Азербайджан: четверть века стабильности и роста
Азербайджан: четверть века стабильности и роста
25 лет назад, 10 октября 1993 года президентом Азербайджана был избран Гейдар Алиев. К власти вернулся человек, возглавлявший республику в составе еще СССР. И это возвращение однозначно пошло ей на пользу…
Родился самый, пожалуй, известный политик в современной истории Азербайджана в 1923 году, в Нахичевани, в многодетной семье железнодорожного рабочего. В 16 лет юноша пошел учиться в ВУЗ на строителя – но завершить образование помешала начавшаяся война. Впрочем, умного парня на фронт не отправили – справедливо решив, что больше пользы он сможет принести на «невидимом фронте», в органах госбезопасности. С самого начала карьера Гейдара Алиевича быстро пошла вверх – он служил и в резидентурах КГБ на Ближнем и Среднем Востоке, и занимал немалые должности в управлениях Комитета в ряде республик СССР.
Вершиной «комитетской» карьеры стала должность главы КГБ Азербайджанской ССР в 1967-69 годах. С которой Алиев уже окончательно ушел на партийно-государственную работу – став Первым Секретарем азербайджанской Компартии, фактически – «первым лицом» республики.
Выдвинули генерал-майора КГБ на этот пост не от хорошей жизни. Предыдущие руководители Азербайджана превратили его в такой «рассадник коррупции» – что ее уровень стал просто «зашкаливать», продаваться там начало буквально все и вся, от дипломов до званий академиков.
Новый глава республики достаточно быстро навел порядок – не останавливаясь перед самыми жесткими мерами. Заменили три четверти министров, почти всех секретарей райкомов (обкомов партии в Азербайджане просто не было – райкомы подчинялись непосредственно республиканскому ЦК), отдали под суд Инспекцию министерства торговли.
В 1982 году, с приходом к власти в СССР Юрия Андропова, занимавшего до этого должность главы союзного КГБ, новый Генеральный Секретарь ЦК КПСС начал окружать себя и новой командой – значительную часть которой составляли «силовики», выходцы из той же самой госбезопасности. По признанию даже самых больших ненавистников Советского Союза – наименее коррумпированной структуры. В рамках этого процесса Гейдар Алиев был назначен Первым заместителем главы правительства СССР, избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.
Впрочем, спустя 5 лет, несмотря на ряд достигнутых успехов в работе, ему пришлось уйти на пенсию «по состоянию здоровья». Новый Генсек Горбачев, даром, что сам был ставленником Андропова, предпочитал видеть рядом однозначно «своих» людей – к тому же сторонников «нового мЫшления», как тогда с искажением ударения называл свой самоубийственный курс Михаил Сергеевич.
Гейдар Алиев желанием разрушать великую страну не горел. В отличии, скажем, от выходца из Грузии, Эдуарда Шеварднадзе - на посту главы МИДа «сдавшего» Западу почти все завоевания СССР послевоенных лет. А потому «первый вице-премьер» и не захотел работать в этой «ликвидационной команде».
Правда, в Азербайджане «персонального пенсионера союзного значения» тоже не ждали с распростертыми объятиями. Слишком уж он был крупной и влиятельной фигурой, несмотря на неформальный статус - в сравнении с тогдашними руководителями республики, поставленными при Горбачеве. Так что Алиев уехал в родную Нахичевань, азербайджанский «анклав», отделенный от остальной республики территорией Армении, где в 1991 году и был избран в Верховный Совет автономии, чуть позже став его главой.
***
Можно заметить, что не в последнюю очередь благодаря этому избранию, Нахичеванская автономная республика не испытала тех эксцессов, которые происходили в самом Азербайджане в связи с распадом СССР. Где на протяжении всего двух лет, с 1991 под 1993 год, сменилось 3 президента. Первый, Аяз Муталибов, бывший до избрания главой республиканского ЦК, вскоре после избрания был вынужден уступить власть лидеру националистического «Народного Фронта» Абульфазу Эльчибею. Который организовал самый настоящий госпереворот – пусть потом и попытавшись добавить себе легитимности организацией президентских выборов.
Аяз Муталибов
Но «джинн уже был выпущен из бутылки» – после того, как какого-никакого, но законно избранного президента сместили с помощью вооруженного мятежа, едва ли не каждый «атаман», имеющий под рукой вооруженных сторонников, начал считать себя вправе претендовать на высшую власть в республике.
А потому, когда летом 1993 года армянские войска в Нагорном Карабахе в очередной раз перешли в наступление, а официальный Баку попытался разоружить подразделение, подчинявшееся видному военачальнику «карабахской войны» полковнику Сурету Гусейнову – последний начал марш своих войск на Баку с целью смены политического руководства страны.
Эльчибей к такому сценарию готов не был. У него, как у каждого советского диссидента, лучше получалось писать пламенные статьи для радио «Свобода» и не менее пламенно выступать на митингах. Но вот когда вооруженный до зубов противник находится в 20 км от Баку, а сторонников осталось «с гулькин нос» - надо иметь таланты не оратора, а «антикризисного менеджера».
***
На роль последнего из Нахичевани и пригласили Алиева – избрав его, для начала, председателем азербайджанского парламента. Впрочем, миротворческие усилия пусть и самого авторитетного в стране политика сразу не помогли – полковник Гусейнов «жаждал крови» своего обидчика, Эльчибея, и договариваться ни о чем не хотел, кроме как о его аресте.
Сурет Гусейнов
Лидер же «Народного Фронта», в свою очередь, проливать свою драгоценную кровь однозначно не желал – а потому и, не долго думая, удрал на самолете в Нахичевань, откуда имитировал процесс управления страной. Однако парламент, справедливо решив, что подобное «внешнее управление» мало пригодно в ситуации кризиса, поставившего государство на грань гибели, 25 июня 1993 года лишил Эльчибея президентских полномочий – поручив исполнять их Алиеву.
Кризис разрешился (Гусейнова пришлось сделать премьером) – а в Азербайджане, после референдума 28 августа, поддержавшего 97% голосов отрешение Абульфаза Эльчибея от власти, были объявлены президентские выборы. Которые 10 октября 1993 года и выиграл Алиев – набрав 98,8% голосов.
Оппозиция, конечно, тут же завопила о «фальсификациях». Но, думается, все обстояло значительно проще. Подавляющее большинство простых граждан, вдоволь «накушались демократии» – с диким ростом цен, падением производства, переходящего в настоящую разруху, борьбой вооруженных группировок, поставивших страну на грань гражданской войны и полной анархии. После чего и вполне осознанно отдали свои симпатии тому политику, управление которого Азербайджаном целых 13 лет при СССР запомнилось как одна из лучших эпох в недалеком прошлом.
Наверняка в этом выборе важную роль сыграло и «кгб-шное» прошлое нового президента страны, которой, как воздух, нужен был хотя бы элементарный порядок. А навести его можно было только твердой рукой – бывшего «силовика», а не митингового оратора. Ведь, несмотря на убедительную поддержку населения, часть лиц, мнящих себя «элитой», по прежнему считали, что окажись они «у кормила» – в Азербайджане наступил бы «золотой век».
А потому Гейдару Алиевичу еще добрых пару лет пришлось бороться с сепаратизмом отдельных областей, мятежом полицейского спецназа и даже министров, не исключая вышеупомянутого премьера Гусейнова, грозивших развитием нового витка уже вроде бы затухшей гражданской войны. И все это – на фоне продолжения войны «внешней» - с поддержавшей карабахских сепаратистов Арменией.
Однако бывший глава Комитета госбезопасности республики со всеми этими вызовами справился. Мятежи были подавлены, с Арменией было заключено перемирие. Плохое ли, хорошее – но худо-бедно длящееся практически по сей день, пусть и не исключающее отдельных эпизодических вспышек противостояния на «карабахском фронте».
Но зато Азербайджан смог сосредоточиться на мирном строительстве. И тут Алиев убедительно доказал, что не зря занимал высокую должность в правительстве СССР – начав вести очень продуманную экономическую политику.
Да, формально она была похожа на ту, что проводилась во всех без исключения республиках бывшего СССР – разрешение частной собственности, в том числе и на землю, опора на рыночную экономику и проч. Но были и особенности. Те же иностранные инвестиции, например – они проводились отнюдь не в духе «чубайсовской приватизации», когда госсобственность отдавалась за копейки приближенным к власти бизнесменам.
Так, иностранным компаниям разрешалось вкладывать деньги в те же нефтепромыслы – но не просто покупая уже действующие скважины, а с целью расширения производства, разработки новых месторождений. А уже сейчас 77% инвестиций в энергетический сектор дает государство. И, соответственно, оно же получает от продажи энергоносителей основные бонусы - идущие на улучшение уровня жизни не заграничных акционеров, а самих азербайджанцев.
***
Результат не замедлил сказаться – только за первые 5 лет такой политики, с 1994 по 1999 год, ВВП Азербайджана вырос в 7,4 раза! И сейчас, согласно наиболее релевантному показателю экономического развития, уровню ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС), страна имеет его на уровне 17,5 тысяч долларов, близко к таким вполне благополучным странам, как Белоруссия и Черногория, слегка обгоняя даже Китай.
Да, конечно, в России ВВП по ППС – почти 28 тысяч долларов. Но если сравнивать, скажем, с грузинским 10,7, и, особенно, армянским 9,4 тысячами – сравнение будет явно не в пользу последних. А уж показатель «великой, европейской и незалежной» Украины, 8,7 тысячи долларов на год, могут вызвать либо смех, либо слезы - в зависимости от настроения.
А ведь во всех упомянутых последними трех странах – формальная демократия аж «зашкаливает». Вплоть до регулярно проводимых «цветных революций» и «майданов». Вот только экономике и уровню жизни простых граждан от этого не легче – скорее наоборот. Ведь «бизнес любит тишину» – и предсказуемость. А не в постоянную «смену караула» у «кормила» – тут же превращаемого в банальную «кормушку» истосковавшихся по «плюшкам» прежних оппозиционеров.
В этом плане в Азербайджане – все в порядке. Нет, несмотря на то, что политический порядок в стране оппозиционные «грантоеды» на иностранном финансировании регулярно обзывают «авторитаризмом» и даже «диктатурой» - самих «грантоедов» эта самая «диктаторская власть» не сажает. И даже позволяет и отрабатывать по маленьку свое содержание от иностранных «спонсоров». То ведя подрывную деятельность на страницах СМИ, то даже устраивая опереточные «майданы» под очередные парламентские и президентские выборы.
Вот только раскачать ситуацию до полноценного «цветного мятежа» у этих беззаветных «тружеников пятой колонны» не получается. Потому как нет признаков «революционной ситуации» по классику. Ибо «верхи» по прежнему «могут» управлять страной, не истощая свои силы в междоусобной борьбе на радость «иностранных агентам» и их нанимателям - а «низы» такая ситуация вполне устраивает.
И «низы», простой народ, совсем не хотят менять не то, что «шило на мыло» - но порядок, стабильность и весьма неплохой достаток на пустые посулы о «жизни, как в Кувейте». Тем более, что многие еще помнят, как именно под эти посулы шел к власти в 1991 году «Народный Фронт» Эльчибея – чтобы спустя неполные два года бесславно «сесть в лужу», поставив страну на грань гражданской войны и полной разрухи.
Вот и голосует народ Азербайджана за сохранения нынешнего политического строя в своей стране. Основы которого заложены именно Гейдаром Алиевым – воистину харизматичным государственным деятелем, доказавшим свое право руководить согражданами и в годы СССР, и в годы независимости, до самой своей кончины в 2003 году.