и управлении армией и со свойственной ему энергией принялся за её переоснащение. Учитывая ненадёжность иностранцев, стал больше доверять русской военной косточке. Меншикову советовал не доверять "сим плутам", на ответственные посты ставить своих. Успех не заставил себя долго ждать, уже через 4 года Нарва была отвоёвана у шведов. Так российская армия медленно, но неотвратимо готовилась к своей главной виктории в Северной войне. Пришла она к Петру Первому и его детищу — российской армии логично и вполне оправданно. А что это так, убедительно показала победа российского оружия над дисциплинированной, вымуштрованной шведской армией под Полтавой.
***
Странно иногда слышать, что русская армия выиграла под Полтавой только потому, что шведы были измотанными: полуголодными и без необходимых военных припасов. А вот если бы да кабы... Но история сослагательного наклонения не знает. Русские медленно запрягают, да быстро ездят. Хотя нерасторопность, леность ума следует, пожалуй, назвать плохим свойством русской души. Однако когда русский человек «раскочегарится», тут уж только держись! Примеров тому в российской истории много. Все блестящие победы русской армии происходили после долгого периода «раскачки». Не один век довлела над Русью монголо-татарщина, но канула в небытие. Бесславием закончилось «сидение» поляков в Москве. Французов, иных иностранцев русские также отучили незваными приходить в гости.
Шведам тоже воздалось по заслугам. Кто звал их в Россию, намеревались навести свой заморский порядок? Лишить русский народ государственности, закрыть доступ России к Балтийскому морю, Украину и Смоленск отдать Польше, а оставшуюся российскую территорию разделить на удельные княжества? В русской столице посадить на престол послушного польского магната Якуба Собесского или царевича Алексея?
Вполне понятно, что такой расклад событий не устраивал Петра Первого. Зато вполне устраивал украинского гетмана Ивана Мазепу. Долго метался он в поисках своего счастья. Не нашёл на службе у польского короля Яна Казимира, переметнулся к гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко, потом к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу. Последнего сдал «московитам» и занял его место. Царь так верил Мазепе, что наградил его за особые заслуги перед Россией орденом Андрея Первозванного (позже не пожалел серебра и учредил для изменника 5-килограммовый орден Иуды). Однако и Петра Первого он предал Карлу Двенадцатому. Но ведь сколько верёвочке не вейся, а всё равно будет конец. «Ни хитрому, ни умному, ни птице умной суда Божьего не минуть», — сказал вещий Боян. Божьим судом для Мазепы и украинских казаков, переметнувшихся к шведам, стала Полтавская битва.
Прологом Полтавы была битва при Лесной (5 октября 1708 года). «Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало… понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно ободрила, и мать Полтавской баталии...», — так сказал Пётр Первый об этой победе.
Ярким эпизодом Полтавской битвы стала оборона Полтавы. Комендант полтавской крепости полковник Алексей Келин стойко защищался со своими солдатами. За три месяца обороны гарнизон выдержал 20 атак, 6 тысяч шведов нашли свою смерть под стенами крепости. Князь Меншиков в докладе царю отозвался о Келине с одобрением: «А оный комендант, при помощи Божией, доброй отпор чинит». Шведы увязли под Полтавой. Однако решающий бой был ещё впереди.
Полтавская битва началась на рассвете 8 июля 1709 года атакой 8 тысяч отборной шведской пехоты — каролинов на русские редуты (окопы). Пять тыс. русских солдат стояли насмерть. Яростным напором шведы сумели захватить 2 окопа. На левом фланге шведская конница фельдмаршала К.Г. Реншёльда, промчавшись через редуты, атаковала русскую конницу князя Меншикова.
«Отряды конницы летучей, // Браздами, саблями звуча, // Сшибаясь, рубятся с плеча. // Бросая груды тел на груду».
Сам князь сражался отчаянно, под ним убили три коня. Шведы не достигли желаемого преимущества. Гремели русские пушки, ядра разрывали в клочья наступающих шведов. Преимущество русской артиллерии было очевидным, 102 пушки (по некоторым данным — 302) сеяли панику среди врага. Шведы смогли выставить всего лишь 4 из 41. На остальные не хватало зарядов, все были истрачены при осаде Полтавы.
«Швед, русский — колет, рубит, режет. // Бой барабанный, клики, скрежет... // И смерть и ад со всех сторон».
В наступившей сумятице ни Пётр Первый, ни Карл Двенадцатый толком ничего не знали о расположении войск. Наступила короткая передышка. Решающее сражение началось в девять утра. Шведы пошли в штыковую на левом фланге. Смяв 1-й батальон Новгородского полка, противник захватил больше 10 пушек и развернул в сторону русской армии. Пётр Первый не растерялся, проявив личное мужество, увлёк за собой 2-й батальон Новгородского полка и пошёл в атаку. Шведы дрогнули и отошли. Левый фланг русских войск устоял.
На правом фланге русская пехота генерал-лейтенанта М.М. Голицына перешла в наступление и обратила в бегство шведскую пехоту и конницу. Потери шведов были огромными. Из 700 человек Уппландского полка в живых осталось только 14, многие шведские военачальники погибли. К 11 утра исход битвы был предрешён. Шведы обратились в бегство. Остатки шведской армии вместе с тяжело раненым Карлом Двенадцатым быстро отступали к Днепру. Вместе с ними бежал гетман Иван Мазепа и запорожские казаки К. Гордиенко. Участия в битве они не принимали, Карл Двенадцатый не доверял ненадёжным союзникам. Русские войска безостановочно гнали противника, настигли на днепровской переправе и заставили сдаться. Немногим удалось избежать плена.
Мечтал схватить Мазепу заклятый его враг фастовский полковник Семён Палий. В своё время гетман, желая избавиться от популярного в народе казака, приложил немало стараний, чтобы Петр Первый упёк его в Сибирь. И только когда царь узнал об измене Мазепы, вернул Палия из ссылки. И почти было схватил престарелый казак своего недруга. Но судьба пощадила Мазепу, вместе со шведским королём сумел он уйти за Днепр. Приютили их турки в Бендерах (ныне город в непризнанной Приднестровской Молдавской республике). Там вскоре и умер. Позже его прах перезахоронили в монастыре Святого Георгия (Юрия) румынского города Галац. Все перипетии с захоронением гетмана, это особая история.
Восемь тысяч шведов остались на поле боя, русская армия потеряла 1345 воинов, в три раза больше оказалось раненых. Знаменитые шведские генералы Шлиппенбах, Левенгаупт, Роос, Гамильтон, фельдмаршал Реншильд оказались в плену. Такую же участь разделил личный советник короля Карл Пипер. 137 шведских знамён пали к ногам русских. В плен под Полтавой и Переволочной попало 23 тысячи шведов. Аукнулась таки шведам Нарва!
Полтавскую победу праздновали с размахом в Москве. В столице соорудили 7 триумфальных арок, на них Пётр Первый в образе Геракла совершал подвиги во славу России. 18 тысяч пленных шведов провели по столице. Среди участников Полтавской виктории гарцевал на коне в простреленной в бою шляпе царь. В Успенском соборе Кремля Пётр Первый долго молился на коленях перед иконой Божьей Матери. Вечером народ пил и гулял за царский счёт. Небо расцвечивал фейерверк. Празднества продолжались целый месяц. С этого времени появилась присказка, что «пропал, как швед под Полтавой».
Значение Полтавской битвы трудно переоценить. Карл Двенадцатый безнадёжно проиграл военную кампанию в России. Шведская армия не смогла уже восстановить свою былую мощь. С Полтавы начался закат шведского могущества в Европе. И хотя Северная война продолжалась ещё 12 лет, закончилась она унизительным для шведов Ништадским миром (30 августа / 10 сентября 1721 года), когда горький для России Столбовский мирный договор прекратил свою юрисдикцию. Балтийское побережье и прилегавшие в нему территории вновь стали российскими. Россия стала великой европейской державой.
А всё благодаря петровским реформам. Пётр Первый проявил недюжинный организаторский и полководческий талант. Сумел заставить российских заводчиков работать на нужды армии. Под Полтавой русская армия значительно превосходила шведскую в артиллерии. Учитывая опыт Нарвы, царь стал выдвигать на руководящие армейские посты своих, русских. Он просто нюхом чуял талантливых людей! Оценив по достоинству человека, не смотрел на его титулы и родословную. Один из главных творцов Полтавской победы Алексей Меншиков по своей родословной был простолюдином. Тысячу раз прав был Пушкин, когда сказал, что «Россия мужала с гением Петра».
В Полтаве не один памятник славной в российской истории дате — 8 июля 1708 года. На месте битвы большой курган с останками погибших в битве русских солдат. Позже построили Сампсониевскую церковь (1856). Сражение под Полтавой происходило в день святого Сампсония Странноприимца. На центральной площади Полтавы стоит монумент Славы, возведённый к 100-летию битвы. К сожалению, в наши дни его не раз оскверняли вандалы. Не желают теперь на Украине помнить победу Петра Первого. Зато хорошо помнят пораженцев Карла Двенадцатого и его сторонника Ивана Мазепу. В селе Дегтярёвка Новгород-Северского района Черниговской области даже поставили им памятник (2008). Помнят полтавчане и доблестного защитника полтавской крепости полковника Алексея Келина. Памятник «Доблестному коменданту Полтавы полковнику Келину и славным защитникам города в 1709 году» был открыт к 200-летию Полтавской битвы на месте бывшей крепости (теперь это центр города), здесь происходили самые кровопролитные бои.
В наше время 10 июля отмечают в России День воинской славы. В память победы русского оружия под Полтавой. Когда русская армии Петра Первого окончательно поставила крест на великодержавных амбициях шведского короля Карла Двенадцатого.