Школьная литература и самосознание народа

Русские без художественной литературы? Русские, не любящие и не знающие свою литературу?
Исаак Бабель горько шутил: Революция породила новый тип: еврей-алкоголик.

Так и слом 1991 года породил новый тип – русский, не ценящий собственную литературу.
Что не могло не отразиться на школе, не повлиять на программы…

Теперь – с четвертьвековой высоты – советская программа школьной литературы не представляется не только ужасной, но видится вполне сбалансированной, с разумной дозировкой количества часов на Л. Толстого, и меньшей, скажем, на А. Островского (великого, конечно, но пониже Льва, разумеется).

Вероятно, стоило подкорректировать курс литературы советского периода, снять некоторые идеологические штампы, не так педалировать статьи Ленина (кстати, блестящего стилиста) о литературе; но в целом именно советское преподавание литературы давало – через ощущение некоторой скуки, что уж таить – и сознание величия родной литературы, и драгоценное ощущение её необходимости.

А это сознание во многом определяет самосознание народа.
Что определяет его теперь?
Сами знаете – деньги!

Возможность получения их – любым путём – куда интереснее погружения в великолепные слои творений Гоголя и Лермонтова, Достоевского и Булгакова (последнего, вернее главный его роман, читали бы, правда, и без школы)…

Хороша ли такая смена?
Судите сами.

А лучше - хотя бы попробуйте восстановить подобие преподавания советских времён.

5
1
Средняя оценка: 2.75277
Проголосовало: 271