Зеленского признали победителем президентской гонки, но… пока еще не президентом

30 апреля украинский Центризбирком, наконец, обнародовал официальные данные 2-го тура президентских выборов на Украине, признав победителем Владимира Зеленского. Впрочем, это еще не означает, что ему удастся вступить в должность в ближайшем обозримом будущем. Да и будет ли к тому времени за этой должностью хоть какие-то реальные полномочия…

Формально победа комика и шоумена, «переигравшего» «матерого зубра» незалежной политики Петра Порошенко в итоговом заявлении ЦИК выглядит еще более внушительно, чем по предварительным данным – 73.22% против 24.45% голосов у оппонента.
Однако постановление Центральной избирательной комиссии Украины еще не является основанием для выдачи Зеленскому вожделенного президентского удостоверения. А также всех прочих положенных регалий и протокольных мероприятий – вроде принятия присяги, приема парада подразделений основных родов войск украинского «вийска», возложение президентской ленты и прочих атрибутов. 
Последние сами по себе, вроде, и не столь важны, как волеизъявление без малого ¾ избирателей – но, однако ж, без них полноценным главой государства не стать. Да и неполноценным тоже – до окончательной передачи власти оная будет находиться в руках «злочинного попередника» («преступного предшественника», то есть) – как обычно называет каждый новоизбранный незалежный «гетман» «гетмана» предыдущего».  

***

Собственно, новый президент вступает в должность лишь после инаугурации. Которая, во-первых, должна состояться в срок не позже, чем месяц со дня официального оглашения результатов выборов. То есть, получается, не позже 30 мая. А это очень существенный момент – но об этом чуть позже.
А, во-вторых, присягу новоизбранного главы государства должен принимать в Верховной Раде председатель Конституционного Суда. Им с прошлого года является Святослав Шевчук – но «кресло» под ним уже зашаталось. Формально – даже чуть раньше даже первого тура выборов, 21 марта, когда трое судей КСУ потребовали его отставки за «чрезмерную политизацию работы суда». Как будто подобный институт в принципе может работать в каком-то «политическом вакууме» – разбирая жалобы политиков на «нарушения Конституции», а, фактически, друг на дружку.
С другой стороны, несложно догадаться, что «путч» тройки «конституционных судей» был инспирирован командой Порошенко, может быть, и не против конкретно Зеленского (хотя социологи уже тогда давали ему уверенное первое место) – но против любого конкурента «шоколадного гетмана» так точно. 
Именно владелец конфетной фабрики «Рошен» (до его «прихватизации» она носила имя Карла Маркса) – единственный, кто получает бонусы в случае отсутствия главы КСУ на фоне своего проигрыша на выборах. Ведь в случае, если присягу новоизбранного «отца нации» принять некому – его обязанности продолжает исполнять «отец» наличный. 
Оно-то, конечно, если бы подобная коллизия возникла раньше – никто бы насчет нее особо и не «парился». Организовали бы очередной «майдан» (точнее – очередную «серию» уже начавшегося), как в 2004 и 2014 годах – да и все дела, вынесли бы проигравшего. Или даже и выигравшего – как Янукович во втором туре голосования 2004 года, но непризнанного путчистами и «Вашингтонским обкомом.
Но сейчас то ведь ситуация другая. В «великой незалежной державе» действительно незалежных от «благословенного Запада» политиков, идущих в президенты, просто не было. А потому Вашингтон с евростолицами категорически запретили местным «активистам» (точнее – финансирующим их олигархам) жечь шины и кидаться «коктейлями Молотова» в столице «неньки».
Так что если бы даже стоящий за Зеленским олигарх Коломойский «тряхнул мошной» на активизацию закупленных им «на корню» еще в 2014 году «свидомых» карателей-бандеровцев – на Западе бы этого не поняли. Посему укро-избиратели с нетерпением ждут окончания интриги с председателем Конституционного Суда – «дело» которого было перенесено с 25 апреля на 14 мая. 
Тем более, что судьи-«смутьяны» ведь и не требуют невозможного, мобилизации судейского большинства за какую-то устраивающую всех кандидатуру – им бы лишь наличного главу убрать, а сам суд – «обезглавить». Для обычной работы (и получения немаленькой зарплаты) хватит и заместителя. 
А нового председателя можно пытаться избрать «до новых веников» – благо, есть соответствующий опыт избрания нового Папы Римского конклавом кардиналов, в прошлые века иногда растягивавшийся на целые годы. И все эти годы «конституционно-судебного безвластия» Украиной формально должен править Порошенко – в качестве некоего «местоблюстителя», как называют «и.о.» умершего Патриарха в Поместных Православных Церквах до вступления в сан новоизбранного. 

***

Конечно, до такого откровенного «фарса» противники Зеленского, наверное, дело постараются и не доводить. Но припугнуть лидера избирательных симпатий этим все же можно. Как и другим важным моментом – датой его инаугурации.
Ведь, как упоминалось выше, она теперь может быть произведена и 30 мая включительно. А 27 мая истекает последний срок, когда Зеленский может распустить Верховную Раду, в которой у него нет не то, что большинства – но даже оформленной и влиятельной группы «лоббистов», не считая «ситуативных союзников»-перебежчиков от команды Порошенко.
Вообще, «произвести перезагрузку» Рады, в принципе, может захотеть не только Зеленский – но и тот же Порошенко. Расставшись с «перебежчиками» и прочим «балластом» – при этом получив мощную депутатскую группировку, с помощью которой он мог бы претендовать и на пост премьер-министра.
А ведь именно последний в рамках действующей Конституции в редакции 2004 года (кстати, и принятой тогда сторонниками уходящего Кучмы и его соратника Януковича, чтобы ограничить полномочия захватившего власть Ющенко) обладает на Украине реальной властью. 
Премьер назначает (с утверждением парламентским большинством, правда) всех министров – кроме главы МИД, обороны и СБУ. И даже губернаторов президент назначает и увольняет своими Указами только после соответствующей подачи Кабинетом министров. 
Неудивительно, что Юлия Тимошенко, жаждущая премьерства в 2006 году (но добившаяся его лишь годом позже) иронично замечала, что «после политреформы 2004 года полномочий у главы государства остается столько же, сколько и у «управдома».
Именно поэтому Янукович, став президентом в 2010 году, очень скоро отменил политреформу через Конституционный суд – восстановив первичную редакцию Конституции от 1996 года, где президент являлся едва ли не монархом. После последнего Майдана этот документ опять «откатили» (или «апгрейдировали»?) до редакции 2004 года – превратив Украину в парламентско-президентскую республику. Если, конечно, данный термин вообще применим к плохо «заретушированной» нацисткой диктатуре.
Конечно, Порошенко был отнюдь не «номинальным» президентом. Но за его статусом стояло не какое-то «уважение» остальной элиты – а солидная фракция Блока Петра Порошенко в Раде – составляющая вместе с Народным Фронтом теперь уже экс-премьера Яценюка правящую коалицию.

***

Однако у Зеленского такой коалиции в действующем составе парламента нет – и она вряд ли появится. Во всяком случае, сама по себе – а не без воли контролирующих отдельные мелкие фракции и «одномандатников» олигархов.
Последние же делать это пока не спешат. И причина этого отнюдь не в обуянии ими какой-то внезапной неприязни к президенту-шоумену – и, соответственно, вспышке таких же внезапных симпатий к проигравшему Порошенко. 
Просто эта публика, как и один из ее «предтеч» времен Гражданской войны, Батько Махно, исходит из принципа «бей белых, пока не покраснеют – бей красных, пока не побелеют!». Олигархи-то и против Порошенко (как в 2014 году – и против Януковича) ополчились не за бандеровские «армию-мову-виру» и геноцид против народа Донбасса. Им просто не понравилось, что «кондитер» активно стал пытаться произвести себя в «Януковича №2» – и заделаться единственным крупным олигархом в пока еще стране.
Именно поэтому судьба Петр Алексеича и была решена – а большой бизнес поставил на Зеленского. Но, опять же, не ради поддержки его программы (которой, по сути, как не было – так и нет) – а просто, чтобы убрать с политического Олимпа «закусившего удила» другого коллегу-олигарха.
Но после триумфальной победы шоумена оказалось, что на него стал предъявлять почти эксклюзивные права его главный спонсор – Игорь Валерьевич Коломойский. Ну а смена на этого персонажа Порошенко – это для олигархии хрестоматийная «смена шила на мыло». 
Или даже похуже – уже из басни Эзопа, когда глупые лягушки променяли короля-чурбана на короля-аиста - который тут же стал нещадно поедать своих новых «подданных». Ведь не зря же именно днепропетровский олигарх все годы незалежности удерживал за собой «почетное звание» «рейдера №1» – как бы Пинчукам-Фирташам-Ахметовым вообще без штанов не остаться.
Конечно, Зеленский пытается убедить олигархат, что он для них не опасен, что не собирается быть марионеткой Коломойского, и, вообще, что он «белый и пушистый», и готов договариваться с «нужными людьми» по любым важным вопросам. 
Вот только репутация у Игоря Валерьевича такая – что верить ему просто боятся. Недаром же у него любимая пословица: «Долги отдают только трусы». Посему и пытаются другие нувориши создать более действенные «предохранители» – нежели «честное слово» хоть Коломойского, хоть даже Зеленского.

***

Потому-то разговоры о близких перевыборах Рады как-то заглохли. Эксперты при этом (возможно, «правильно проинструктированные»?) отмечают, что, дескать, даже если искусственный парламентский кризис, развал правящей коалиции, необходимый для досрочных выборов, попытаются организовать сторонники и Порошенко, и Зеленского – у них это может не получиться. 
Ведь оппоненты могут собрать в новую эрзац-коалицию «всякой твари по паре» – из мелких оппозиционных фракций и депутатов-мажоритарщиков, контролируемых олигархами – и коалиция, даже на один день, снова возникнет. А потом уже распускать Раду будет нельзя по Конституции – в октябре ж очередные выборы…
Попутно в качестве аргументов в переговорах между Коломойским и остальными толстосумами идет угроза принятия «закона об импичменте», лишения неприкосновенности одного лишь президента (а не одновременно – и депутатов с судьями), и акта, забирающего у главы государства права назначения даже нескольких «президентских» министров-силовиков и МИДа. 
Так что Зеленскому останется быть даже не столько «английской королевой» - сколько «украинским Додоном». Который только и может, что эпатировать сограждан-молдаван своими бесконечными пиар-сварами с правительством и конституционным судом.

***

Впрочем, в украинских СМИ есть и более оптимистичное для Владимира Зеленского мнение – согласно которому все затяжки с его инаугурацией служат одной-единственной цели. А именно – дать время членам проворовавшейся команды Порошенко «конвертировать» всю недвижимость в «звонкую монету» и вывести ее «за бугор» - причем, без риска «схлопотать» обвинение «западников» в «отмывании преступных доходов». И лишь после этого благополучно «свалить» из «горячо любимой неньки» проматывать в «забугорщине» «все, шо нажито непосильным трудом».
Во всяком случае, уже появились новости о срочной продаже особняков, принадлежащих Генральному Прокурору (и куму Порошенко) Юрию Луценко – против которого вовсю выдвигают обвинения на ТВ даже его нынешние подчиненные-прокуроры. 
Впрочем, все эти версии радикально друг другу не противоречат. В конце концов, «высокие договаривающие стороны», в лице Коломойского и других укро-олигархов, не настроены доводить дело до слишком уж острого кризиса. Да даже если бы и были настроены – так дядюшка ж Сэм «бдит», сразу может пригрозить «прищемить Фаберже» смутьянам, в виде их зарубежных активов и недвижимости. 
Так что, как говорят наши «небратья»-американцы – «запасаемся поп-корном - и смотрим представление до конца». При относительно «нерадикальном» варианте что-то окончательно станет ясно уже к концу мая.

5
1
Средняя оценка: 2.68
Проголосовало: 300