Юлия Чичерина: я учусь у Донбасса

Родившуюся в Свердловске, постоянно проживающую в Подмосковье Юлию Чичерину давно уже считают своей в Донбассе. И это при том, что Донбасс – регион специфический, чего всё ещё стараются не признавать не только на Украине, но и даже в России. Индустриальный край за два с небольшим века своего существования стал своеобразным тиглем, в котором плавились характеры людей, устремившихся сюда в поисках лучшей доли. И уже из этого передельного металла отливался особый, донецкий характер. 
На состоявшемся в канун Рождества концерте, организованном Санкт-Петербургским музеем воинской доблести Донбасса, одна из слушательниц, обращаясь к рок-певице, поблагодарила её за то, что Юлия приезжает в воюющий с украинскими нацистами Донбасс не просто попеть там, где всем весело, а в тех местах, где пролилась кровь, где боль, большая страшная боль. «И это бог Вас послал, бог Вас хранит», – сказала женщина.

– Наоборот – это бог послал мне Донбасс, – поправила певица. – И это я учусь у Донбасса, у этого народа героического. Поэтому и исполню песни военных лет.

Одна из этих песен, исполненных Юлией, давно стала своеобразным гимном луганских и донецких воинов:

Мы не вздрогнем от обещания ада –
Мы видали его под землёй.
Мы ещё живы и это наша награда.
И мы будем стоять на передовой.

Мы помним, как взрывались наши рассветы, 
Как разрывались от боли наши сердца. 
Мы будем всегда помнить об этом
И мы будем стоять до конца!

Здесь всё по-другому – здесь даже воздух другой
Мы на нашей земле, мы – на передовой
И ни шагу назад – просто некуда нам отступать: 
Это – наша земля. И мы будем стоять.

Мы уходим в закат, как уходили в забой.
Наш мир ни под кем не прогнётся
Мы будем стоять на передовой
Мы дождёмся, пока взойдёт солнце

Здесь всё по-другому – здесь даже воздух другой
Мы на нашей земле, мы – на передовой
И ни шагу назад – просто некуда нам отступать: 
Это – наша земля. И мы будем стоять.

По словам певицы, «спусковым крючком» для решения первый раз поехать в Донбасс стали плохие и при этом неоднозначные новости. Единственное, о чём жалеет Чичерина, по собственному её признанию, это то, что не удалось поехать в Донбасс в сентябре 2014 года, когда все города региона празднуют Дни города. 

– Но не удалось, так случилось, так сложилось – не к тому человеку я обратилась, так что попала только на новый год туда. Было страшно, да. И до сих пор бывает, честно скажу. Но трусость не порок, – иронично отметила Юлия. – Я не помню, что я чувствовала до того, как там оказалась, но когда я увидела, что там… Это боль, это огромная болящая боль. Это больше, чем страх. Что же до поездки в ДНР-ЛНР, то это просто наши русские корни сработали. Это в мирное время думаешь – если что случится, какая-нибудь заварушка начнётся, то убегу в жаркие страны. Ан нет, не срабатывает – включаются русские корни.

Боль Донбасса певица пропускает через свои, как струна, натянутые, нервы. Одной из самых сильных своих песен Чичерина считает композицию «Пожалуйста».

Эта песня – про девочку Аню Костенко, ей было два с половиной года, – рассказала зрителям Юлия. – Она погибла в августе 2014 года вместе с папой и другими людьми, когда самолет ВСУ сбросил кассетные бомбы на детский пляж города Зугрэс. Песню написал мой друг Буба – Сергей Бобунец. Написал быстро, за одну ночь, весь уплакался. Эту песню будто погибшая девочка поёт. Тяжёлая песня, её очень трудно петь в Донбассе – слушатели начинают рыдать в голос и я тоже не могу сдерживаться. В России как-то полегче. 

Меня убил красивый большой самолёт,
Я ему улыбалась, а он и не знает.
Я так рада была, когда он летел – 
мне ведь нравится, как самолёты летают …

Пожалуйста, пусть больше никто не умрёт
Пусть больше никто никогда не умрёт.

Передайте, пожалуйста, взрослым
Может, они не знают – 
Очень больно и очень хочется жить, 
Когда тебя убивают.

Если только это возможно, 
Если кто-то остался в живых из людей, 
Передайте, пожалуйста, взрослым – 
никогда не стреляйте в детей!

Но ошиблась Юля – зрители плакали, да и сама певица во время исполнения то и дело смахивала слёзы…

Погибшие дети – это трагедия всего Донбасса. Этого преступления украинских «освободителей» регион никогда не забудет и не простит карателям. Как не простит и цинизма, с которым Киев сообщал о гибели «сепаратистов», к которым украинские СМИ без зазрения совести причисляли погибших и искалеченных в результате бомбардировок с воздуха и артобстрелов мирных граждан – детей, женщин и стариков. Даже сейчас, по прошествии почти пяти лет с начала войны в Донбассе, граждан подконтрольной властям Украины пичкают полуправдой. Так украинское сетевое издание «Апостроф», ссылаясь на главу Мониторинговой миссии ООН по правам человека Фиону Фрейзер, сообщает: «С начала вооруженных действий на Донбассе по обе стороны линии фронта погибли 138 детей (91 мальчик и 47 девочек), а также 80 детей в сбитом самолёте Boeing рейса МН17. Таким образом, всего на востоке Украины с 2014 года погибли 218 детей».
Но госпожа Фрейзер не преминула подыграть официальному Киеву, «уточнив», что «из 138 детских смертей, связанных с конфликтом, 95 были зафиксированы на территории, контролируемой вооруженными группами, 35 – на территории, контролируемой правительством, и в 8 случаях пока не установлено, кто контролировал место инцидента». И вообще, резюмируют журналисты «Апострофа», неразорвавшиеся боеприпасы представляют угрозу для около 220 тысяч детей в Донбассе.

При этом не уточняют авторы публикации – кто именно усеял минами поля Донбасса? И не добавляют также, что на «территории, контролируемой правительством», то и дело на собственных минах подрываются сами «освободители», поскольку с февраля 2015 года, то бишь после подписания Минских соглашений, минировали поля и лесопосадки Донбасса как попало. 

Зал, в котором проходила встреча с Юлий Чичериной, был переполнен до отказа. Здесь собрались и жители Донбасса, временно или постоянно живущие в Питере, и те, у кого болит душа за Донбасс, как это высказала в стихах одна из слушательниц: 
«Я будто бы вижу чудовищный сон – 
Это век двадцать первый иль кровавый двадцатый?
Вновь фашистами русский Донбасс окружён
И “трехсотыми” снова полны медсанбаты»…

И не случайно певице, недавно вернувшейся с передовой, задавали вопросы о настроениях бойцов ЛНР и ДНР и интересовались её мнением о том, когда Россия признает Донбасс и он войдет в её состав?

– Как настроение?… Трудно уже говорить – столько времени прошло, всем надоело. Кажется, что все настроения, которые можно было пережить, пережили уже двадцать раз. А что до признания республик Донбасса Россией – я бы тоже хотела это узнать. Скорее бы. Но то, что Донбасс уже не будет Украиной – это точно, – подчеркнула Чичерина.

В паузах между песнями Юлия рассказывала о людях, с которыми она встречалась в Донбассе и которые стали её друзьями. О недавно погибшем командире «Мамае» – Олеге Мамиеве, о Владимире Скобцове – очень известном в Донецке барде. 

– Такая история – почти все донецкие барды уехали, он один остался, не сдаётся. Дружит с Юнной Мориц, она его тоже очень любит, – поделилась певица.

Впрочем, Чичерина может рассказывать о многих, но предпочитает о них петь. Как в песне «Моя Спарта». Предваряя её исполнение, она сказала:

– Батальон «Спарта», которым командовал погибший Арсений Павлов – Моторола – думает, что это песня о них. Но это не так. Хотя это и круто, что они так думают. Спарта – героическая древнегреческая страна, где воинами были все – и взрослые, и дети. И памятники там ставили только тем мужчинам, которые пали в бою. Или женщинам, умершим во время родов. То есть тем, кто отдал жизнь за свой народ. Сейчас же Спарта – это Донбасс. Здесь не только мужчины, но и все – женщины, дети, старики – стали воинами и живут в этом режиме уже пять лет.

Мы рождаемся – мы умираем.
Мы делали это уже много раз.
Так было и будет с каждым из нас.
Вместо нас никто не полезет в наши окопы.
Сотни жизней мы делаем эту работу.

Я оставляю всё, что люблю,
Тем, кто на слово верил и не сомневался,
Что я никогда не сдамся в бою,
И что я никогда без боя не сдамся.

Со щитом или на щите – только так!
Никому никогда не сдаётся наш гордый Варяг!
Мой путь, моя жизнь, моя Спарта, мой флаг!
Со щитом или на щите – только так!

О себе Чичерина заявляет категорично, подчеркивая, что она вовсе не меломан. И музыке, создаваемой людьми, предпочитает пение птиц, шум морских волн и ветвей в лесу. Эту музыку природы она готова слушать бесконечно. 

Именно поэтому она, отвечая на вопрос одного из пришедших на встречу – А хотелось самой взять автомат? – ответила:

– Да нет. У каждого своё оружие, которым он сражается. У меня вот (подняла над головой гитару). Раньше была укулеле, теперь вот гитара – длинный меч. Я сегодня покажу вам песню, которую ещё никому не показывала. Мы написали её вместе с Пеговым. Кто ещё не знает – это Семён Пегов, «Рыжий», военкор известный, оказавшийся очень крутым поэтом. Она посвящается разведчикам. Хотели сделать в стиле рэп, это сейчас модно, но рэп у нас не получился.

В поле нежно ложатся пакеты «Града»,
На губах привкус глины, густой и терпкий.
Трассерами ритмично из автомата –
Это у нас называется «дискотекой». 

Я родился в бронике, в берцах, в каске –
Не впадаю в панику, если вкратце
Камуфляжный мозг разукрашен краской
Для маскировки – данность.

Из сотни сноровок характер соткан – 
Об этом не пишут в вечерних сводках
Мой пластит упакован в суровых свёртках.
Разведка – это диагноз…

– Как к вашей деятельности относится ваша семья и как вы сами относитесь к тому, что присутствуете на расстрельном сайте «Миротворец»? – спросил автор этих строк у певицы, которую ещё в 2015 году Служба безопасности Украины «объявила в розыск».

– Семья? Ну, как бы мама, маме я не говорю, конечно, куда еду. Потом уже она смотрит новости. Хорошо, что она живёт далеко от меня, в другом городе, поэтому не присылает мне тревожные сообщения, когда я на «передке». И это меня очень устраивает. А мой супруг ездит со мной и полностью меня поддерживает. А «Миротворец»? Ты же знаешь, как в Донецке говорят – очень удобно пользоваться сайтом «Миротворец» – посмотреть, у кого какой домашний адрес с почтовым индексом, у кого когда день рождения, телефон уточнить. Ну, а если в целом – то там собрались весьма приличные люди, так что очень почётно быть на этом «Миротворце». И всем им этот «Миротворец» – до лампочки. 

Своеобразным гонораром за выступление на концерте в Питере стали для Юлии Чичериной почётная грамота Ленинградского джаз-клуба. И кот – годовалый мейн-кун Мирон.

– Ленинградский джаз-клуб – это круто, – прокомментировала Юлия. И радостно добавила: – Повезло, хоть кота добыла.

5
1
Средняя оценка: 2.64923
Проголосовало: 325