Якуты

Якуты – самый крупный коренной народ Сибири. Их почти полмиллиона, хотя в 1970 г. было всего 296 тыс. Якутия – крупнейший по площади субъект Российской Федерации, а по плотности населения – третий с конца. Меньше людей на квадратный километр живёт только на Чукотке и в Ненецком автономном округе. 

Считается, что предки якутов перекочевали в нынешнюю Якутию из Забайкалья в XIV в. В 1638 г. все земли к востоку от Байкала были выделены в административную единицу - Якутский уезд. Всё, что включали в себя эти земли, в административном плане называлось «якутским». В 1708 г. Якутский уезд вошёл в состав Сибирской губернии. 

В 1690 г. голландский политики и картограф Николаас Витсен после долгого путешествия по России опубликовал первую карту Сибири, а позже книгу. На одной из иллюстраций он изобразил представителей некоторых коренных народов России, в т.ч. якута. 

В старину охота, рыболовство и скотоводство были основными занятиями якутов. В условиях резко континентального климата якуты вывели прославленную породу коров – якутскую, и такие же породы лошадей и собак. Якутская корова отличается поразительной невосприимчивостью к холоду, способна пить зимой из проруби и выжить в тайге при температуре - 40о С. Жирность молока якутских коров выше, чем у знаменитых холмогорских. 

Якутская лошадь может пастись при - 50о С, добывая жухлую траву из-под снега. Она родственница монгольским лошадям, которые славятся своей выносливостью, но массивней неё и даёт больше мяса. В трудные голодные годы после Гражданской войны якутские лошади и коровы очень ценились, их скрещивали с другими породами, чтобы расширить ареал обитания за пределы Якутии и поднять уровень животноводства в стране. 

    

Якутская собака была универсальным охотничьим инструментом. С ней якут шёл на охоту и за утками, и против медведя.

Якутский фольклор – ещё одно богатство Якутии и всей России. Якутский героический эпос (олонхо) в 2005 г. признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. В якутском фольклоре отображён тот извилистый и драматический путь, который пришлось пройти якутам в их истории. Межклановые распри, войны с соседями, противостояние богатых и бедных – всё это описано в олонхо.

Повторю мысль, высказанную мною раньше. Мы знаем о произведениях европейского фольклора – исландских сагах, английской легенде о Робин Гуде и т. д., и не знаем об устных сокровищах народов России. Якутское сказание о благородном разбойнике Манчары, грабившем богатых и раздававшем всё бедным, ничем не хуже легенды о Робин Гуде. Только о последнем написаны множество книг, сняты фильмы и мультфильмы, а о Манчары – нет. Жаль. 

Отличительной чертой многих якутских олонхо являются космогонические мотивы. Древние якуты делили мир на Верхний, Средний и Нижний. Люди жили в Среднем мире, и по поступкам своим попадали либо в Верхний, либо в Нижний.

      

И всегда в олонхо присутствует бесстрашный герой, «чтоб улусы солнечные защитить, чтоб людей от гибели оградить». 

Такой герой должен быть «сильнейшим среди людей, красивейшим среди людей, храбрейшим среди людей, не было равных ему среди богатырей». Это строки из эпоса о герое Нюргун Боотуре, и долгие века через олонхо якуты передавали своим детям образцовую модель социального поведения, то, к чему должно стремиться и каким нужно быть. И каждый якутский мальчишка хотел быть вторым Нюргун Боотуром. 

В дореволюционной «Естественной истории народов» Фр. Гельвельда якутский язык назван древнейшим из тюркских языков. «Он отличается от других тюркских наречий большею древностью, и между ними играет ту же роль, как санскритский язык», - пишет автор, указывая, что многие русские купцы в Якутии владели якутским языком как необходимым средством ведения своих дел.

Якуты – прирождённые воины. Гельвельд описывает, что якуты могут при возможности долго спать и много есть, но в пору нужды могут равно долго выполнять нелёгкую работу, оставаясь без сна и еды. 

В 1822 г. в Якутии был сформирован Якутский городовой казачий пеший полк. Он просуществовал до 1920 г.и был расформирован советскими властями. Якутов-казаков в полку было меньше, чем русских, но сам полк был очередным примером русско-якутской боевой единицы. Полк предназначался больше для несения службы внутри России и подчинялся МВД. 

Кроме полицейской службы, казаки участвовали в экспедициях первопроходцев, а часть была откомандирована в состав Камчатской конной городовой казачьей команды и в Уссурийское казачье войско. Якутские казаки на Камчатке в Крымскую войну 1853-1856 гг. участвовали в защите Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры. Потеряв несколько сотен человек убитыми, англичане и французы отступили. В 1904-1905 гг. якутские казаки на Камчатке отражали атаки японских оккупантов, и снова иностранные завоеватели были посрамлены. 

Якутия – страна алмазов. 82% всех алмазов России дают якутские месторождения. И сама Якутия – это алмаз в сокровищнице культур и народов России. 

5
1
Средняя оценка: 2.70476
Проголосовало: 420