Кризис в Молдавии: неприятие олигархов объединило Запад и Россию

Сейчас в Кишиневе два правительства, два президента, «распущенный» парламент, принимающий важные законы. И единодушная поддержка Вашингтона, ЕС и Москвы новой парламентской коалиции, объединившей прежних заклятых врагов. 

После прошедших в Молдавии 24 февраля парламентских выборов в этой постсоветской республике образовалась «патовая» ситуация. Проще говоря, главные оппоненты, пророссийские социалисты, либеральные «западники» и националисты, ставшие «карманной» партией местного олигарха Влада Плахотнюка, набрали каждый около трети голосов. А для формирования правительства необходимо заручиться большей частью депутатских мандатов. 
Между тем, вышеуказанные политические силы хотели дружить, как хрестоматийные «кошка с собакой» – по вполне понятной диаметральной противоположности своих убеждений. Почти 3 месяца переговоров прошли безрезультатно. На горизонте замаячил призрак роспуска парламента с назначением досрочных выборов.
Но последние, скорее всего, привели бы лишь к потере немалых средств на свое проведение, при сохранении той же тупиковой ситуации. Во-первых, потому что симпатии избирателей за несколько месяцев вряд ли серьезно изменятся. 
Во-вторых, из-за того, что кампания будет, как и в этот раз, проведена по «смешанной», пропорционально-мажоритарной системе. Когда лишь половина депутатов выбирается по партийным спискам, а другая половина – на одномандатных округах.
Но понятно, что избранные там политики, чаще всего позиционирующие себя в качестве «просто хороших людей», якобы не связанных ни с одной партией, лишь «радеющие о благе Отечества» (ну да, «утром мажу бутерброд, думаю: а как народ?»), попав в парламент, на самом деле очень быстро «прибиваются» к «партии власти». 
Ведь близость к оной позволяет таким «одномандатникам», обычно бизнесменам, получать какие-то преференции для своего бизнеса. Ну и заодно лоббировать выделение каких-то «крох» из госбюджета для подкупа избирателей своего округа – для победы уже на следующих выборах.

***

Между тем, власть в Молдове вот уже десяток лет принадлежит Владу Плахотнюку, лидеру так называемой Демократической партии. По меркам даже Украины, не говоря уже о России, бизнесмену средней руки, хотя по молдавским стандартам его принято называть «олигархом». Ну да, для постсоветской республики с населением около 3,5 млн человек, как в крупной области нормального государства, и такой человек может прослыть «первым парнем на деревне».
Вот этот «первый парень» за последнее десятилетие практически «приватизировал» свою «деревню», превратив её в едва ли не личную «вотчину», подмяв под себя исполнительную и судебную власть. Президента, правда, поставить под контроль не получилось – им стал социалист Игорь Додон. Впрочем, отрыв от него во втором туре главной конкурентки, экс-министра образования и ярой «западницы» Майи Санду по кличке «принцесса Госдепа» был довольно небольшой – 48% против 52%.
Однако Плахотнюку от Додона было чаще всего «не холодно, и не жарко». Как только президент пытался вставить палки в колеса «теневому королю» Молдавии, тот запускал через подконтрольный парламент запрос Конституционному суду, где у него было все схвачено. А суд «временно отстранял» (формулировочка, прямо скажем, удивительная, если не сказать «идиотская») главу государства от власти, дабы нужный закон или назначение очередного ключевого чиновника подписал назначенный «и.о.».
Естественно, подобная деятельность просто не могла не «крышеваться» Западом – в противном случае, в Кишиневе очень быстро бы организовался очередной, уже анти-плахотнюковский майдан. Олигарх в качестве благодарности регулярно тявкал на Россию и особенно Приднестровье, а также «проводил евроинтеграцию». Вроде принятия в исконно православной стране закона о защите «голубых» и прочих «радужных» меньшинств от любой дискриминации, вплоть до разрешения преподавать в школах, сдавать кровь и т.д.
Сам же Плахотнюк под этим «соусом» занимался банальным «распилом бюджета». Сейчас, например, больше всего в Молдавии волнуются насчет миллиарда долларов, выведенных из трех «обанкротившихся» банков за рубеж, возмещать потери вкладчиков которых пришлось из государственного «кармана». Еще более печальной была судьба западной помощи, направляемой для «поддержки западного выбора» – она «дербанилась» практически на ходу.

***

Судя по всему, перспектива и дальше потворсвовать вороватому «союзнику» Западу не нужна. Ну а России откровенно русофобская политика от хозяина Демократической партии – тем более. 
В общем, в начале июня в Кишинев разными рейсами, но практически одновременно, прилетели еврокомиссар Йоханнес Хан, вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак и даже директор офиса Восточной Европы Госдепа США Брэд Фреден. В настоящее время – главный «смотрящий» от Вашингтона за всей Восточной Европой, включая Молдавию и Украину.
В результате праволиберальный блок ACUM и социалисты Додона, ранее не могшие терпеть друг друга, согласились образовать парламентскую коалицию. Это и произошло 8 июня, когда социалистку Зинаиду Гречаную избрали спикером парламента, а ту самую «принцессу Госдепа» Майю Санду – премьером. Несколько важных постов в правительстве получили и социалисты – как, например, вице-премьер по интеграции (занимающегося в том числе и Приднестровьем) и министр обороны.
Да вот беда – с таким раскладом, полностью отстраняющим его от власти, не согласился Влад Плахотнюк. Подконтрольный ему Конституционный суд тут же издал решение, что предписанный Конституцией 3-месячный срок, отводимый для переговоров о создании коалиции, следует отсчитывать от даты формального начала деятельности нового парламента, 7 марта. А не от 21 марта, когда депутаты реально собрались на первое заседание. Как будто такие переговоры можно начинать, не определившись даже еще «кто есть кто» в новом законодательном органе.
Заодно конституционные судьи (точнее – «беспредельщики») предписали президенту распустить парламент после этого срока и назначить внеочередные выборы. Хотя Конституция опять же говорит об этом достаточно обтекаемо и больше напирает на право, а не на обязанность главы государства прибегать к такой мере.
Додон распускать законодателей отказался, КС назначил очередного «и.о.» президента, по странной случайности – «плахотнюковского» премьера, должного после формирования нового правительства освободить свое кресло. Тот, естественно, парламент «распустил» и «назначил» новые выборы на 7 сентября. 
Так в крошечной «винодельческой» республике возникло самое настоящее «двоевластие». Прямо как после Февральской революции 1917 года в России, когда за власть соперничали и Временное правительство, и Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 
Соответственно, в Кишиневе теперь два правительства – старое, «плахотнюковское» и новое, сформированное 8 июня; два президента – законный и «и.о.»; и то ли действующий, то ли уже распущенный парламент.
Низовые звенья власти тоже не единодушны. Начальник полиции, например, заявил о признании прежнего правительства, за что тут же был уволен правительством новым. Армия сообщила о «намерении руководствоваться Конституцией», но что это означает на деле, похоже, не знает никто, в том числе, и сами военные.
Среди местных органов власти новую администрацию больше поддерживают в русскоязычных и гагаузских районах, а также во втором по величине после Кишинева городе Бельцы. Плахотнюка – в молдавоязычных регионах с более националистическим электоратом. 
«Теневой хозяин» Молдавии уже вывел на улицы своих «майдаунов» – их тут называют «цуциками», («собачками», шавками, то есть). Оппоненты пока альтернативные манифестации не устраивают, надеясь на победу мирным путем.

***

Можно сказать, шансы на это есть. После того, как новое правительство республики признали большинство европейских стран, США и Россия, «делать реверс» таким «титанам» из-за упорства какого-то там «местечкового супермена» как-то не комильфо.
Вон, тот же Вашингтон, например, выдал ордеры на арест украинских олигархов Коломойского и Фирташа, суммарное состояние которых превышает плахотнюковское на порядок, если не больше. И ничего, обвиненным остается лишь избегать выдачи в США всеми правдами и неправдами. 
Тем более, не обязательно сразу ордер выписывать. Можно наложить арест на зарубежные счета цепляющейся за кресла уходящей власти – мало не покажется. В феврале 2014 года всего лишь угроза такой меры живо лишила укро-президента Януковича большей части прежде верных сторонников.
Конечно, посылать в Молдавию батальоны «джи-ай» американцы не станут – не по чину. Но это, по большому счету, и не нужно – и так большинство офицеров «демократических» постсоветских режимов тесно связаны с американцами. 
И через механизмы сотрудничества с НАТО, и благодаря учебе в военно-учебных заведениях США, и просто после откровенной «вербовки» «старшими партнерами». Так что, как только будет команда «фас!», молдавская армия, сразу «правильно поймет», как следует понимать «верность Конституции», о чем заявляло ее командование.
ЕС и Россия тоже имеют не менее сильные рычаги влияния на Молдавию, экономика которой в значительной мере зависит от переводов местных «гастарбайтеров» из Европы и РФ. Перекрой кислород такой возможности – Плахотнюка спустя считанные месяцы (если не недели) вынесут из власти (если не вообще вперед ногами) даже его самые преданные сторонники-националисты.

***

Правда, пока олигарх капитулировать не спешит. Возможно, просто набивает себе цену, чтобы выторговать наиболее почетные условия передачи власти. Хотя бы гарантии от судебного преследования за все свои «художества», по которым ему светит очень большой срок. 
Кроме того, огрызающийся режим не теряет надежды, что, скажем так, неожиданный (чтобы не сказать противоестественный) союз США, ЕС и РФ на «молдавском фронте» долго не продержится. С этой целью уже сейчас в Кишиневе пошли «вбросы» насчет намерения «коварной Москвы» добиться федерализации Молдавии с последующим ее «закабалением» и «отрывом от Запада».
Любопытно, что в ответ вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что 3 июня Плахотнюк сам предложил ему помощь в федерализации в обмен за помощь в организации коалиции с дружественными Москве социалистами. Россия такую задачу перед собой и не ставит, как минимум, в обозримом будущем.
А еще «хозяин Молдавии» надеется на поддержку близких по духу румынских политиков. Глава МИД Румынии уже заявил было, что в выборах 7 сентября ничего плохого нет. Потом, правда, уточнил, что это его личная позиция. 
Действительно, с учетом того, что Румыния занимает второе место снизу по уровню жизни в ЕС (после совсем уж нищей Болгарии – даже Украина до 2014 года была богаче этих «членов ЕС» по доходу на душу населения по ППС), делать такие заявления ее политикам весьма рискованно. А то, не ровен час, прилетит немалая «плюха» из Брюсселя-Берлина-Парижа.

***

То, что и новая молдавская коалиция, и стоящие за ней глобальные «игроки» дружат лишь «ситуационно», понятно всем. Собственно, «программа-минимум» для этого союза – изменение избирательного законодательства, дабы вернуть прежнюю чисто пропорциональную систему, исключив «мажоритарщиков» как класс. Чтобы следующие, возможно, и досрочные парламентские выборы прошли уже более честно, а не с решающим фактором в виде денежек Плахотнюка сотоварищи. Соответствующее решение парламент принял 11 июня.
Хотя, конечно, не исключен вариант и реальной «многовекторности» новой молдавской власти, когда в правительстве одни министры будут «кто в лес», а другие – «по дрова». В электорально расколотой стране такое – единственно возможный компромисс. Та же Босния и Герцеговина так живет уже больше 20 лет – и ничего, ее граждане из разных национальных общин хотя бы не стреляют друг в друга.
Так что, не исключено, что великие державы решили провести в достаточно небольшой Молдавии своего рода «эксперимент». Пусть даже и «держа фигу в кармане» в отношении ситуационного союзника – при возможности сделать ему «подножку».
Также не исключено, что в случае успешности эксперимента он может быть распространен и на Украину. Собственно, первый этап, отстранение от власти насквозь коррумпированного и воровавшего западную помощь режима Порошенко там уже в самом разгаре. А Минские соглашения, если довести их до финала, это ведь, по сути, «калька» с соглашений Дейтонских 1995 года, как раз и заложивших основы боснийской «многовекторности» по принципу «не вашим, ни нашим». 
Последнее уже начало откровенно беспокоить истовых «западников» на соседствующей с Молдавией «незалежной». В порыве озабоченности они даже начали мельком проговариваться, что, оказывается, настоящей государственности на Украине нет точно так же, как и у ее соседки с юго-запада, вместо нее лишь «олигархическое правление». Процессом ликвидации которого Запад уже занялся после победы Зеленского на президентских выборах. При этом намекается и на возможность включения в этот процесс и России.
В общем, внимательно следим за ситуацией и в Кишиневе, и в Киеве дальше...  

5
1
Средняя оценка: 2.6463
Проголосовало: 311