Вячеслав Овчинников. Небесное звучание России
Вячеслав Овчинников. Небесное звучание России
4 февраля с.г. ушел из жизни русский гений, великий композитор и дирижер Вячеслав Овчинников (1936–2019), которому отдавали пальму первенства его великие современники Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян.
Странно и дико, что музыка Овчинникова, столь востребованная в советский период, в новой России слышна только изредка — когда по каналу «Культура» идут ретроспективные показы выдающихся фильмов — «Война и мир», «Степь», Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Иваново детство» и «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Первый учитель» и «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского.
В качестве яркого примера творчества уроженца Воронежа Вячеслава Александровича Овчинникова вспомним замечательный романс «Ивушки» на слова Натальи Кончаловской — из тургеневской экранизации Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» (1969). Тема романса про ивушек — в фильме сквозная. Впервые она в трепетном тембре домр (словно рождаясь из шороха) звучит почти сразу за народной песней в том эпизоде в Лавриках, где Антон рассказывает Федору о трагической судьбе его матери.
В кадре дуэта мы видим неповторимых Ирину Купченко и Беату Тышкевич, а озвучивают романс божественно поющие сестры Карина и Рузанна Лисициан. https://www.youtube.com/watch?v=DPk_HXBIUSs
Визуально и музыкально режиссер и композитор точно передали исходный посыл Тургенева: «...Опершись на край рояля, чтобы не подкосились ноги, Лиза начинает петь. Низким, глубоким голосом. Поет просто, безыскусно, но со скрытой силой и волей. Отбросив на ходу отточенно-артистическим жестом свой ханжеский белый воротник, к роялю приближается Варвара Павловна. Вступает непрошено в пение, затмевая Лизин голос восхитительной колоратурой — словно по полу рассыпалась горсть серебряных монеток. Но голос Лизы не угас, не потерялся в соловьиных трелях Варвары Павловны. Их двуголосие — не единение, а дуэль. Каждый пел по-своему и о своем. Упрямо, убежденно ведет партию своей суровой, предначертанной свыше судьбы Лиза, не позволяя голосу слиться с блистательным губительным сопрано».
При дороге ивы, ивушки стояли.
То сплетали косы, то их расплетали,
Кланялися ветрам вслед лозою тонкой,
Предлагали отдых путнику с котомкой.
С двух сторон дорогу обступили ивы.
Как родные сестры, все они красивы.
На сестер одна лишь только не похожа;
Словно на колени встав перед прохожим
Молодая ива скрючена, горбата,
Разметала ветви в стороны куда-то.
— Молодая ива, что ж это с тобою?
Почему не смотришь в небо голубое?
Кто повинен, ива, в том, что ты горбата? —
И сказала ива: — Малые ребята,
Малые ребята в праздник с песней звонкой,
До земли пригнули стан мой, ствол мой тонкий.
Если бы помог мне кто-нибудь в ту пору
И под ствол поставил добрую опору —
Не была б калекой и росла на славу,
И глядела б в небо, а не вниз, в канаву.
Это произведение имеет окраску и дух «старинного русского романса». Некоторые музыковеды называют это сочинение песней. «Я бы скорее этот романс назвала песней (и форма, и поэтика, и стилистика в нем песенные), — утверждает доцент кафедры истории музыки Красноярского государственного института искусств Валентина Чайкина. — Я знаю, что авторское название этой музыки — романс. Но в XIX веке многие романсы написаны в песенной стилистике. Вспомним хотя бы известный романс Булахова “Гори, гори, моя звезда”. Многие классические романсы Глинки, Варламова, и Гурилёва тоже по сути — песни».
При публичном обсуждении в Фейсбуке нами этого сочинения племянница композитора писатель Елена Черникова вспоминала: «Основной мотив романса потом идет по многим сочинениям Овчинникова. Лейттема жизни. Я выросла на этой музыке. Году так в 1975-м мы с ним прожили лето в Грибановском районе, что под Воронежем. Гуляли — километров по двадцать в день, разговаривали. Он тогда сочинял оперу об Алексее Кольцове. Эти прогулки по полям у меня подзвучены двумя мелодиями — “Ивушкой” (из “Дворянского гнезда”) и “Травушкой” (из оперы “На заре туманной юности”). Мотив “Травушки” у Овчинникова, как и мотив “Ивушки”, встречается в нескольких сочинениях».
«Травушки» (на слова Ларисы Васильевой) мы слышим и в экранизации чеховской «Степи» Сергея Бондарчука: https://youtu.be/isJVLTSQM84,:
Горе мне, зеленой травушке:
Стала я сухая, серая,
Полумертвая и ломкая,
Нет во мне ни капли кровушки.
Ты прости невиноватую,
Понапрасну изведенную.
Я б росла еще зеленая,
Молодая и горячая.
Ты прости, что жить мне хочется.
Мне, замученной, засушенной.
Хоть и нет вины, прости меня,
Пожалей последней жалостью.
Каюсь я — душа всё тянется
Да к тому же к солнцу жгучему.
Словно мало горя видано
От лучей его карающих.
Ты прости меня, прости меня,
Хоть и нет вины, прости меня.
Ты прости, что жить мне хочется,
Пожалей последней жалостью...
Та же В. Чайкина комментирует нам в частной переписке: «Вся музыка в фильме “Дворянское гнездо” прекрасна. Но особенно я люблю тему, которая звучит в самом начале фильма, начинаясь перед титрами. Она потом неоднократно возвращается. Исследователь музыки Вячеслава Овчинникова кандидат искусствоведения, профессор Ирина Ефимова (Красноярск) называет эту тему темой России. В фильме эта тема впервые звучит на словах Федора Лаврецкого (когда он едет к Калитиным): “Неужели я вернулся? Неужели я — дома? Если счастье без любви невозможно, то видно ни покоя, ни воли не может быть без Родины? Нет, человек положительно — гораздо большее растение, чем он сам предполагает. Растение с корнями не может жить вырванным из родной почвы! А если так, то еще не все потеряно! Боже мой, сколько раз мне казалось, что я постиг все это! Надо непременно разбить себе голову об стену. Семья не удалась, гнезда мне больше не свить. Теперь главное — не оказаться быть вырванным с корнями из своей земли. Не почвы, а именно — земли!”»
Очень точное суждение о позиции русского жизнестояния В. А. Овчинникова высказала Е. Черникова: «Если коротко обрисовать кредо, которое всеми средствами отстаивал и в те, и в дальнейшие годы Вячеслав Овчинников, мы опять вернемся к образу России и небесного ее звучания. Россия для него важнее всего на свете, а почему — это уж надо слушать его музыку. … Если когда-нибудь усомнитесь, кто вы, русские люди, что вы делаете на этой земле, зачем живете и по чьему призыву, послушайте эту музыку, от которой цветы и души распускаются и тянутся к солнцу. Музыку, которая физически течет по жилам...»