Советская промышленность Латвии, которую разрушили националисты

Латвийская ССР была одним из индустриальных «локомотивов» советской сверхдержавы. В Латвии производились портативные радиоприемники и высокоточные микросхемы, операционные усилители и удобные микроавтобусы, выдающиеся электропоезда и дизели. А на заре советской власти у Латвии был шанс запустить производство роботов. Однако не сложилось… Грянули первые аккорды «песенной революции», и мечты о великом индустриальном будущем Латвии разбились о реальность латышского национализма.

Советской Латвии в наследство достались крупные индустриальные объекты, которые были основаны еще в годы Российской империи. В межвоенный период они тоже функционировали, однако были теснейшим образом связаны с иностранным капиталом и ориентировались на выполнение заказов крупных трансатлантических концернов, которые тогда зарождались и формировались.

Приведем в пример один только рижский завод — «Феникс», который был основан успешным инженером-предпринимателем Оскаром Фрейвиртом в 1895 году. Это предприятие стало одним из крупнейших в России к 1915 году.

После Первой мировой войны объемы производства резко пошли на спад, но потом властям межвоенной Латвии удалось поднять планку. В 1934 году Рижский вагонный завод, наследник «Феникса», был одним из двух мощнейших предприятий страны, производивших продукцию в сфере машиностроения и металлообработки.

Литейный цех вагоностроительного завода «Феникс» до Первой мировой войны
Литейный цех вагоностроительного завода «Феникс» до Первой мировой войны

 

Впрочем, уже через два года предприятие оказалось чуть ли не на грани банкротства: потерпев серьезные убытки, завод перешел в собственность фирмы «Вайрогс», которая была связана с государственными структурами.

Производство перепрофилировали. В 1937 году предприятие заключило договор с фирмой «Форд», и в Риге приступили к сбору автомобилей. Экономически это было выгодно руководству «Форда»: латвийская рабочая сила стоила дешевле, и комплектация происходила быстро.

С 1937 по 1940 год «Вайрогс» выпустил 332 легковых автомобиля, а также более 1200 грузовых машин и 200 автобусов. Уже к концу 1930-х предприятие вышло на первое место по производству автомобилей в Прибалтике.

Форд производства рижского предприятия «Вайрогс», межвоенный период
Форд производства рижского предприятия «Вайрогс», межвоенный период

 

Достижения латвийского советского автопрома тоже поражали воображение.

Основа для производства легендарных советских микроавтобусов — «рафиков» была заложена в 1949 году, когда на базе авторемонтных мастерских в центре Риги и на Саркандаугеве был создан «Рижский завод автобусных кузовов» (РЗАК), перед которым была поставлена задача начать производство среднегабаритных автобусов.

Руководители предприятия и кураторы автомобильного производства задались целью восстановить полномасштабное автомобильное производство в Латвии примерно на уровне знаменитого имперского «Руссо-Балта», имя которого было на слуху во всем мире.

Первый блин, как говорят, оказался комом. Инженерами уже другого предприятия — «Рижской экспериментальной автомобильной фабрики» — было наспех скомплектовано два автомобиля, которые отвезли для показа в Москву, где, по легенде, они не прошли проверку: руководство посмеялось и велело больше не заниматься автомобильным производством.

РАФ, производство
РАФ, производство

 

Однако директор предприятия Илья Иванович Позняк не унывал: вскоре завод слился со вторым Рижским авторемонтным заводом и принялся ремонтировать автобусные корпуса. И вот в 1953 году инженерам пришла в голову светлая мысль ставить на шасси грузовиков ГАЗ-51 фанерные кузова и сидения: таким образом возникли первые 16-местные автобусы РАФ-251. Это была победа.

Автобус РАФ-251 с укороченным кузовом
Автобус РАФ-251 с укороченным кузовом

 

В первую очередь микроавтобусы-пионеры были ориентированы на нужды стремительно развивавшихся латвийских колхозов. В передней части было четырнадцать мест для сидения, а далее располагалось пространство для грузов примерно на восемьсот килограммов. И уже к 1955 году стало понятно, что предприятие вскоре полностью переквалифицируется на производство микроавтобусов.

РАФ-2203
РАФ-2203

 

Первый в истории СССР классический микроавтобус РАФ-8 «Спридитис» (по имени героя одноименной латышской сказки) был произведен вручную (!) на узлах «Москвича 407». Вскоре был сконструирован и РАФ-10 «Фестиваль», основу которого составил двигатель от «Победы».

РАФ-8 «Спридитис»
РАФ-8 «Спридитис»

 

Чуть позже, в 1959 году, свет увидел новый первоклассный микроавтобус RAF-977, названный Latvija: его произвели уже на основе двигателя «Волги» ГАЗ-21. Двигатель в 70 лошадиных сил обеспечивал скорость в 105 км/ч. Так закалялась рижская сталь.

РАФ снискал славу одного из передовых предприятий автомобильной промышленности Советского Союза.

А вскоре RAF-977 был представлен на международной автотранспортной выставке в Женеве — в том самом городе, где Лаймонис Клеге впервые увидел в действии микроавтобусы.

Рекламный плакат РАФ-977, автор Светлана Вагаршаковна Мирзоян
Рекламный плакат РАФ-977, автор Светлана Вагаршаковна Мирзоян

 

В 1976 году филиал предприятия был введен в эксплуатацию и в Елгаве: завод был рассчитан на производство 17 тысяч автомобилей в год. Это был рекордный показатель. И это при том, что первые микроавтобусы были произведены в условиях, далеких от фабричных. Латвийские «рафики» разных моделей можно было встретить почти в каждом советском городе и каждом колхозе.

РАФ-977, Скорая неотложная помощь
РАФ-977, Скорая неотложная помощь

 

А далее наступил конец плановой экономики — РАФ обанкротился и официально прекратил свое существование в 1998 году. Новость о том, что в 2018 году было зарегистрировано новое предприятие Rīgas Autobusu Fabrika, RAF, ставящее цель наладить выпуск микроавтобусов и городских электрических автобусов совместно с европейскими партнерами, кажется несколько фантастической.

Наконец, обратимся к одному из самых романтичных видов транспорта — железнодорожному. Тут уж Рига воистину прославилась.

Мы уже писали о том, что первый завод — завод Фрейвирта — трансформировался в «Вайрогс». Уже после войны новое руководство вспомнило о том, что Рига когда-то была пионером вагоностроения, и решило обратиться к истокам.

В 1947 году был выпущен первый электровагон типа СР, а в 1951 году их выпуск стремительно увеличился до 300 вагонов в год. В 1949 году РВЗ приступил к серийному выпуску трамвайных вагонов МТВ-82, хотя до 1948 года они строились в подмосковном Тушине.

Латвия — гордость Союза
Латвия — гордость Союза

 

В 1951 году на предприятии было произведено 76 трамвайных вагонов. Их производство успешно продолжалось вплоть до 1961 года. И далее начался звездный путь Рижского вагоностроительного завода, который в ближайшие десятилетия приступил к производству электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР7, ЭР9, а также ЭР22 (для СССР), ЭР25 (для Болгарии), ЭР31 (для Болгарии и Югославии/Сербии); последняя модель отличалась тремя дверями по бортам вагонов.

Электропоезд ЭР-11 на станции в Белоруссии
Электропоезд ЭР-11 на станции в Белоруссии

 

Но главное достижение конструкторов советского вагоностроительного завода в Риге было еще впереди.

В 1974 году был создан первый в истории СССР скоростной электропоезд ЭР-200, который мог развивать конструктивную скорость 200 км/ч.

Вагоны этого чуда советской инженерно-технической мысли достигали 26 метров в длину, а кузова были полностью изготовлены из алюминиевых сплавов. Об этом электропоезде ЭР-200 слышал каждый интересующийся железнодорожным транспортом советский школьник 1970-х годов.

Этому электропоезду была обеспечена вечная слава. Его активно рекламировал советский кинематограф.

Электропоезд ЭР-200 второго выпуска
Электропоезд ЭР-200 второго выпуска

 

Его дебют в отечественном кино состоялся в 1977 году, когда режиссер Станислав Ростоцкий выпустил фильм «Белый Бим Черное ухо». На рекламном плакате этого фильма фигурирует железнодорожный состав рижского ЭР-200. Этот же поезд появился в начале фильма «Визит дамы» режиссера Михаила Козакова, действие которого происходит в маленьком швейцарском городке. Наконец, поезд ЭР-200 сыграл очередную звездную роль в фильме «Как стать счастливым» 1985 года (режиссер — Юрий Чулюкин, исполнители главных ролей — Николай Караченцов, Лев Дуров, Марина Дюжева), когда главные герои едут в 1990 году из Москвы в Лесогорск.

Рекламный плакат кинофильма «Белый Бим Черное Ухо» с изображением электропоезда ЭР-200
Рекламный плакат кинофильма «Белый Бим Черное Ухо» с изображением электропоезда ЭР-200

 

Вагоностроительный завод Риги сегодня специализируется на ремонтах старых составов, а ЭР-200 и другие его изобретения эксплуатируются и по сей день.

Сегодняшняя Латвия — это страна транзита и услуг, в то время как промышленность имперской и советской эпох ушла в безвозвратное прошлое.

Фасады Рижского вагоностроительного завода
Фасады Рижского вагоностроительного завода

 

Промышленность Латвии XX века — результат колоссального интеллектуального и физического труда сотен тысяч людей (от скромного цехового рабочего до генерального директора), которые оставили свои имена в отечественной истории. Как показывает исторический опыт, разрушить можно быстро, а вот на строительство уходят долгие годы. Впрочем, будем надеяться, что возрождение рано или поздно наступит.

5
1
Средняя оценка: 2.61224
Проголосовало: 245