Мысль и слово

В «Войне и Мире» Льва Толстого князь Андрей Болконский по словам писателя думал по французски… Многие помнят эти слова Толстого. Они невольно обращают на себя внимание и запоминаются.
Ведь мы обычно не задумывается о том на каком языке мы думаем… А думаем мы именно на каком-то языке… Обычно самом для нас родном и привычном.
Как же так? – могут спросить многие – неужели князь Андрей Болконский не был русским человеком… Истинно русским по складу характера, образу жизни, воспитанию, идеалам своим и стремлениям…
Был, конечно! Речь идёт в данном случае у Толстого не о национальном менталитете, а именно о языке, с которым как бы срастается мысль человека. 
Конечно, язык и менталитет – тесно взаимосвязаны обычно. Но всё-таки – это далеко не одно и то же.
Человек с детства привыкает мыслить, опираясь на слова, на свою речь и практически всегда использует слова, речь и её обороты, когда думает… Даже если вслух при этом ничего и не говорит.
Это важно осознать не только для осмысления процесса мышления и особенностей сознания человека – это важно понять и для того чтобы осознать, что такое Слово в жизни человека… 
Почему было сказано в Библии что вначале было Слово… 
Как мысль и чувства человека могут отразиться и воплотиться в Слове… 
И наконец, как осознать что же такое по истокам своим и значению в жизни человеческой словесное творчество… 
Что такое Поэзия и Литература по своей экзистенциальной природе?..
Не побоимся и максималистского утверждения – без языка, без слов человек – НИЧТО.
Собственно человеческое в нём в таком случае исчезает.
Пишут, что телепатия например часто обходится без слов – что это некая передача образов на расстоянии посредством неизвестных нам энергий, природа которых пока не установлена… Возможно, так и есть.
Но любой образ – своего рода картинка, которая сделана из определённого энергетического и «физически реального» материала.

Если мы этот образ видим перед собой, если он передаётся на расстояние и «приходит к нам», появляется перед нашими глазами или в нашем сознании, значит он так или иначе реально существует и из чего-то состоит…
И этот образ может состоять на самом деле и из слов… 
Он может быть воплощён в слова… Только слова эти оживают в сознании человека, как бы материализуются и превращаются «в плоть» реальной жизни… 
Этим и жива настоящая Поэзия и настоящая Литература на самом деле.
Она создаёт словесные образы, которые по своей осязаемости не только сродни живописным образам, но нередко и превосходят их по степени близости к реальной жизни, к осязаемой правде материального бытия.
Такой вывод может показаться парадоксальным – ведь слова есть только условные знаки, состоящие обычно из букв (если это не иероглифы, конечно) … Но – лишь на первый взгляд. 
Слово с самых ранних лет жизни любого человека как бы врастает в его сознание. 
И даже если слова неточны, не точно и, казалось бы, порой двусмысленно выражают мысль или чувство – они всё равно на экзистенциальном уровне ясны, если не вырывать их из контекста и знать, кем именно, когда и почему они были сказаны…
Потому что слова – больше чем просто слова на самом деле…
Когда человек их произносит серьёзно, слова во многих случаях как бы материализуются и способны властно воздействовать и на других людей и на окружающую реальность в целом. 
Слова или лучше сказать Слово – потенциально обладает несомненным демиургическим энергетическим зарядом. 
Слово – преобразовывает реальность.
Пусть иногда потаённо, но нередко очень и очень действенно.
И в высшей степени властно.
Потому слова порой – уничтожают… Потому они – превозносят до небес и прославляют… Потому – без слов так иначе ничто в человеческой жизни не обходится.

***

Однажды я встретил в одном литературном журнале любопытный текст о поэзии. 
В нём говорилось в частности, что в знаменитом стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и в не менее известном и любимом в России ныне стихотворении Есенина «Ты жива ещё моя старушка…» на самом деле и нет ничего особенного и удивительного – ни в плане особой глубины мысли, ни в плане особой яркости художественных образов…
И далее автор этого текста доказывал свою мысль, что в этих гениальных стихах великих поэтов всё дело – в особой расстановке слов…
Да просто в том дело, по его утверждению, что слова в этих стихотворениях по особому расставлены их гениальными авторами. Вот и всё.
Вывод, конечно, неубедительный и весьма спорный…
Но так сказать «рядом с истиной» автор этого текста всё-таки оказался, даже, может быть, и против своей собственной воли.
Дело в том, что и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье..», как и в стихотворение Есенина «Ты жива ещё моя старушка…», заряжены удивительной по силе энергией глубокого и светлого чувства…..
Просто удивительной энергией живого и завораживающего чувства! Это видит любой современный читатель.
И именно это читателя и гипнотизирует, околдовывает и покоряет.
Вот в чём всё дело. 
А не в глубине мысли в этих стихотворениях и не в необычности и яркости присутствующих в них художественных образов самих по себе.
И не в некоей особой расставке слов в этих стихотворениях, конечно…
Как именно достигли авторы этих поэтических шедевров того, что сумели воплотить в своих стихах поразительную и колдовскую по своей силе энергию живого чувства – мы не знаем.
Это их тайна. И если угодно «тайна за семью печатями».
Потому что – Поэзия, настоящая большая Поэзия есть Таинство, которое далеко не равно «сумме художественных приёмов» и отнюдь не измеряется каким-то особым актёрским искусством владения словом.
Настоящая Поэзия имеет дело с живыми энергетическими Сущностями человеческих стремлений и чувств.
В известной мере это относится и к настоящей большой литературе вообще.
Так, Достоевский в романе «Бесы» действительно изобразил бесов. 
Не русских фанатиков-революционеров определённой исторической эпохи, а бесов… Самых настоящих бесов, вечно живущих в этом мире, принимающих в нём, как известно, самые разные обличья.
Так же и Гоголь – бесов изображал в тех же «Мёртвых душах», а не русских провинциальных помещиков середины XIX века.
Бесы вечны. 
И потому неудивительно, что Бердяев в гениально прозорливой брошюре «Духи русской революции», стремясь осмыслить «суть» большевистской революции 1917-го года, назвал гоголевских Собакевичей, Коробочек и Ноздрёвых – духами Русской Революции 1917 года…
Хотя, что эти помещики давнего прошлого могли знать о большевиках и их революционном перевороте 1917-го года? – Ничего. 
Если руководствоваться обычным здравым смыслом.
Но по сути и в глубоком духовном смысле – прав был Бердяев… 
Гоголь действительно видел бесов. 
Имел он этот мрачный дар видеть их тёмный и зловещий мир.
И сам его боялся. 
В этом и коренятся истоки душевной драмы Гоголя – ясновидца страшного и уродливого мира бесов и близких им духов и сил тьмы. 

***

Надо сказать, что мы вообще всё-таки так и не знаем, что же такое представляет собой объективная видимая и материально осязаемая реальность нашей жизни… 
Вероятно, эта совершенно объективная реальность мира вокруг нас, в котором мы биологически «прописаны», действительно существует. 
Естественные науки это убедительно и неопровержимо доказывают.
Но в нашем сознании эта объективная материальная реальность обычно так удивительно видоизменяется, что в ней уже остаётся очень мало действительно объективного и правят, властвуют – наши собственные фантазии и грёзы…
Мы живём во истину в нами сами выдуманном мире.

Вместе с тем помимо грёз и фантазий решает очень многое в нашем восприятии мира – Энергия чувств и мыслей.
Только энергетически заряженные идеи и чувства – побеждают.
Только те творцы, поэты и писатели, демиурги Слова, которые сумели наделить свои творения величайшей энергией мысли и чувства – становятся великими.
Энергия – основа и сущность всего мироздания.
В XXI веке это наконец стало самоочевидным.
И в человеческом обществе Энергия Слова – изначальна и неуничтожима. 
Ибо сказано – вначале было Слово.

5
1
Средняя оценка: 3.05556
Проголосовало: 18