«Донецкая Вратарница» расскажет о Донбассе всему миру

Вратаницей называют Икону Иверской Божьей Матери, которую часто помещают над воротами 
(входом в помещение)

 

В Донецке 16-17 апреля в одном из столичных кинотеатров состоялся второй премьерный показ документальной картины «Донецкая Вратарница». Фильм снимался в течение двух лет режиссером Натальей Батраевой. 

События фильма развиваются на протяжении трех лет (2014-2017 гг.) на территории женского Иверского монастыря. Монастырь во время военных действий в Донецке оказался в эпицентре боевых действий – всего в двух километрах, в Донецком аэропорту шли ожесточенные бои между ВСУ и силами ополчения. Во время боев применялась боевая авиация, минометы, дальнобойная артиллерия, снайперский огонь.

   

Так, о чем же этот фильм? О войне, обо всех событиях, которые связаны с войной – бомбежкой, гибелью мирных людей, разрушениями и трагическими поворотами судьбы? И да, и нет. 

Человек, верующий в Бога в заключение фильма скажет, что перед Богом все равны, на все воля Божья. И будет прав. 
Дончане, пережившие (и сейчас живущие непосредственно в зоне обстрелов) военные события, окунуться еще раз в трагические события начала Русской Весны второй половины 2014 года. Ибо события, показанные в документальном фильме, не приукрашенная правда.

Люди далекие от реалий жизни современного Донбасса с изумлением воспримут кадры женской обители, от которой в результате военных действий остались только стены, посеченные осколками снарядов. Они озадачатся вопросом: разве может такое происходить прямо сейчас в центре Европы? И тоже будут правы.

Я, как дончанка, которая в период военных событий на Донбассе никуда не выезжала и пережила военные действия непосредственно в Донецке, отмечаю, что в фильме нет смакования разрушений и выставления напоказ человеческих несчастий (что крайне претит дончанам). Автор фильма до этого не опускается в отличие от некоторых московский коллег, которые гоняться за внешней составляющей военных событий.

Автор фильма, говоря на современном сленге, за «хайпом» не гонится. 
На экране кадры довоенного облика Иверского монастыря – цветущего, ухоженного, утопающего в буйстве южной зелени, сменяются кадрами развалин монастыря после военных действий. 

Кадры разрушений современной войны перемежаются с кадрами военной хроники времен Великой Отечественной Войны, и времен относительно недавней войны в Югославии. Та же боль, та же разруха, слезы детей и беспросветная тоска в глазах стариков. Нельзя полностью отнести фильм к жанру «документальный», автор фильма размышляет над вечными ценностями, проводя исторические параллели. Философский аспект фильма не менее важен, чем документальный.

   

Наталье Батраевой, режиссеру фильма, удалось непосредственных участников событий (игуменью Иверского монастыря матушку Михаилу, послушницу Юлию Пиденко, прихожанина Андрея, ополченцев, защищавших аэропорт) из очевидцев сделать главными действующими лицами сорока минутного фильма. 

Они не только рассказывают о событиях непосредственными свидетелями, которых они были, но и о своем видении ситуации. Они размышляют о своей личной довоенной жизни, пытаются её переосмыслить, стремятся понять о том, почему возникла эта война, о своем отношении к богу. У зрителя создается впечатление, будто он пришел к ним в гости и разговор ведется конкретно с ним.

Они так неспешно и спокойно рассказывают о налете боевой авиации, о боях вокруг аэропорта, о том, как летали снаряды над маковкой монастыря, они рассказывают иной раз со слезами на глазах, но с улыбкой на лице. 

Герои? Да, безусловно герои. Они на своем «гражданском» фронте не сдались, не убежали со своей Родины за лучшим куском, они пережили духовное становление через боль, потери, страх смерти. 

Отдельно отмечу – Иверский монастырь, благодаря подвижническим трудам насельниц монастыря, прежде всего, матушки Михаилы, а также прихожан восстанавливается помалу. С весны 2018-го года в храме проходят еженедельные воскресные богослужения.

***

Фильм закончился, темнота кинозала медленно расползалась под искусственным светом софитов. В зале была полная тишина, зрители продолжали сидеть на своих местах …

Посмотрев фильм «Донецкая Вратарница», каждый зритель увидит что-то свое личное в силу своего понимания, для дончан этот фильм часть их судьбы.

5
1
Средняя оценка: 2.36364
Проголосовало: 11