Буряты
Буряты
Где в России самые лучшие лучники? В Бурятии, ведь лук для бурята – национальное оружие. Где находится Байкал, самое глубокое озеро в мире? В Бурятии. А где находится самая длинная улица в мире длиной в 17 км? В Бурятии, в деревне Бичура (этот факт зарегистрирован в Книге рекордов Гиннеса). А ещё буряты считают, что на их родине самые красивые степи и самая красивая радуга.
В России проживает почти 500 тыс.бурят, и не только в Бурятии, но и в примыкающих Иркутской и Читинской областях. В составе Забайкальского края есть Агинский бурятский округ. Там проживают агинские буряты – несколько обособленные в этнографическом плане от остальных бурят.
Буряты – ближайшие родственники монгол. Ощущение этнокультурного родства с монголами буряты не теряли никогда. Сегодня, когда между Россией и Монголией действует безвизовый режим, буряты и монголы ездят друг к другу в гости. В бурятских городах можно увидеть рекламные вывески на монгольском языке и машины с монгольскими номерами.
К сожалению, инфраструктурная обустроенность КПП на границе, что с нашей, что с монгольской стороны, оставляет желать лучшего. Автор сих строк, въезжая в Монголию через российскую Кяхту в 2015 г., был удручён отсутствием цивилизованного гостиничного обслуживания в городе и плачевным состоянием Музея российско-монгольской дружбы. Музей представлял собой старенький маленький домик со скромной вывеской, но внутри него хранились достойные внимания ценные экспонаты.
Буряты – словно посредники между монголами и русскими. С появлением более положительных оценок роли монголов в истории Руси буряты, как одно из древних монгольских племён, тоже иначе смотрят на свою древнюю историю.
Действительно, в сравнении с западными завоевателями, принуждавшими русских к отречению от православия, монголы интересовались только материальной добычей, оставляя захваченным народам их богов. В историю России навсегда вошёл правнук Чингисхана, христианский святой Пётр Ордынский. Наверняка, он был не единственным монголом, принявшим православие.
Современные буряты – буддисты и христиане. Первых, конечно, больше. Бурятский буддизм дал России немало известных имён. Каждому буряту известно имя ламы Даши-Доржо Итигелова. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг.он, будучи настоятелем Янгажинского дацана, проявлял молитвенную заботу о душах погибших воинов. В те годы буряты могли быть причислены к казачьему сословию, сам Итигелов был выходцем из казаков, и, вероятно, казаки-буряты участвовали в сражениях русско-японской войны.
В Первую мировую Итигелов организовывает сбор денежных средств в помощь фронту. В госпитали по его распоряжению были отправлены буддистские монахи. За заслуги перед Россией лама Итигелов был отмечен орденом Святой Анны II степени.
Личным врачом царской семьи Николая II был Жамсаран Бадмаев (в крещении Пётр), из агинских бурят. Бадмаев был не только искусным лекарем, но и дальновидным политиком. Англичане через Индию постепенно подбирались к Тибету и, далее, к границам Российской империи. Бадмаев считал, что нейтрализовать эту опасность можно продвижением России на восток, к Монголии, Китаю и Тибету.
Буряты, вообще, всегда отличались высоким уровнем патриотизма. Узнав в 1812 г.о нападении Наполеона на Россию, они просились на фронт. В годы Великой Отечественной войны проявил себя молодой снайпер-охотник Радна Аюшеев. Подсчитано, что десять самых результативных снайперов-бурят уничтожили свыше 2 тыс.фашистских оккупантов.
Самый зрелищный бурятский праздник – Сурхарбаан. Это народный спортивный праздник, своеобразная местная олимпиада, когда мужчины состязаются в скачках, стрельбе из лука и национальной бурятской борьбе бухэ-барилдаан.
Благодаря таким традициям буряты всегда считались отличными борцами, стрелками и наездникам. Константин Рокоссовский вспоминал, что в 1920 г.при формировании кавалерийских отрядов желающих среди бурят было так много, что некоторых приходилось отсылать домой.
Другой отличительной чертой бурятского народа является трепетное отношение к природе. Потому Байкал и сохранялся так долго нетронутым, что его оберегали буряты. Врожденное чувство экологической культуры позволяло бурятам жить в гармонии с окружающей средой. Бурятские традиции сурово осуждали тех, кто наносит природе вред, ибо считалось, что, тем самым, нарушается сбалансированная взаимосвязь человека и горнего мира.
Есть у бурятской культуры и проблемы. Самая главная и распространённая в наш век глобализации – падение численности людей, владеющих родным языком. Хотя бурятский язык представлен и на телевидении, и на радио, и в печати, многие молодые буряты предпочитают общаться со сверстниками по-русски.
Это влияет и на стиль празднования бурятского Наадама. В Монголии Наадам выглядит как безусловно монгольский праздник, в Бурятии не всё так однозначно. Особенно, если празднество проходит в городе. Вместо национальных одежд участники состязаний могут появиться в современных «шмотках», а ход праздника копирует обыкновенные светские состязания, с разминкой в стиле американской аэробики и т.д.
Такова реальность: маленьким культурам приходится прилагать усилия для самосохранения, и не всегда эти усилия увенчиваются успехом. Но нельзя сказать, что у бурятской культуры нет будущего. Будущее у неё есть, пока есть бурятский народ – главный выразитель этой культуры и носитель её созидательных начал.