Украина: куда пойдет «темная лошадка»?
Украина: куда пойдет «темная лошадка»?
21 апреля во втором туре президентских выборов на Украине Владимир Зеленский победил с огромным отрывом действующего президента Петра Порошенко. Запад эту победу признал, чем сделал сценарий устранения победителя радикальными националистами маловероятным. Но это, пожалуй, единственный определенный момент интриги с новым лидером «незалежной». Его дальнейшие шаги, как и раньше, являются больше предметом догадок…
На первый взгляд итоги выборов действительно уникальны для постсоветской Украины. Еще ни разу в ее «незалежной» истории кандидат в президенты не побеждал оппонента со столь разгромным преимуществом – 73 с лишним процента у Зеленского против 25 «с хвостиком» у Порошенко.
К тому же «шоколадному гетману» не удалось получить большинство ни в одном украинском регионе. Кроме, разве что, «колыбели укро-бандеровщины» – Львовской области. Да еще, пожалуй, в Антарктиде – где на полярной станции за «гаранта» проголосовало 8 ее обитателей против 4.
Зато результат Зеленского – более, чем внушителен. Юг и Восток Украины дал ему в целом, от 80 до 90% своих симпатий, меньше всего – киевляне (60%) и галичане (около 50%).
Казалось бы, сбылась заветная мечта украинских незалежных политиков с их лживым лозунгом «Схид и Захид разом!» (Восток и Запад вместе) – на всех предыдущих президентских выборах заканчивающихся очередным расколом «великой европейской державы» как раз на прозападный Северо-Запад и пророссийский Юго-Восток.
Но все же радость тех укро-оптимистов, которые сравнивают поддержку Зеленского с таковой у Путина и Лукашенко, мягко говоря, преждевременна. Потому что в России и, отчасти, в Белоруссии большая часть избирателей действительно имеют консенсус, как минимум, по наиболее критическим вопросам политики своих стран. В российском случае, например – по теме Крыма и отражения западной агрессии против нашего государства.
А вот у избирателей «господина Зе» такого консенсуса не наблюдается. Разве что в плане отношения к Петру Порошенко – и то, больше в неприятии его личностных качеств, нежели олицетворяемой им политики.
Так, накануне второго тура голосования украинские социологи провели «срез» симпатий сторонников Зеленского. Итоги получились весьма удручающими.
56% из этого числа поддерживают вступление Украины в НАТО, а 35% - выступают за внеблоковый статус; 52% - будут требовать поддержки украинского языка, 41% - равных возможностей для всех языков; 47% - поддерживают реформы, ориентированные на внедрение рыночных механизмов, 41% - госконтроля в экономической сфере.
***
Грубо говоря, это даже не классические «Лебедь, Рак и Щука» из басни Крылова. Там у этих «соратников» присутствовал хотя бы «демократический минимум» в виде трех разнонаправленных сил - комбинацией которых относительно друг друга еще можно было как-то надеяться сдвинуть злосчастную повозку с места, пусть и с небольшой скоростью.
Но «среднее арифметическое» между диаметрально противоположными чаяниями избирателей Зеленского могут привести либо к «топтанию на месте» – либо к метанию то в одну, то в другую сторону. Хотя, в общем, это и есть «многовекторность» – из которой украинские «гетманы» до окончательно «свихнувшегося» на радикальном западничестве Порошенко, умудрялись кой-как обеспечивать себе любимым и своей «великой державе» «кормовую базу».
Даже казалось бы, однозначно объединяющая украинцев идея – прекращение войны на Донбассе – имеет в головах разных ее сторонников ну очень различное звучание. Часть (увы, меньшая) согласна на предоставление свободолюбивым республикам автономии и даже полной независимости. Но немало мечтают и о «мирном» варианте разрешения проблемы чужими руками, западных «миротворцев» - которые бы преподнесли Киеву этот регион «на блюдечке с голубой каемочкой».
Подавляющая часть украинцев грезит о снижении коммунальных тарифов. Но при этом не прочь получить и вожделенное «еврочленство». Хотя как раз «мировые цены на газ» для украинцев – это даже не столько требование МВФ (который выступает в этом вопросе просто «агентом влияния» коллективного Запада) – сколько именно Соглашения об Ассоциации с ЕС, за которую по версии официальной пропаганды «стояли на Майдане лучшие сыны и дочери Украины».
Ведь Евросоюзу Украина нужна, в лучшем случае, как «рынок сбыта» – а не конкурент в производстве высокотехнологической продукции. Да и не очень высокотехнологической тоже.
А если газ будет продаваться за грошИ – доступ к нему будут иметь не только рядовые граждане, но и олигархи. Продукция заводов которых будет дешевле – и конкурентоспособнее на мировых рынках. А оно европейцам (да и американцам тоже) надо?
Вот и повысил Киев цены на газ для населения уже в 10 раз по сравнению с «преступным режимом Януковича» – а западные столицы требуют, чтобы повышения шло и дальше, раз так до 15 минимум.
Понятно, что с точки зрения даже аполитичного рационализма иметь «компенсацию» за фактическое уничтожение украинской промышленности (и все более скорую перспективы превращения «неньки» в «великую аграрную державу» с возможностью прокормить от силы 10-15 млн человек) в виде лишь «безвизового» режима для желающим выносить «утки» из-под европейских старичков жителей «незалежной» – это значит даже не «продешевить».
Это уже откровенный «мазохизм» – с получением искренней радости по причине того, что тебя «кинули» с запредельным цинизмом. Но и ощущение этого «кидалова» зомбированным украинцам помогают пережить регулярные новостные сводки насчет «российской агрессии на Донбассе» с целью «захватить неньку» - которые срываются исключительно из-за доблести противостоящих «агрессорам» «киборгов».
***
Вообще, пока что ожидать от Зеленского каких-то конкретных шагов в любом направлении, по меньшей мере, несвоевременно. Да и, в самом деле – в качестве кого он эти шаги будет предпринимать?!
Президента? Так им еще юридически является Порошенко, инаугурация ориентировочно намечается на середину мая – но может быть отодвинута максимум и до 3 июня.
Конечно, западные лидеры с максимальной быстротой поздравили победителя – тем самым в значительной степени обезопасив его от попыток узурпации победы, а то и физического устранения со стороны действующего «гаранта».
Ну так ведь в современной, самой «демократической» на свете Украине есть же еще и немало вооруженных людей, мало обращающих внимание на официальные власти.
Например, 21 апреля, аккурат в день голосования, в небольшом поселке под Киевом 23-летний каратель, находящийся в увольнении, за столом поспорил по актуальным политическим вопросам со своим родным 60-летним дядей. Итог – 8 ножевых ранений в шею, от чего пожилой человек практически сразу же скончался.
А ведь этот «отморозок» служил даже не в нацистском батальоне, вроде «Донбасса» или «Азова» – а в обычной военной части украинского «вийска». Можно только представить, какие «кадры» носят оружие в полубандитских структурах «демократической» Украины.
***
Вообще, как кажется, ожидать возможное изменение украинской внутренней и внешней политики надо отслеживанием не только и не столько каких-то шагов или даже только заявлений Зеленского. Отслеживать надо «информационное пространство» – в первую очередь, телевизионное. Хотя, социальные сети, конечно – тоже.
Помнится, например, как пару лет назад, когда немалая часть радикальных нацистов уже всерьез готовилась к организации «третьего Майдана» против Порошенко – в Фейсбуке произошел небольшой, но очень «ударный» слив от «волонтерши» Лилии Украинской. Где очень доходчиво объяснялось, что немалая часть так называемых «добровольцев» и «патриотов Украины» на самом деле являлись обычными бандитами и мародерами, к которым «честные волонтеры» боялись заглядывать даже мельком.
Вскоре каратели попритихли – и уже начавшая набирать обороты кампания по их разоблачению официальным Киевом была свернута.
И Майдан в 2013-14 годах ведь случился не просто так. Во всяком случае, перерос из малозаметной выходки кучки киевских студентов в полноценный мятеж. Основная причина – что на подавляющем большинстве украинских телеканалов шла массированная пропаганда «народного восстания».
Думается, и в настоящий момент для анализа возможных изменений политики Киева после того, как совершится инаугурация Зеленского, надо максимально тщательно следить за содержанием новостей, ток-шоу, аналитических программ на популярных украинских телеканалах.
Будут там «петь прежние мантры» о «российской агрессии» и «европейском выборе Украины» – значит, и Зеленскому уготована роль всего лишь «новой надежды» в рамках «перезагрузки» уже однозначно скомпрометировавших себя политических подходов.
А вот если там будут все шире популяризироваться другие, более трезвые подходы – можно будет говорить и о каких-то возможных новых тенденциях. Собственная же роль Зеленского может, как минимум, поначалу, заключаться разве что в снятии слишком уж «драконовской» цензуры в укро-СМИ – через контролируемый в первую очередь президентом Нацсовет по телевидению и радиовещанию. А также - обеспечение более «лояльного» отношения к тому, что ныне именуется «пророссийской пропагандой» со стороны СБУ, контроль за выступлениями «диких» (на самом деле – «прикормленных» силовыми ведомствами) нацистов и еще кое-что по мелочевке.
В противном случае, попытка каких-то мало-мальски значимых шагов по изменению прежней самоубийственной украинской политики может привести к очень большим неприятностям для новоизбранного президента.
Тем более, что уходящий «гарант» уже вознамерился протащить через Верховную Раду закон об импичменте главы государства – который не подписывался предшественниками Порошенко, боявшимися возможного отстранения от власти, на протяжении больше 20 лет. А наличный состав Рады – это такой бандеровский «паноптикум» – что «клейма негде ставить», им проголосовать за отстранение лидера страны от должности про причине якобы его «зрады» – раз плюнуть.
***
Есть ли признаки возможной подготовки в медиапространстве к изменению общественного мнения? В общем-то, некоторые есть. Собственно, на каналах легальной оппозиции вот уже больше пару лет выходят аналитические программы, вроде той, которую ведет бывший соратник Ющенко, экс-министр транспорта Евгений Червоненко. Многие серьезные вещи – и о «дружественном» отношении к Украине Запада и необходимости улучшения отношений с Россией там называются ну очень своими именами.
На днях о необходимости нормализации отношений с РФ заговорил и первый президент Украины Леонид Кравчук. Сам этот политик, конечно, из тех, кто «никто и зовут его никак». Но чего у него не отнимешь – так это потрясающего «нюха» на очередной доминирующий запрос в политике Киева.
Ну и, наконец, тот же днепропетровский олигарх Коломойский, считающийся одним из основных спонсоров Зеленского, в интервью собственным и «внешним» СМИ допускал мнения, сильно идущие в разрез с предыдущей радикально-бандеровской политикой. Например – о том, что на Донбассе идет гражданская война – а не «отражение российской агрессии».
Еще более радикальным кажется его предложение «не бояться дефолта» – то бишь, объявления официального банкротства Украины. Ведь уже в этом году только на уплату процентов по гигантскому внешнему долгу Киев должен будет заплатить где-то около четверти годового бюджета. А чтобы найти для уплаты валюту – вновь идти на поклон к МВФ, с его требованиями людоедских «радикальных реформ».
Если хотя бы эти два тезиса будут с постепенным нарастанием озвучиваться и обсуждаться хотя бы в медиаимперии Коломойского (а это где-то треть украинского телепространства) – можно надеяться и на соответствующее их отражение в официальной политике нового президента. Если нет – тогда возможны варианты…
***
Разумеется, все вышесказанное не означает, что Украина должна быть предоставлена самой себе. Нет конечно – ведущие мировые игроки будут за нее бороться. Как водится – «кнутом и пряником».
Запад начал с формального «пряника» – признав победу Зеленского на выборах. Россия (впрочем, формально еще до второго тура) – с «кнута», грядущего с 1 июня запрета на экспорт на Украину российских нефтепродуктов, составляющих около 40% «незалежного» рынка. А с учетом белорусских поставок (которые по происхождению – те же российские) – так и все 70%.
Попытка диверсифицировать поставки Киевом неизбежно приведет к подорожанию бензина – и росту и так уже часто превышающих мировые цены на товары и услуги. Так что договариваться новой украинской власти придется – «надувать щеки» относительно мнимой «независимости от российских поставок» обойдется слишком дорого, во всех смыслах этого слова.
Но, в общем, если даже для начала удастся вернуть Украину в рамки хотя бы прежней «многовекторности» от прежнего радикально прозападно (и такого же радикально антироссийского) курса – это тоже будет немало. А там – посмотрим…