Битва под Бродами: как советские бойцы уничтожили «украинских патриотов» из дивизии СС «Галичина»

23 июля 1944 года завершилась ликвидация крупной немецкой группировки под городом Броды во Львовской области. Наверное, этой операции было суждено остаться в памяти лишь как одной из многих побед Красной Армии, если бы в числе разбитого воинства Гитлера не находилась дивизия СС «Галичина». В первый и последний раз выставленная своими хозяевами в бой против достойного противника, и наголову разгромленная. 

Сама Львовско-Сандомирская операция советских войск продолжалась полтора месяца – с 13 июля до конца августа. Ее целью было освобождение Западной Украины и части Польши, с попутным разгромом немецкой группы армий «Северная Украина». А удар с целью освобождения Львова был одним их этапов вышеупомянутой операции. Но чтобы дойти до этого центра Галичины, нашим бойцам надо было преодолеть серьезную оборону противника. Одним из ее центров был достаточно крупный железнодорожный узел в городе Броды, расположенном приблизительно на трети пути от Львова до находящегося на северо-востоке Тернополя. Здесь немецкое командование сосредоточило до 8 дивизий – численностью по 8-9 тысяч человек каждая.
В состав группировки входила и «гренадерская» дивизия СС «Галичина». Правда, о ее численности все еще идут споры. «Свидомые» историки предпочитают ее занижать, до 11 тысяч «штыков», в то время как большинство сходится на цифре около 15 тысяч. 
Впрочем, не исключено, что тут по-своему правы и те, и другие – ведь предчувствуя поражение, гитлеровское командование тащило к возможному прорыву нашей армии «всякой твари по паре». Там были даже «исламские батальоны» предателей из числа жителей соответствующих национальных республик СССР. Так что вполне возможно, что в число пресловутых «дивизийныков» включались и другие подразделения украинских коллаборационистов – те же полицейские батальоны, например.

***

Есть мнение, что Бродовский «котел» планами советского командования изначально не планировался. Ну не ожидали наши генералы от, в общем-то, достаточно умных военачальников Гитлера такой глупости – допустить окружение своей группировки где-то в 65 тысяч человек! Основные бои штаб 1-го Украинского фронта предполагал во время битвы за сам Львов.
Но при начале нашего наступления больно уж удачно совпал прорыв двух советских танковых армий севернее и южнее Бродов. Собственно, сам город был освобожден еще 18 июля. Но базировавшаяся между ним и Львовом немецкая группировка вместо того, чтобы «выпрямлять линию фронта», отступив к основным силам своих войск, предпочла оставаться на месте. За что и поплатилась – будучи уже 18-19-го июля замкнутой в советские «клещи». Все 65 тысяч вояк.
«Играть в героизм» им предстояло недолго. Красная Армия была уже настолько сильна, что ей даже не требовалась «осадная» тактика ликвидации вражеского «котла». Как это было, например, в ходе Сталинградского сражения, когда немалую роль в разгроме немцев сыграло истощение их «ресурсов» на фоне почти полного прекращения снабжения. 
Собственно, согласно общепринятым нормам, любая армейская дивизия должна иметь возможность воевать за счет собственных запасов даже в полном окружении минимум 4 дня. О рачительно-рациональных немцах в плане этого и говорить нечего. Так что бороться с нашими бойцами у них патронов и снарядов хватало.
Только не было у врагов уже настоящего боевого духа. Отступление – оно даже и с постоянной геббельсовской пропагандой о «неизбежной победе рейха» все равно не способствует оптимизму в отступающих частях. А если при этом их начинает обрабатывать советская реактивная артиллерия, знаменитые «Катюши», то и подавно. И еще танки, авиация – при заметном отставании у немцев в этих видах вооружений на указанном участке фронта.
В общем, очень скоро окруженные дивизии Вермахта решили прорываться к своим. Правда, получилось это у них очень плохо. Не то, что прорвать, а хотя бы «просочиться» через советское «кольцо» удалось немногим. 
По советским оценкам, в Бродском котле осталось навсегда около 30 тысяч врагов при еще 17 тысячах захваченных в плен. Одни только «дивизийныки» потеряли почти 10 тысяч, то есть, почти полный состав своего «украинского» вийска. Личный состав которого, правда, отчего-то присягал лично «фюреру» со словами:
«Я служу тебе, Адольф Гитлер, как фюреру и канцлеру Германского рейха, верностью и отвагой. Я клянусь тебе и буду покоряться до смерти. Да поможет мне Бог» (журнал «Український історик», Нью-Йорк — Торонто — Мюнхен, 1981, № 1, с. 163).

***

Кстати говоря, далеко не все из выживших укро-нацистских недобитков добрались к своим хозяевам. Немало ушло к вроде бы «борющимся с Гитлером» бандеровцам. Которые, конечно же, с распростертыми объятиями приняли этих якобы «врагов», а на самом деле, «братьев по оружию» в борьбе против «преступного большевизма» во славу «Великой Германии».
Собственно говоря, сами же выжившие «дивизийныки» в своих мемуарах ничуть не стыдятся вспоминать, что незадолго до битвы под Бродами немецкое командование пыталось договориться о совместных действиях против советских войск и с Украинской повстанческой армией. Но там, несмотря на бытность ее «главнокомандующего» Романа Шухевича немецким гаупманом, на такую авантюру «не подписались». 
Не из-за какой-то «нелюбви» к Гитлеру, конечно. Даром, что ли, по сей день в Галичине 9 мая отмечают, как «день скорби» (по разгромленному союзнику, по всей видимости?), а не Великой Победы?
 Просто бандеровцы (как, впрочем, и «эсесманы» из «Галичины») в принципе очень плохо годились для честного боя с равным противником. Их стихия – это карательные акции, подлые удары в спину исподтишка, расправы над мирными жителями. А в бою против настоящих воинов таких трусов и садистов неизбежно ожидает полный разгром – как это и показали события под Бродами.
Хотя, с другой стороны, галичане в ту войну действительно показали и определенную верность, и постоянство. Пусть человеконенавистническим идеям и чудовищам в человеческом обличье, вроде «бонз» Третьего Рейха, но все-таки. 
Даже «власовцы», ставшие синонимом предательства и предателей, в мае 45-го года попытались заслужить прощение, придя на помощь жителям восставшей Праги, обратив оружие против немцев. А галичанские эсесовцы остались верны присяге «великому фюреру» даже тогда, когда его труп, после самоубийства, сожгли во дворе Имперской канцелярии в почти взятом Берлине.
Видимо, именно благодаря этому англо-американские союзники после войны выдали СССР для заслуженного наказания очень многих предателей из РОА, но практически никого из галицких приспешников Гитлера. Тем более, за них еще и Папа Римский попросил – они же почти сплошь были его «паствой», униататами-греко-католиками. 
Так они в лагерях на территории Италии и жили, окруженные заботой и вниманием, пока их не отпустили в свои «дияспоры», преимущественно в Канаду. Отчего и доселе тамошнее правительство, в почти полном и позорном одиночестве, лишь с Киевом и Вашингтоном, регулярно голосует против Резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по поводу осуждения нацизма. Действительно, если иметь на своей территории больше 3 миллионов потомков таких нацистов – беглых петлюровцев, бандеровцев, эсесовцев – поневоле станешь дорожить мнением этого отребья. 

***

И такое же «постоянство» в нацизме и верности идеалам своего духовного вождя Адольфа Гитлера, галичане показывают до сих пор. В том числе, и в плане восхищения «подвигами» их предков-преступников из дивизии СС. Правда, в плане реальной боевитости нынешние «борцы с большевизмом» явно уступают своим прадедам. Те хоть в один бой с настоящей армией вступили, а эти только за компьютерной клавиатурой «геройствовать» могут. 
Даром что ли, еще в 2015 году Киев, скрепя сердце, перестал почти полностью посылать «срочников» и мобилизованных в карательные войска на Донбасс? Да просто в тех же западных областях под 90% такого «контингента» стало уклоняться от повесток под любым предлогом. Чаще всего, уезжая на заработки в Польшу или даже во вроде бы ненавидимую всеми фибрами души Россию.
Хотя, с другой стороны, может, дело как раз и заключается в «генетической памяти» галичан после тех же Бродов? До них же и СС «Галичина» лихо устраивала геноцид во Франции, Польше, Словакии, выполняя немецкое «фас!» против местного партизанского движения. И бандеровцы не менее масштабно вырезали десятки тысяч поляков (да и украинцев тоже) в ходе печально известной Волынской резни. 
А после Бродского котла эту «масштабность» как отрезало. Оба «лагеря» гитлеровских холуев, что из «Галичины» (личный состав вскоре восполнили из «резерва» – даром что ли, еще в 1943 году туда подали заявления больше 80 тысяч галичан?), что из ОУН-УПА, конечно, «в отставку» не подали, но продолжали «гадить» уже значительно осторожнее.
Так ведь и с Донбассом в начале его героической эпопеи было точно так же. Пока против киевских нацистов боролись лишь горстки слабовооруженных шахтеров и «реконструкторов»-добровольцев Стрелкова, от «патриотов» в рядах укро-карателей не было отбоя. А когда малость «задул северный ветер», так что случились Иловайск и Дебальцево, энтузиазм этих «хероев» сразу поубавился. Как и за 70 лет до того – после Бродского разгрома. Вот и осталось этой публике лишь менять сомнительную славу «пушечного мяса» на фронтах гражданской войны на еще более сомнительный статус польского «быдла», нанимаясь туда, куда уважающий себя поляк не пойдет работать никогда. 
Так что, с этой точки зрения, значение битвы под Бродами действительно непреходяще даже 75 лет спустя. Более того, пока укро-националистическое отребье продолжает вдохновляться кровавыми «подвигами» своих предков-нацистов, это значение только возрастает. Хотя, безусловно, лучший способ заставить такое «зверье» выучить исторические примеры – это почаще организовывать их повтор в настоящем.

5
1
Средняя оценка: 2.79448
Проголосовало: 725