Империя КГБ и её упадок
Империя КГБ и её упадок
В марте прошла знаменательная дата – исполнилось 65 лет со дня образования Комитета государственной безопасности (КГБ), который стал одной из значительных и сильнейших спецслужб в мире.
Конечно, и до 1954 года в Советском Союзе существовали спецслужбы. Сразу после установления Советской власти в 1917 году, ещё до 1922 года, когда был образован Советский Союз, была создана Чрезвычайная Комиссия, которую возглавил Феликс Эдмундович Дзержинский. Основной задачей ЧК в то время было не допустить антибольшевистских выступлений, а в случае необходимости подавлять их. Для борьбы с саботажем и контрреволюционной деятельностью ЧК была наделена довольно широкими правами – от лишения продовольственных карточек до конфискации имущества и арестов.
Но времена менялись, а вместе с ними и задачи спецслужб. Я не буду углубляться в подробности различных названий спецслужб в Советском Союзе и их хронологию – желающие могут легко найти эту информацию в интернете. В 1954 году, когда появился КГБ, СССР находился в жёстком противостоянии с Западом. Важными задачами Комитета была борьба с терроризмом, защита государственной границы и борьба с идеологической диверсией, которая была одним из основных инструментов Запада. Идеологическая диверсия существует и теперь, но она видоизменилась и называется более современно – информационная война.
Но главными задачами КГБ были разведка и контрразведка. Идеологическую диверсию победить не удалось и, благодаря предательству элит, Советский Союз прекратил своё существование, а с ним и КГБ, в уничтожении которого приняли участие те же элиты, предавшие СССР.
Органы государственной безопасности существуют во всех государствах. Без них оно не может существовать. Но три буквы КГБ имеют особый смысл не только для обывателя любой западной страны, но и для российских «либералов». Это такая страшилка, которой пользуются западные СМИ и некоторые радикальные политики. С другой стороны, это можно расценить как признание мощи и результативности той работы, которую выполнял КГБ.
В отношении КГБ существуют несколько клише, основное из которых – утверждение, что главным направлением его деятельности была борьба с инакомыслием. Но цифры показывают несостоятельность именно этого утверждения. За все годы «застоя» за антисоветчину, включая карательную психиатрию, было привлечено около 5 тысяч человек. Это при численности населении Советского Союза около трёхсот миллионов.
Без оценки того, хорошо это или плохо, слухи о наказанных инакомыслящих в СССР сильно преувеличены. К этому можно добавить, что в постсоветское время эти цифры значительно увеличились.
Многие современные российские демократы вышли из партийных органов, которые управляли Комитетом. Теперь же они клеймят КГБ, называют его карательным органом. Кстати, именно М.С. Горбачёв отменил 6-ю статью Конституции СССР, в которой записано, что КГБ выполняет задания ЦК КПСС. То есть КГБ являлся не носителем власти, но её орудием, проводником её политики. Поэтому мнение, что КГБ был карательным органом в корне ошибочно.
В Советское время было принято если не бояться, то осуждать и даже ненавидеть КГБ. В этом контексте перед осуждающими никогда не вставал вопрос о защите их же, осуждающих, от терроризма и охране государственной границы, что тоже входило в обязанности Комитета. Это выносилось осуждающими за скобки.
В кругах интеллигенции ходили устные рассказы о слежке, которую КГБ устанавливает за большинством населения, особенно за творческими работниками. Это были не только люди, работавшие со словом – писатели, кино- и театральные режиссёры, но и художники и музыканты.
Многие творческие работники гордились своим «диссидентством». Особенно гордость эта выросла после распада Союза. Многие представители творческих, и не только, профессий любили красиво рассказать в публичном пространстве о своей диссидентской деятельности и борьбе с советской властью, а главное, о преследованиях, которым «борцы с режимом» тогда подвергались.
Некоторые, желая уехать на ПМЖ за границу, пытались обратить на себя внимание, чтобы считаться инакомыслящими и получить политическое убежище на Западе. Так как теперь уехать можно, но убежище дают не всем, страждущие идут на всё, даже на членовредительство, прибивая нежные части тела к булыжникам мостовой. Главное – на Красной площади и публично. Это даже круче, чем пляски в Храме и сильно повышает рейтинг поступка на Западе. Но не все могут держать такую высокую планку.
Мнение о якобы карательной деятельности советских спецслужб культивировалось у простых людей на Западе. У большинства из них оно так и не изменилось. Западные СМИ пластинку не сменили и продолжают называть КГБ органами госбезопасности Российской Федерации. Возможно, они просто ещё не знают, что КГБ не существует с тех пор, как развалили СССР.
В искажении деятельности КГБ очень помогли некоторые его бывшие сотрудники, которые сбежали на Запад и в своих книгах раскрыли своих же коллег, испортив им репутацию и карьеру. Их имена известны. Это, например, Калугин, Резун-Суворов и другие бывшие сотрудники спецслужб СССР.
Было очень престижно считаться преследуемым органами ГБ. На кухнях, где в советское время было принято вести разговоры, те, кто считал себя диссидентами, рассказывали, что у них в квартире установили «жучки», правда никто не смог бы ответить на вопрос, кто и когда это сделал. Но вопрос этот уже никто не задавал, «жучки» были свидетельством принадлежности к инакомыслящим, а значит, преследуемым. Это могло быть правдой, но такого массового характера не носило.
Та прослушка, о которой существовало много рассказов, уже не является чем-то экстраординарным. В наше время, когда существует геолокация по мобильному устройству и можно взломать любую электронную почту или аккаунт в сетях, смешно говорить о прослушках телефонов, как о нарушении гражданских свобод.
Существовали и диссиденты первого ряда. Это, конечно, Солженицын и академик Сахаров, которые внесли большой вклад в дело развала СССР. У обоих были активные жёны, которые направляли эту отрицательную энергию в нужном направлении. Правда, репрессии, приписываемые в отношении них, не подтверждаются.
На самом деле КГБ был империей, в которой трудились лучшие специалисты всех направлений, прежде всего, науки. Талантливых школьников искали в спецшколах. Я помню, как в нашу математическую школу приходили люди и предлагали лучшим ученикам поступать в Высшую школу КГБ. И к окончанию института связи нашим лучшим студентам предлагали работу в Комитете. То же было и в других ВУЗах, которые готовили высококлассных специалистов любых специальностей.
Некоторые называют это вербовкой, но вербовка – это совсем другое. И да, вербовкой тоже занимаются спецслужбы всех стран. Кстати, в КГБ были внедрены агенты иностранных разведок, как и наши агенты в иностранные. У осуждающих КГБ вербовка – особая «позорная» страница для КГБ. Такие суждения и мнения можно отнести к необразованности и узости кругозора, а высказывания такого рода сразу дают представление об уровне человека.
Теперешние российские спецслужбы разделили сферы деятельности по-другому. Многое передано органам внутренних дел, например проблемы экстремизма. И как нет СССР, так нет и того КГБ, которого так боялся Запад, пока партийные элиты не перешли к политике развала государства.
С приходом Гобачёва нормальный рабочий процесс, когда КГБ и ЦК КПСС находились в контакте и сотрудники КГБ могли вносить свои предложения Центральному Комитету, прекратился. Тогда эти предложения могли быть приняты или не приняты, но в любом случае они обсуждались. Горбачёв отменил любые предложения КГБ. Отмена 6-й статьи Горбачёвым в 1990 году была завершающим моментом уничтожения СССР, Отмена этой статьи отменяла доминирующую роль КПСС. На смену партийным органам пришли советские органы, которым стали подчиняться спецслужбы, но, по свидетельствам сотрудников КГБ того времени советские органы не понимали ничего в работе спецслужб. Как говорится «процесс пошёл».
Вот так легко враги с помощью руководства страны уничтожили государство, предварительно парализовав деятельность Комитета государственной безопасности, предназначенного именно для защиты государства.