Тернополь: затянувшееся освобождение от фашистов…

75 лет назад, 15 апреля 1944 года части Красной Армии в ходе тяжелых боев уничтожили 12-тысячную группировку засевших в Тернополе гитлеровцев и прислуживавших им укро-карателей из дивизии СС Галичина. Увы, надежно уничтожить «миазмы» «коричневой чумы» не удалось в этом регионе и до сих пор…

Весна 1944 года ознаменовалась новым широкомасштабным наступлением советских войск – преимущественно на территории Правобережья Днепра. К 10 апреля была освобождена Одесса и Николаев, началась операция по освобождению Крыма.
А в направлении Карпат, в ходе так называемой Черновицко-Проскуровской операции, с 4 марта начались активные действия 1 Украинского фронта под командованием тогда уже маршала Жукова. 
Одной из ключевых точек вражеской обороны и стал город Тернополь. Впрочем, на тот момент он носил еще старое название – Тарнополь, происшедшее, скорее всего, от фамилии польского магната, основавшего городскую крепость в середине 16-го века.
С тех пор регион успел побывать под ну очень многими государствами. Речь Посполита, Австро-Венгрия, Польша – пока в 1939 году вместе с остальной Западной Украиной его не присоединили к Украине советской.
Сам Тернополь к тому времени представлял собой крупный железнодорожный узел – и сам Гитлер называл его «воротами в Рейх». Потому и приказал своему воинству удерживать его до последней возможности.
По сути, нашим войскам пришлось брать его дважды. Первая попытка была произведена еще 9-10 марта – и почти увенчалась успехом. Но Красной Армии просто не хватило сил – гитлеровское командование начало мощную контратаку против всего 1-го Украинского фронта – и Жукову пришлось забрать из состава войск, штурмовавших Тернополь, большую часть бойцов. Так что оставшимся пришлось приступить к планомерной осаде – после полного окружения города к 24 марта.

***

Попавшая в полноценный «котел» 12-тысячная группировка фашистов сдаваться не собиралась. Более того – горела желанием устроить советским воинам «Сталинград наоборот» (или, как говорили сами «фрицы» - «малый Сталинград») – превратив каждое мало-мальски крепкое здание в «мини-крепость», вроде знаменитого «дома Павлова» в «городе на Волге».
Можно сказать – врагам это во многом удалось. Конечно – до так и не сдавшегося врагам Сталинграду Тернополю было очень далеко. Но, все же, его пришлось брать практически 2 недели – с непрерывными и тяжелыми уличными боями. 
Впрочем, понапрасну жертвовать жизнями наших бойцов командование не собиралось – так что, при любой возможности, использовало для поддержки атак артиллерию и авиацию, превращая укрепленные пункты фашистов в груды строительного мусора. Так что, в конце концов, по воспоминаниям фронтового корреспондента «Красной звезды» и знаменитого советского писателя и поэта Константина Симонова, город был практически превращен в руины.

***

В связи с этим может возникнуть вопрос – а почему в этой ситуации Красная Армия действовала именно такими методами – освобождая город с тяжелыми уличными боями, неизбежно сопровождавшимися большими разрушениями? 
Ведь ранее, практически с начала широкомасштабного наступления наших войск с лета 1943 Верховное Главнокомандование при любой возможности избегало такой тактики. Предпочитая больше «выдавливать» гитлеровцев из крупных населенных пунктов, чтобы максимально сохранить их инфраструктуру. А здесь почему-то получился «малый Сталинград»?
Думается, на это было несколько взаимосвязанных причин. Главная из которых – весьма «специфический контингент» «освобождаемого» города. Конечно, в сводках Совинформбюро и школьных учебниках советского времени без тени сомнений сообщалось об «освобождении советского Тернополя». Вот только местные жители, как минимум, в значительной мере, имели на этот счет «особое мнение».
Действительно, ведь нашествие фашистских полчищ было встречено на Западной Украине практически ликованием! Ну как же – ведь вместе с «воинством непобедимого фюрера» на советскую землю пришли и надевшее мундир Вермахта националистическое отребье, организованное в батальоны образца знаменитого «Нахтигаля» под командованием будущего «обер-палача» УПА Романа Шухевича.

***

Но, конечно, не стоит представлять ситуацию так, что человеконенавистический украинский национализм был якобы «принесен в «мирную неньку» на немецких штыках». Нет – он и без оных процветал в Галичине ну очень пышным цветом. И первые еврейские погромы там прошли еще в самые первые дни немецкой оккупации – которые весьма многие местные нацисты воспринимали как «освобождение от советского ига». 
В этой связи достаточно красноречиво говорит сама за себя цифра убитых тернопольскими «наци» за 6 дней июльского погрома евреев – почти 4 тысяч. Да, на первый взгляд, это, вроде не очень много (если, вообще, это слово применимо в отношении жертв геноцида) – в сравнении с тем же Львовом, где погибших было сравнимое количество.
Но ведь численность то населения Львова в 1939 году составляла 330 тысяч человек, а Тернополя – всего 39 тысяч! Почти в 9 раз меньше. То есть, доморощенные тернопольские «укро-патриоты» умудрились уничтожить за неполную неделю больше 10% населения своего города. 
Заметим – практически без помощи даже «старших братьев» из СС. Последние, несмотря на полное «освобождение от химеры, именуемой совестью», все же, гнушались просто таки запредельной кровожадностью таких «отморозков», как ревнители «Великой Соборной Украины» под патронатом «Великого Рейха». 
Может, кстати, потому Гитлер и «прикрыл» ее идею спустя несколько недель после начала войны. С одной стороны ведь не помешает «иметь на поводке» стаю верных «цепных псов» – но если эти псы оказались просто «бешеными»? Так и до неприятностей недалеко – могут и хозяина покусать. 
Так что после формального «запрещения» Организации Украинских Националистов (на деле – просто изменения ее «формата» с открытых союзников Рейха на союзников «скрытых») немцы решили держать укро-нацистов  на своей службе лишь при условии жесткого контроля. С целью чего в 1943 году ими была создана дивизия Ваффен СС Галичина, отличившаяся карательными акциями с сопутствующими зверствами против не только мирных советских граждан – но и французов, словаков, югославов и других участников антигитлеровского Сопротивления. 

***

Кстати,  3-й батальон 4-го полка дивизии этих «патриотов незалежной Украины», дававших почему то присягу на верность лично «фюреру германского Рейха», и находившихся под командованием немецкого же офицера Митшерлинга, тоже помогал засевшим в Тернополе фашистам отражать атаки наших войск. Надолго правда, стойкости этому сброду не хватило – уже 5 апреля сии горе-«вояки», способные лишь проводить карательные операции против мирного населения, сдались Красной Армии. 
А вот немцы – надо отдать должное их стойкости – оборонялись после этого еще 10 дней. И пошли на прорыв к своим основным силам лишь тогда, когда уже стало понятно, что города им не удержать. Впрочем, прорваться удалось всего 55 гитлеровским пехотинцам – без единого офицера. 
Всего из 12 тысяч немецкого гарнизона половина была уничтожена – половина взята в плен. А так, потери Вермахта в ходе Проскуровско-Черновицкой операции (и то, лишь с 4 по 31 марта) составили 183 тысячи убитых и почти 25 тысяч пленных. В то время, как Красная Армия потеряла всего 45 тысяч бойцов – впятеро меньше.

***

Но все же – неужто Тернополь пришлось брать так долго и с таким трудом лишь потому, что немцы там собрались какие-то «особенные»? Да нет – Вермахт всегда славился своим «орднунгом», и способностью воевать даже в в общем, безвыходной и бесперспективной ситуации. Вроде той, когда Красная Армия уже брала Берлин - а шансов на победу у Гитлера не было от слова совсем.
Так что и в Одессе, и в Севастополе, и в Тернополе окопавшиеся гитлеровцы были одинаково дисциплинированными и «мотивированными» к ведению боевых действий. Вот только местное население было разное. 
В действительно советских городах оно ненавидело оккупантов. А потому и помогало действию партизанских отрядов и подполья, которые наносили врагу удары с тыла, указывали наступающим советским частям уязвимые места во вражеской обороне.
А вот в Галичине идеи украинского нацизма, по сути практически ничем не отличающегося от нацизма германского, цвели очень пышным цветом. Как и поддержка «воинства непобедимого фюрера».
Не только в виде охотного вступления местных молодых нацистов в ряды СС Галичина - но и в виде простой симпатии к гитлеровцам. И, соответственно, антипатии к их антагонистам – советским бойцам. Потому и пришлось штурмовать Тернополь 2 недели – а не, фактически, один неполный день, как Одессу.
И после формального изгнания «дипломированных» фашистов из древнего города ведь фашизм оттуда, по сути, никуда не ушел. Кровавые палачи из ОУН-УПА еще несколько лет творили свои зверства при активной поддержке, как минимум, значительной части местного населения. Не стопроцентной, конечно – но все же. 
Потому, правда, их частично выбили – частично они сами прекратили сопротивления после объявленной при Хрущеве амнистии. Только ж ведь формальное сложение оружия – еще не отказ от человеконенавистнической идеологии в собственных мозгах. Пусть даже на словах ты клянешься в «верности идеалам дружбы народов» – как это делали в советское время нынешние «записные патриоты» из «творческих союзов» (писателей, композиторов, исполнителей) бывшей Украинской ССР, ныне ставшие главными идеологами самой «пещерной» формы украинского нацизма.

***

Вообще, в годы «незалежности» Тернополь, по сути, стал «Бандерштадтом №2» - после признанной «бандеровской столицы» Львова, конечно. Тернопольские депутаты прилежно повторяют за «гегемонами» все их шаги по возвращению к жизни нацистской идеи и практики. 
Регулярная отмена празднования Дня Победы 9 мая, с объявлением его «днем скорби» (по безвременно погибшему из-за этого фюреру, надо думать?), переименование улиц и площадей, названных именами советских освободителей, в честь нацистских преступников, приравнивание оставшихся бандеровских и эсесовских недобитков к «участникам боевых действий»… 
Кстати, хотя в честь конкретно Гитлера и его соратников в городе еще не решились назвать какой-нибудь сквер – но улица в честь «дывизийныков» СС Галичина там уже есть. Как и монумент ее «героическим бойцам» – которые, впрочем, вменяемые граждане регулярно обливают краской. 
А что – «выставление на одну доску» украинских эсесовцев с «упашниками» среди галичан никакого «когнитивного диссонанса» не вызывает. Это Вятрович в своем «Институте национальной памяти», по рецептам от «Министерства Правды» из оруэлловской антиутопии «1984» пытается создать «альтернативную историю», в которой бандеровцы якобы «боролись за независимость Украины не только с Советами, но и Гитлером». И даже вроде бы «наносили немцам многотысячные потери» – о которых, правда, сами немецкие архивы не хранят ни одного упоминания. 
У настоящих же «гегемонов» этой самой «независимости» такие сказочки вызывают разве что улыбочку. Понятно ведь, что «Великая Соборная Держава Украина» с первого дня своего квази-существования в 1941 году была союзником Третьего Рейха. И идти на службу к его фюреру галицким укро-патриотам было совершенно незазорно. 
Ну а когда Рейх «приказал долго жить» – СС Галичина перешла под патронат другого «Великого Рейха» - западного. И продолжила вредить народу Советской Украины вместе со своими прежними якобы «врагами» – из якобы «враждовавшей с Гитлером» УПА. Просто уже под другими «знаменами», вернее – под другими хозяевами.
И одна из самых «пещерно-нацистских» украинских партий, «Свобода» Олега Тягнибока, первоначально отличавшаяся от гитлеровской НСДАП лишь «перестановкой мест слагаемых» (ее назвали не «национал-социалисткой» а «социал-националистической») тоже привычно набирает в Тернопольском облсовете устойчивое большинство. Которого не имеет даже во Львове – где местные «патриоты», все же, пытаются выглядеть в глазах европейцев более респектабельно. 

***

Так что освободить Тернополь 75 лет назад удалось лишь от вооруженных фашистов с «немецкой пропиской». Однако, увы – не от фашизма в целом, который там оказался лишь чуть «загнан в подполье» при Советской власти, но вновь расцвел пышным цветом после ее поражения в 1991 году. 
Но, право, в этом вина не доблестных советских воинов, положивших свои жизни на алтарь Победы. Зато на наших плечах лежит обязанность довершить начатое нашими дедами и прадедами – освободив хотя бы советскую землю от гниющих остатков миазмов «коричневой чумы», в какие бы «незалежно-европейские» ризы она не рядилась. 

5
1
Средняя оценка: 2.73028
Проголосовало: 393