«Томос» без автокефалии – новый «кидок» стамбульских «наперсточников»
«Томос» без автокефалии – новый «кидок» стамбульских «наперсточников»
5 января, в Стамбуле, местный епископ Варфоломей, именующий себя «Вселенским патриархом», торжественно провозгласил автокефалию «единой поместной церкви» для Киева. На деле, конечно, дарованные ей права еще меньше, чем реальная государственная независимость Украины. Но Варфоломея это не смущает, для него проблемы «незалежной церкви» – не более, чем очередной шаг для достижения абсолютной власти в Православии, на манер Папы Римского для католиков.
Текст «томоса», пресловутой грамоты относительно вышеупомянутой «автокефалии» уже появился в Интернете; в том числе и на украинских сайтах бандеровской направленности. Так что обвинения в каких-то «кознях вездесущих российских хакеров» при анализе этого документа совершенно исключены.
Нет, в стамбульском документе относительно «украинской автокефалии» действительно написано немало. Например,
«мы определяем, чтобы вся Православная Церковь …в Украине… существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой»
«Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия.»
«мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти»
«что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им (Предстоятелем) и Священным Синодом»
«для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос…для вечного доказательства и постоянного представления.»
***
Казалось бы, что еще надо? Бандеровскому Киеву, во всяком случае. Вот же она – вожделенная автокефалия!
На самом деле, никакой реальной автокефалией (от греческого слова «кефалон» – голова, то есть «самоначалием») в документе от щедрот Варфоломея и не пахнет.
Вот только некоторые примеры степени той «самостоятельности», которую соблаговолили даровать Киеву стамбульские «владыки».
«не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его (Предстоятеля) титула без разрешения Константинопольской Церкви»
Понятно, что сие ограничение сделано в качестве превентивной меры против «наполеоновских» планов деятелей так называемого Киевского патриархата, во главе с монахом-расстригой Михаилом Денисенко. Который никак не может успокоиться из-за необходимости по требованию Стамбула расстаться с самоприсвоенным титулом «Патриарх Всея Украины-Руси».
Да в общем, и его марионетка, протащенная в кресло главы опереточной ЕПОЦ, «митрополит» Епифаний, как и остальные претенденты на эту должность, тоже не прочь были бы титуловаться «патриархами». Но не судьба, им надлежит именоваться всего лишь митрополитами, коих только в ихнем новообразованном сборище наберется уже несколько десятков.
Казалось бы, чего тут думать – получившая томос «Украинская поместная церковь» полностью самостоятельна? Да, но на деле даже не в праве выбирать для себя название.
Впрочем, подчиненное положение новой «псевдо-актокефалии проявляется и в куда более важных моментах. Например, в отказе Стамбула на «духовное окормление» православных украинцев за пределами собственно Украины.
«Украинская автокефальная церковь … не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства.»
Как там – многие апологеты «мирового украинства» будут теперь плакать от счастья из-за того факта, что и так существующее больше на бумаге единство этого самого «украинства» отныне запрещается даже в церковной сфере, причем, вполне официально, решением какого-то «турецкоподданного» грека?
И это при том, что ведь уже чуть ли не половина работоспособного населения «незалежной» уже уехала «гастарбайтерствовать» на чужбину. То есть, получается, пока они находятся на территории «неньки», они входят в «единую поместную церковь». А только выехали за кордон – «духовно окормляться» им придется у клириков «папаши Варфоломея».
Хотя, объективно говоря, «хрен редьки не слаще». Что у бандеровских «душпастырей» из числа «воцерковленных раскольников», что давно предавшего православную цивилизацию американской марионетки Варфоломея если и можно что-то почерпуть, так точно не спасительную для души благодать.
***
Еще один штришок насчет «самостоятельности» новоиспеченных «автокефалов». В тексте томоса сначала говорится, что «Предстоятель и Синод вправе решать все вопросы церковной жизни», но при этом
«сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей.»
То есть, условно говоря, если не то, что отдельный епископ, но целый Синод (или даже Архиерейский Собор) украинской «автокефальной» церкви признает поступок какого-нить батюшки из условной «Малой Хацапетовки» не совместимым с пребыванием в сане, запретив его в служении, тот запросто может апеллировать прямо в Стамбул. А там уж будут решать «безапелляционно» – окончательно, как посчитают нужным.
Какой фактор станет решающим для принятия того или иного вердикта? Да понятно, какой – даром, что ли, Варфоломей сотоварищи из стамбульского квартала Фанар – граждане Турции, наследницы Оттоманской империи?
А там (единственный пример в истории!), чиновникам (в том числе и судьям) не просто не платили зарплату, они должны были официально жить на «бакшиш», приношения просителей. Попросту – на взятки. Так что, кто больше «бакшиша» в Турцию отправит, того «вселенский» патриарх и оправдает.
Хороший повод задуматься «автокефальным товарищам» из Киева: не превратится ли после этого дисциплина в их «церкви» в полную фикцию, а церковный суд над батюшками и архиереями – в банальный «аукцион» «Кто отвезет в Стамбул больше?!» – обвиняемый или обвинители. Впрочем, хитрый «архигрек и его команда» будут иметь свой «гешефт» в любом случае.
***
А вот прямо-таки настоящий «перл» от изощренных «византийских интриг» стамбульских греков!
«Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашего Святейшего и Вселенского Патриаршего Престола, стремясь от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания.»
Конечно, в данном тексте не конкретизировано, что именно следует считать критерием оценки «значительности» того или иного вопроса в укро-церкви. Но что-то подсказывает – определять это будут не в Киеве, а в Стамбуле. То есть, так называемая «автокефальная церковь» оказывается «на поводке» у Варфоломея, «длину» которого он будет определять самолично.
Еще «независимая» укро-церковь не вправе будет самостоятельно варить «миро» – освященное благовонное масло, необходимое при проведении Таинства Миропомазания, в котором крещенному сообщаются Дары Духа Святого. Уважающие себя действительно автокефальные церкви изготавливают такое Миро самостоятельно. А «автокефалам» из Киева его придется покупать в Турции, и, надо думать, отнюдь не за маленькие деньги. Тоже «неплохая прибавка к пенсии», пардон – доходу Константинопольской патриархии намечается.
Также «полностью автокефальная» украинская «церковь» не вправе будет уклониться от участия в «межправославных совещаниях». То бишь, «конференциях» делегаций Поместных православных церквей под эгидой Варфоломея. Тоже смачный плевок в сторону Киева: когда проводилось последнее «межправославное совещание» в 2016 году, каждая действительно автокефальная церковь сама решала, ехать туда или нет. Четыре Поместных Церкви туда делегаций не прислали, чем сорвали Стамбулу все удовольствие от его попытки «подмять по себя» мировое Православие.
***
Впрочем, «отурченные» греки своих попыток не оставили, как показала, в том числе, и история с укро-томосом. И это не только в очередной раз задекларированное Варфоломеем якобы имеющееся у него право «безапелляционно решать жалобы духовенства всех Поместных церквей».
Последнее до сего дня если кто в православном мире и признавал, то разве что исключительно добровольно, когда споры внутри какой-то автокефальной Церкви заходили в тупик, и требовался «внешний» авторитетный арбитр. Что-то вроде международных судов или арбитражей, юрисдикция которых распространяется на споры лишь тех субъектов, которые ее признают.
Но нет! Константинопольский патриархат замахнулся на гораздо большее! А именно – на организацию на «канонической территории» якобы «автокефальной» церкви параллельных церковных структур. Что, с точки зрения общеправославных канонов, нонсенс. Сравнимый, скажем, с одновременным существованием на территории одного государства двух (или нескольких) президентов, парламентов, верховных судов, правительств и т.п.
В тексте томоса так и записано:
«права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются неуменьшаемыми».
Собственно, «ставропигии» (прямое подчинение Константинопольскому патриархату) киевским раскольникам-самосвятам еще можно было бы как-то пережить – такая практика действительно имела место в истории. Правда, в отношении не действительно самостоятельных Поместных Церквей, а подчиненных Константинополю митрополий на территории других стран.
Но ведь тут речь идет о целом «экзархате»! То есть, «внешнем управлении» отдельной и полноценной церковной структуры. Экзархатом Московской патриархии в годы СССР была, скажем, церковь на территории Украины (ныне УПЦ имеет намного более высокий статус почти полной автономии).
Экзархатами на территории неправославных по преимуществу Европы и США являются и церковные структуры, подчиненные Варфоломею и некоторым другим православным Патриархам. Там есть полноценная «иерархическая вертикаль» – митрополит (архиепископ), часто – другие епископы, священники, диаконы, естественно – собственная паства-миряне.
Так что, похоже, аппетиты Стамбула идут куда дальше получения в управление от щедрот Порошенко отдельных храмов и монастырей. Речь идет о создании на территории якобы «канонически автокефальной» Украины отдельной и не подчиняющейся Киеву экзархии, то есть, отдельной церковной юрисдикции в прямом подчинении Варфоломея.
***
Конечно, одной из причин такого решения «великого комбинатора-турецкоподданного», без сомнения, является стремление сдержать «аппетиты» лже-патриарха Филарета. Который после так называемого «объединительного собора» в начале декабря уже практически не скрывает, что намерен добиваться для своего сборища более высокого статуса и более реальной самостоятельности, чем их готов дать Стамбул.
Да, Варфоломей в случае открытого бунта может попросту отозвать томос и запретить Филарета с его подельниками в служении, а то и предать анафеме. Но давно известно, что лучших результатов можно достичь, воздействуя не только «кнутом», но и «пряником».
В качестве «пряника», и самому себе и, вполне возможно, немалой части «незалежного» духовенства, Стамбул и готовит на Украине свой независимый от ее светских и церковных властей «экзархат». Который, по сути, отличается от «автокефальной» лже-церкви Епифания-Филарета тем, что будет находиться у Варфоломея «на коротком поводке», в то время как ЕПУЦ – на «поводке» более «длинном».
Но при необходимости, конечно, опереточным «объединенным» лже-церковным образованием от Филарета в Стамбуле без особого сожаления пожертвуют. Получив вместо малоуправляемого сборища незалежных «церковных гетманов» относительно дисциплинированную церковную структуру, управляемую к вящей выгоде Константинопольского патриархата назначаемыми им эмиссарами. Как, собственно, и было во времена Киевской Руси и до 1686 года в Малороссии.
Однако помимо важности получения для себя очень «жирного куска» потенциальной украинской паствы, в случае удачи Варфоломей может апробировать «украинский вариант» и на канонической территории и других Поместных Церквей. Благо, в большинстве из них хватает собственных недовольных – запрещенных в служении, отлученных от Церкви клириков. Нередко успевших создать под себя собственные лже-церкви, на манер филаретовской УПЦ-КП.
Если Варфоломей возьмет их под свое крылышко (а остальные Поместные Церкви в очередной раз в массе своей промолчат, как сейчас по украинскому кризису) мечта стамбульского епископа стать «православным папой», единственным и непререкаемым главой мирового Православия, может стать уже близкой реальностью.
Остается надеяться, что хотя бы «инстинкт самосохранения» заставит лидеров Автокефальных церквей громко осудить происходящее на Украине беззаконие и принять действенные канонические меры в отношении зарвавшегося стамбульского епископа.
***
Ну а что касается непосредственно разрешения украинских церковных проблем? Так, по большому счету, уже первые абзацы варфоломеевского томоса указывают на абсолютную юридическую ничтожность данного документа. Ведь в нем говорится о «всей Православной Церкви, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины».
Право, это ведь даже не смешно – называть «великую европейскую державу» «политически сформированной и полностью независимой». Политически «независима» она точно так же, как и «независима» церковно. Поскольку даже вопросы пенсионной реформы, цены на газ, и прочую «социалку» в Киеве разрешается решать лишь с согласия даже не напрямую Вашингтона, а МВФ и прочих «институтов благословенного Запада».
А называть территорию, на которой вовсю полыхает настоящая гражданская война, трудоспособное население которой все больше «делает ноги» за кордон «политически сформированным государством» – это тоже абсурд. Такие «страны» чаще принято называть «фейлед стейт» – «несостоявшимися государствами».
Соответственно, пресловутый томос, изготовленный в варфоломеевской канцелярии, де-факто просто не имеет реального адресата – по причине отсутствия той «сформированной и независимой» Украины, о которой в документе говорится.
Но, конечно, пока здоровые силы на этой несчастной территории не наведут порядок и не восстановят дружбу с братскими православными народами по соседству, бессмысленная «писулька» от стамбульских «наперсточников» может натворить там еще немало бед…