По следам Ильи Муромца
По следам Ильи Муромца
Про Илью Муромца, Алешу Поповича и Добрыню Никитича слышали? Былины читали и мультики смотрели? Вопрос, можно сказать, риторический. Вот только встретиться в реальности они вряд ли смогли бы, потому что они из разных веков.
Историческим прототипом Алеши Поповича чаще всего называют ростовского боярина Александра (Олешу) Поповича, который служил владимирскому князю Всеволоду Большое гнездо, потом его сыну Константину Всеволодовичу, а потом, когда тот стал князем киевским, Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве на Калке 1223 году. Это ХIII век.
Добрыня Никитич – скорее всего собирательный образ святых Георгия Победоносца и Федора Тирона, хотя говорят и о том, что его прототипом мог быть Добрыня - воевода новгородского и киевского князя Владимира Святославовича. Того самого Владимира, который Русь крестил. Это Х век.
А Илья Муромец родом из ХII века. Его прототипом была, скорее всего, вполне историческая личность по прозванию Чеботок. Он принял монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия и был причислен в 1643 году к лику святых как преподобный Илия Печерский. Его мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры, а средний палец левой руки в Муроме Владимирской области России.
По легенде дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, разрубил икону. В наказание на его род пало проклятие, и все мальчики должны были рождаться калеками. Через 10 лет родился Илья, который не мог ходить. Когда ему исполнилось 33 года, в дом пришли калики перехожие, то есть нищие странники, и попросили Илью принести воды. Он ответил, что не может ходить, но приказ принести воду был повторен. Илья встал и пошел. Вы, конечно же, помните эту историю.
В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела исследование мощей Илии Печерского и пришла к выводу, что это был мужчина, который умер в возрасте 45-55 лет и ростом в 177 сантиметров – внушительно, если учесть, что в латы средневековых рыцарей сейчас может поместиться разве что современный подросток. Самым интересным было то, что у Преподобного Илии Печерского, точно так же, как и у былинного Илья Муромца, была болезнь позвоночника, причем не прогрессирующая, а со следами восстановления костной ткани. Были у Илии Печерского и следы многочисленных ранений – множественные переломы ключиц, ребер, следы ударов режущим и колющим холодным оружием. Причиной смерти, скорее всего, был удар чем-то острым в грудь сквозь прикрывавшую ее левую руку.
Тогда же была выполнена и реконструкция того, как выглядел при жизни Илия Печерский.
Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 году, когда Печерскую Лавру разгромили союзные Рюрику половцы. Из этого можно сделать вывод, что ставший Илией Печерским силач по прозвищу Чеботок, настоящее имя которого, в летописях не сохранилось, родился между 1150-м и 1165-м годом.
В Киево-Печерской лавре о святом рассказывают, что после тяжелого ранения Чеботок принял решение окончить свои дни иноком и постригся в Феодосиев монастырь, как тогда называлась лавра. А то, что в Киево-Печерском патерике - сборнике изречений и описаний жизни святых – ничего нет Илие Печерском, объясняют тем, что в монашестве он провел не так уж и много времени, да и библиотека Киево-Печерской лавры когда-то горела. К тому же к лику святых он был причислен через несколько столетий после смерти. Есть лишь упоминание, что прозвище Чеботок (сапожок) он получил за то, что когда в монастырь ворвались враги, он успел обуть только один сапог и, взяв в руки второй, сумел им всех разогнать.
По поводу места рождения Ильи Муромца есть несколько версий. Наиболее распространенная – это село Карачарово на берегу Оки возле Мурома, которое стало в наше время городским микрорайоном.
В Муроме потомками Ильи Муромца считают местных жителей по фамилии Гущины, которые отличаются большой физической силой. Говорят, что в ХIХ веке как раз из-за силы одному из Гущиных даже запретили участвовать в кулачных боях. Еще говорят, что изба Ильи Муромца стояла возле Троицкой церкви как раз там, где сейчас стоит дом Гущиных. На нем даже табличка есть «Дом Гущиных. На этом месте по преданию стояла изба славного богатыря святого Ильи Муромца».
Вторая версия – это село Моровск под Черниговом в нынешнем Козелецком районе. В древности село называлось Муромском. Эта версия менее распространена, но более правдоподобна. От Карачарово на Оке до Киева около полутора тысяч километров, и былинный Илья не смог бы преодолеть такое расстояние всего за день. От Киева до Чернигова полторы сотни километров. За день даже на лошади, конечно, не добраться, но тем не менее…
Илья из села Карачарово. В современной Брянской области России на границе с Черниговской областью Украины есть древний город со сходным названием – Карачев.
Есть и другие совпадения. Недалеко от Карачева течет река Смородинная – почти река Смородина из былин – а на ее берегу есть село Девять Дубов. Это уже нынешний Хотынецкий район Орловской области – соседний в Карачевским.
Местные жители даже указывают на огромный пень, который сохранился от девяти дубов, на котором было гнездо Соловья-разбойника. Он, скорее всего, тоже вполне историческая личность - разбойник, который промышлял в лесах на дороге к Киеву. А что касается свиста, то вполне возможно, что это была такая его, как сказали бы сейчас, его фирменная фишка, а может просто сигнал к атаке.
Упоминаний о жизни Ильи Муромца нет ни в Киево-Печерском патерике, ни в летописях, но сведения скорее всего именно о нем есть в эпических германских поэмах, которые были записаны в XIII веке на основе более ранних источников. В них упоминается богатырь Илья Русский. В одном из сражений он был ранен и чудом остался жив, дал обет уйти в монастырь и не брать больше в руки меч. Став монахом, он проводил дни в молитвах, но когда пришли враги и на его глазах убили настоятеля, он нарушил обет и снова взял меч. В бою он почувствовал, что ноги отказываются ему служить, а еще заслонился от удара копьем рукой.
Преподобный Илия Печерский, которого считают Ильей Муромцем, тоже погиб от удара копьем или мечом в грудь.