Как звали д’Артаньяна, кем были Атос, Портос и Арамис, а также, как леди Винтер попала в Гурзуф
Как звали д’Артаньяна, кем были Атос, Портос и Арамис, а также, как леди Винтер попала в Гурзуф
У многих из нас д’Артаньян ассоциируется с усами, шляпой, шпагой, лошадью, «тысячей чертей!» и Михаилом Боярским. Но, как ни странно, ни в фильмах, а их о неистовом гасконце снято немало, ни даже в самом бессмертном творении Александра Дюма, ни разу не упоминается его имя. Всегда только фамилия - д’Артаньян. Ну, и порой гасконец. Традиционно д’Артаньяна считают лишь литературным персонажем. А он существовал в действительности, хотя многое из его жизни великим писателем было и приукрашено.
Шарль Ожье де Бац де Кастельмор граф д’Артаньян родился 1611 году в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони. Его отцом был Бертран де Бац, сын мещанина Пьера де Баца, присвоившего себе дворянский титул после женитьбы на Француазе де Куссоль. Кстати, замок этот сохранился до сих пор. Ну, как замок? Скорее двухэтажная усадьба с легкими элементами укрепленности.
В Париж молодой гасконец приехал в 1630-х годах под фамилией своей матери Француазы де Монтескью д’Артаньян. В бумагах королевских составителей генеалогий найдена запись, что Людовик XIII лично пожелал, чтобы кадет гвардии Шарль де Бац носил именно эту фамилию в память об услугах, оказанных королю его дедом со стороны матери.
Реальный, а не книжный д’Артаньян вовсе не конфликтовал с кардиналом Мазарини, а напротив, пользовался его благосклонностью и покровительством и в 1646 году, когда рота мушкетеров была расформирована, стал его личным курьером и порученцем. И кардинал, и король Людовик XIV всецело доверяли ему и поручали секретные задания, нередко сопряженные с опасностью и даже требующие нарушения закона.
В 1658 году рота мушкетеров была создана вновь, а д’Артаньян стал ее лейтенантом.
С 1665 года в документах д’Артаньян начал именовать себя графом, хотя в действительности претендовать на такой титул он не мог. Однако король не только закрывал на это глаза, но и в 1667 году повысил его в звании до капитан-лейтенанта мушкетеров. Еще через пять лет гасконец вырос в звании до полевого маршала, что соответствовало генерал-майору, а всего через год, 25 июня 1673 года, был убит пулей в голову при осаде города Маастрихта в Нидерландах.
Его смерть была воспринята как большое горе и в армии, где гасконца уважали, и при дворе. Маршал д’Эстрад об этом сказал: «Лучших французов трудно найти». А король написал: «Я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы».
В отличие от д’Артаньяна в версии Дюма, реальный мушкетер не был влюблен в бакалейщицу Констанцию Бонасье, а вполне благополучно женился на знатной Анне Шарлотте Кристине де Шанлеси, которая родила ему двух сыновей. Впрочем, в королеву Анну Австрийскую он действительно тайно был влюблен. Кстати, знаменитая история с алмазными подвесками в реальной истории действительно происходила, но с точностью наоборот. д’Артаньян не возвращал их во Францию из Англии, а тайно отвозил этот дар королевы герцогу Джорджу Вильярсу Бекингему.
Еще одна выдумка Дюма – это беззаветная дружба д’Артаньяна с Атосом, Портосом и Арамисом, хотя они были тоже совершенно реальные людьми и даже его подчиненными по мушкетерской службе.
Атос – это Арман де Силлег д’Атос д‘Отевиль. Он был вовсе не графом, а бедным гасконским дворянином и родственником капитан-лейтенанта мушкетеров Армана-Жана дю Пейре, графа де Тревиля. Примерно в 1638 году он приехал в Париж, а спустя 3 года поступил на службу. Ни 10, ни 20 лет спустя, как пишет о нем Дюма, с Атосом ничего произойти не могло, потому что в 1643 году он был убит. По одной версии он поспешил на помощь д’Артаньяну, на которого напали наемные убийцы, а по другой просто на дуэли. Но в том и другом случае случилось это на рынке Пре-о-Клер в Париже.
Полное имя Портоса – Исаак де Порто. В отличие от д’Артаньяна, он не был гасконцем. Портос родился в 1617 году с Беарне в семье богатого землевладельца и нотариуса. Дед мушкетера по одной версии был поваром при дворе Генриха Наваррского, а по другой – рядовым аркебузером. В 1650 году Портос возвратился из Парижа в Беарн и стал начальником арсенала крепости Наварран, прожил до 1712 года и умер в возрасте 95 лет. По поводу семейной жизни Портоса также есть две версии. Первая – это женитьба и семеро детей, а вторая – он никогда не был женат.
Арамис тоже не гасконец, а беарнец. Он был двоюродным братом Де Тревиля и, соответственно, родственником Атоса. Арамис, а если точно, то Анри д’Арамиц в 1641 году поступил в мушкетерскую роту, через 10 лет покинул службу и жил в Беарне с супругой из рода де Беарн-Бонасс и тремя сыновьями. По одним сведениям он умер в 1672-м, а по другим – в 1674 году. Также имеются сведения, что некоторое время Арамис был светским аббатом, но они не имеют достаточных подтверждений.
Существовал в действительности и еще один яркий персонаж романа Александра Дюма – графиня де ля Фер, она же – леди Винтер, она же миледи. Но женой Атоса она не была и не могла быть, потому что жила на 150 лет позже описанных событий, хотя и имела отношение к скандальной истории с подвесками королевы, но совсем другой. Ее полное имя - Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа, графиня де ла Мотт.
В 1785 году королева Мария-Антуанетта – супруга Людовика XVI – заказала парижским ювелирам бриллиантовые подвески стоимостью 1,6 миллионов ливров. Графиня де ла Мотт, считавшая близкой подругой королевы, рассказала кардиналу де Роанну, что Мария-Антуанетта в тайне от мужа заказала подвески, но заплатить за них не может и боится гнева короля, и поэтому просит кардинала стать ее доверенным лицом. В качестве доказательства графиня предъявила поддельное письмо королевы. Кардинал потребовал дополнительных доказательств, и де ла Мотт устроила ему встречу в полутемной комнате с королевой, роль которой играла нанятая актриса. Кардинал поверил, выкупил подвески и передал их де ла Мотт. К королеве подвески не попали.
Вскоре мошенничество вскрылось, но графиня успела передать подвески мужу, а тот бежать в Англию и продать их по частям. Саму же Жанну судили, подвергли публичной порке, выжгли на плече лилию и пожизненно заключили в тюрьму Сальпетриер.
Через 10 лет ей удалось бежать (не исключают, что не без помощи королевы) и добраться до Англии. В 1791 году она приняла постучавшего в дверь мужа за агента французского правительства, в припадке умопомешательства выбросилась в окно и через несколько дней умерла. Так указано в словаре Брокгауза и Эфрона.
Но в изданных в 1882 году в «Русском архиве» воспоминаниях баронессы Марии де Боде указано, что в 1812 году графиня де ла Мотт появилась в России и приняла подданство в качестве графини де Гаше. До 1824 года она жила в Петербурге, пока об этом не стало известно императору Александру I, который после беседы с ней фактически сослал ее в Крым вместе с баронессой Юлианой Крюденер и княгиней Анной Голициной.
В 1826 году де Гаше - де ла Мотт – умерла в Крыму и была похоронена неподалеку от Гурзуфа. Она завещала после смерти не обмывать ее тело и не переодевать, но по каким-то причинам просьба выполнена не была, и на плече покойницы обнаружили клеймо в виде лилии, а шкатулка, в которой должны были храниться остатки подвесок, оказалась пустой.
Да, и знаменитое артековское привидение – Белая Графиня, охраняющая спрятанное в земле сокровище – это как раз та самая миледи, образ и историю которой использовал Дюма в своих «Трех мушкетерах».
Вот такая почти альтернативная история получилась у Александра Дюма. Но ведь интересная же, тысяча чертей!