Древний Китай уже был сверхдержавой

О стремительном движении Китая к статусу сверхдержавы говорится уже не первый год, но не все знают, что этот статус для Китая вовсе не геополитическая сенсация, а повторение пройденного. 

Вот лишь некоторые исторические факты. В VIII в.население китайского города Чанъань (тогда он был столицей) проживало более 1 млн человек, что делало его крупнейшим в мире. Это намного больше, чем население Древнего Рима. По площади Чанъань превосходил Рим в четыре раза и был, наверное, самым первым мегаполисом в мире. Сюда съезжались иностранные торговцы, в городе образовался даже иностранный квартал, а профессия толмача была одной из востребованных. Жители города были, что называется, продвинутыми ребятами – разбирались в иностранной музыке и иностранных товарах. Заморские товары из Чанъаня доставлялись по всей Поднебесной и в соседние страны (Япония, Корея). 

За восемь веков до путешествия знаменитого португальца Васко да Гамы китайские мореплаватели открыли Восточную Африки, по пути заходя в Индонезию (это очень близко к Австралии), Индию, Иран и страны Аравийского полуострова (нынешние Йемен, Оман). Морская экспансия Китая за 300-400 лет до Колумба охватила пространство Мирового океана от Японии до Сомали и Танзании. 

Тогдашние китайские суда намного превосходили корабли Колумба по размерам и грузоподъёмности. Например, корабли флотилии Чжэн Хэ, знаменитого китайского флотоводца XV в., совершившего семь экспедиций по Южным морям, достигали более 110 м. в длину и более 50 м. в ширину. Численность команды таких судов – 500-1000 моряков. Всего в экспедициях Чжэн Хэ приняли участие 28 тыс.человек. Ничего подобного человечество ранее не знало. 

Для сравнения: флагманский корабль Христофора Колумба «Санта Мария» имел всего 25 м. в длину и команду 40 человек. Рядом с китайскими кораблями он выглядел хрупкой скорлупкой, хотя для Европы того времени был самым передовым судном. Парусные суда таких размеров, как в Китае в XV в., в Европе начали строить лишь к ХХ в., соединив силу паровой машины с силой ветра (парусами). 

О финансовых возможностях Поднебесной свидетельствует следующее: флотилия Чжэн Хэ иногда насчитывала более 220 судов, в то время как Колумбу стоило немало трудов и нервов уговорить испанских монархов снарядить три каравеллы на открытие пути в Индию.

В 1300 г., когда Западная Европа считалась геополитическим захолустьем, а бушевавшие в Европе войны не были интересны никому, кроме самих европейцев, Китай создал транснациональные торговые маршруты от Южно-Китайского моря через Индийский океан и Персидский залив до Аравийского моря. 
К тому времени у китайцев были компас, сейсмограф и множество других полезных изобретений, которые у европейцев появятся намного позже. 

В отличие от европейских колонизаторов, которые придут в Африку и Азию на много столетий позже, пребывание китайцев в этих широтах не отмечено массовым истреблением местных народов и прочими дискриминационными практиками. Китайцы расширяли границы своего мира, чтобы торговать, а не воевать, и старались придать своей экспансии мирный торговый характер. 

Войны имели место, но только там, где китайцы сталкивались с агрессивным отношением. Самой по себе цели застолбить за собой кусок планеты, выкосить местное население и поставить крепость у китайцев не было. 

В XIV в.в Китае проживало 90 млн.человека (18% населения планеты). Через сто лет китайцы обосновываются в Малакке, получив контроль над морской торговлей в Индийском океане. Благодаря этому Поднебесная превращается в ведущую морскую державу. 

Продолжение мы знаем. Колумб открывает Америку, в Европе происходит всплеск экономической жизни, помноженный на откровенный грабёж африканских, американских, азиатских, австралийских колоний. Практически каждая европейская страна имела свой уголок для грабежа. Появилась Испанская Африка, Португальская Африка, Британская Африка, Французская Африка, Германская Африка, Бельгийский Конго. 

В Центральной Америке, Южной Африке и Индонезии хозяйничали голландцы. В Австралии, Северной Америке - британцы. В Индии и частично в Китае – британцы и португальцы. В Сомали и Ливии – итальянцы. Южная Америка и Северная и Чёрная Африка были поделены между немцами, французами, британцами, бельгийцами, португальцами и испанцами. Индокитай, некогда традиционная зона китайского геополитического влияния, был занят французами. Предпринимали попытки обзавестись заморскими колониями Дания и Швеция, но были вытеснены конкурентами. 

На ближайшие пятьсот лет мир стал европейским. Нам, родившимся внутри этого пятисотлетия, кажется, что так было всегда, а европейский мир – это вечная данность. История свидетельствует о другом, а именно: до подъёма Европы на вершине геополитического могущества сообразно текущей эпохе пребывали государство Шривиджая (самое могущественное государство Х в. в Юго-Восточной Азии на территории современных Индонезии и Малайзии), Бирманская империя, королевство Сукхотай (на территории нынешнего Таиланда), Ангкорская империя (современная Камбоджа), Индия и, конечно, Китай.

Со времени открытия Колумбом Америки прошло пятьсот лет, и мир снова делает цивилизационно-геополитический поворот от Европы к Азии. Ещё через 100-150 лет всё опять будет так, как до Колумба – главные геополитические центры силы будут находиться в Азии, а не в Европе. Для европейцев это будет новая и непривычная ситуация, для китайцев – возвращение их стране статуса сверхдержавы. 

5
1
Средняя оценка: 2.67529
Проголосовало: 348