Цивилизация на качественном переходе
Цивилизация на качественном переходе
Материал публикуется в авторской редакции
Сегодня, глядя на ландшафт окружающей нас многомерной действительности, в которой системно совмещены материальные и духовные факторы бытия людей, невольно задумываешься над тем, как, что и каким образом будет меняться в развитии цивилизации – ждёт ли её прогресс, регресс, а может быть застой и смерть?
По существу вся история человечества наполнена войнами: сначала племён, затем вождей этих племён, затем императоров, затем правителей - феодалов, затем государств… - и вот теперь мы подошли к черте, когда войны могут быть мотивированы не только борьбой за выживание тех или иных людских сообществ, амбициями властителей земель и народов, живущих на них, но и этническими и нравственными различиями людей живущих на планете Земля.
Само по себе это уже очень важно, ибо свидетельствует о том, что человечество постепенно выходит из многовековой многогранной модели социального бытия, мотивированного необходимостью, прежде всего и изначально, биологического выживания людей в этих социумах и на данной земле-кормилице. Вершится важнейший социально-цивилизационный фазовый переход развития к новому качественному преобразованию смысла бытия людей, когда ни голод, ни перманентные массовые эпидемии, природные катаклизмы, ни внешний агрессор-грабитель и убийца - не способны подавить сознание, так или иначе защищённое сегодня от всех этих напастей, и нейтрализовать волю жителей планеты к духовному совершенству. Накопленный опыт и научные знания, средства и мощь вооружённых сил, объединённых единым электронным информационным полем земли социум - позволяют сегодня противостоять всему названному кошмарному воздействию на противодействие развитию цивилизации со стороны некоторых влиятельных власть предержащих политических деятелей. Фактически единственным мощным оружием для ограбления сегодня народов остались деньги, причём не просто деньги, а мировые деньги коим является не чем материально не обеспеченный, а потому фантомный доллар США.
В самом деле, в новые времена, более развитые в техническом отношении морские станы: Испания, Португалия, Голландия, Англия и др., - грабили открываемые ими страны путём насильственного вооружённого порабощения местных туземцев, или подкупа вождей тамошних аборигенов пресловутыми «стеклянными бусами» и т.п., с целью полонить для продажи в рабство или заставить отдать «цивилизованным» пришельцам свои натуральные природные богатства, имевшееся золото, серебро, драгоценные камни и т.п. В ХХ век бурного распространения капитализма, США осуществляют свою мировую экспансию с целью обретения новых огромных прибылей, посредствам расширения мирового рынка, получая преференции для североамериканских банков и тамошних предпринимателей путём покупки местных государственных политических деятелей по всему миру тоннами ничем не овеществлённой «зелёной бумаги» под названием «деньги - доллар». Всё это делается с теми же корыстными целями, которые имели их предшественники колонизаторы ещё с ХVI века.
Вместе с тем всё яснее становится одно очень важное обстоятельство – наличие денег перестаёт быть необходимым условием для обеспечения биологического существования человека. В экономически развитых странах не работающим в городах и весях повсеместно раздаются, деньги, пищевые талоны на получение пропитания или же просто продукты - мир завален приготовленной, но не съеденной пищей, перепроизводством элементарной одежды и обуви. Так, или иначе, организован медицинский присмотр за больными. За эпидемиологическим состоянием окружающей среды социумов следят, в том числе, и международные медицинские службы и т.д. Защита жизни и здоровья человека регламентирована международным законодательством и, прежде всего, относящимся к защите прав человека.
Сами деньги превращаются в математически выраженные числовые системы на карточках и банковских счетах, где искусственный интеллект, по заданной хозяевами, той, или иной, введённой программе, сам ведёт расчёты приходов и расходов, а также доходов, выраженных в этих же, метафизических по своей сущности, объектах – цифрах. (По сути дела цифры не имеют материального выражения).
Вследствие всего этого начинают проявляться современные абсолютно новые закономерности бытия людей в социумах, опирающиеся на нравственные системы.
Нравственное бытие людей было всегда, во все времена тем критерием, которое отделяла homo sapiensa – человека разумного, от homo animalisa – человека животного. В каждом человека есть биологическое - животное начало, но есть и разумное, и социальное, и духовное измерения. Животное начало, ничем не отличается своей биологической сущностью от любого другого живого организма, суть экзистенции которого сводится к инстинктивному размножению и выживанию в природной среде посредствам пропитания: для размножения и элементарной рефлекторной защиты себя и своего подрастающего потомства от гибели.
Нравственное бытие человека детерминировано т.н. НРАВСТВЕННЫМ КРЕСТОМ, суть которого в постоянном умно осознанном решении духовных, метафизических вопросов бытия человека, с целью реализации - материализации тех или иных высоконравственных гуманных идейных систем, посредствам:
- эстетических воззрений: ощущение, чувства красоты, или - безобразности – эмоциональный уровень восприятия, основанный на инстинкте верить в воспитанный с малолетства родителями, или в социуме. Так мы субъективно констатируем знаковость объекта: плюс – минус;
- этических соотношений, решая для себя вопрос можно, или нельзя что-то делать: рациональный, рассудочный уровень восприятия, детерминированный личным опытом человека на основе освоенной им социальной культуры общения в его обществе, трансляции такого опыта в другие социумы. Так осуществляем интравертное, или экстравертное взаимодействие: притяжение - отталкивание;
- моральной оценка явления - добро это, или это зло: калибровочный умный уровень восприятия объективного, осуществляемый на основе заученных и осознанных данным человеком знаний из книг, опыта, научных трудов о мире и бытии людей, - приятие или неприятие, систематизация поляризация, пространственное закручивание в ту или иную сторону: по часовой, или против часовой стрелки, от существующей эталонной системной матрицы изучаемого явления, объекта, сущности;
- эсхатологического осознания рассматриваемой окультуренной сущности на предмет того - быть, или не быть, как таковой этой сущности, в данном социуме (системе): мудрствование на основе накопленного опыта понимания и реализации различных материальных, духовных, метафизических сущностей в данной ментальной, культурной и любой другой имеющейся системе – сохранение или разрушение.
Нравственный крест – октагон личности человека
Как видим, внутри Нравственного креста стоят важные детерминанты нравственных понятий. Без них вообще нормальный человек принципиально не может сделать никакое нравственное суждение на предмет любого фактора. Важнейшим из этих детерминантов является религия - то, или иное религиозное учение. Религии могут быть: с богами – языческие, античные; с единым Богом – иудейская, мусульманская; с Божьей троицей – христианская; вообще без Бога – буддизм, даосизм, конфуцианство и др. религии Востока, где обожествляется сам Император – верховный государственный правитель (вождь). В корне всех религий лежит осознанное отношение человека, как личности, с той или иной обожествлённой, а потому трансцендентной силой – авторитетом, плюс вечная жизнь личности этого человека, материализованная в реинкарнации, или в виде трансцендентной души. Бог - трансцендентный авторитет оказывает самое непосредственное и абсолютно важное духовное влияние вообще на бытие человека, в силу своего всемогущества по отношению, как к отдельному человеку, его социуму, всему окружающему миру, равно как и ко всему вселенскому сущему.
Здесь хотелось бы отметить некоторую особенность религиозных воззрений народов евразийского континента, откуда пошли основные религиозные доктрины цивилизации.
Языческие и античные религии, обожествляющие сущности окружающего мира природы, космоса и логоса – посредствам шаманов или жрецов призывали людей и их социумы копировать природные явления и поведение множественных богов - тотемов, заключённых в природных явлениях и предметах, и проявляемых через эти явления и предметы.
Современные монотеистические религии, иудаизм и мусульманство, где всем правит трансцендентный всемогущий вселенский Бог, - продукт Ближнего и Среднего Востока. Тамошние цари, императоры, шахи служили перед управляемым ими народом «от Его имени – при помощи Его воли», так или иначе известной правителю через писание или непосредственные откровения волхвов, пророков, учителей и т.п.
Христианская религия, вышла из Ветхого завета, признав Спасителя божественным мессией после снисхождения на него Святого духа от Бога отца. Христианство также регламентирует правление земных императоров, королей, царей и т.д. в опоре на Святое писание – закрепившее устои человеческого социального бытия на Земле, установленные трансцендентным Богом и его вселенским могуществом и письменно зафиксированные в Библии через пророков и евангелистами.
Обращает на себя внимание то, что индуизм также оперирует в своей религиозной доктрине трёхмерной божественной сущностью, которая влияет на людской социум и на мировые процессы. Правда, эта трёхмерность структурирована тремя божественными ипостасями – по существу трансцендентными началами вселенского естества, которые соответственно детерминирую земной мир людей, проводя между ними непреодолимые социальные барьеры, т.е. так или иначе фаворизируют и возвышают социальное значение одних, и умаляют социальную значимость других. Правящими могут быть выходцы только из высшей касты – брахманов, жрецов, людей имеющих связь с высшей и потому главной божественной силой.
Буддизм – обоготворил вполне земную личность учителя Сиддхартха Гаутама – Будду, который по сути дела дал учение о спасении души по средствам социальной гармонии – непротивления злу и избегания каких-либо житейских сложностей посредствам духовного отхода от окружающего мира через нирвану, которая только и позволит достичь душевной гармонии. Эта гармонию даёт возможность обрести душе высшие сферы бытия через её реинкарнацию после смерти человека.
В религиозных учениях Востока – Император (Вождь) сам был Богоподобной сущностью, а не трансцендентный Бог, как в религиях на запад и юг от Гималайских гор и гор Памира. Эти религиозные по своей сущности поучения были направлены на табуирование и регулирование стабильности в социумах, которыми правил «повелитель Поднебесной» или «Страны восходящего Солнца». Все тамошние философские учения жёстко табуируют социальные отношения по всей структуре социальной градации тех обществ, а также отношения с природными явлениями и артефактами, черпая из этого уроки стабильности социальных отношений. При этом полностью низвергая личность людей до уровня безликого исполнителя воли Императора (вождя) и его приближённых, согласно тому, на какой социальной ступени все эти люди находились.
Местные религии африканского континента (за исключением древнего Египта, где главным был, среди 22 местных богов, бог Амон-Ра), индейские религии американского континента, Полинезии и Австралии, народов Севера и т.п. носили на себе ярко выраженный характер языческих религий с политеистическим набором божков тотемного характера. И, как все такого рода религии, обслуживали интересы вождей – шаманов (периодически ритуально сменяемых) данного первобытного примитивного социума, его стабильное бытие, всецело зависевшее от местных природных физических и биологических ресурсов.
Кратко систематизируя представленную выше классификацию религий можно констатировать следующую закономерность: развитие нравственных принципов в религиозных учениях человечества (философских доктринах), шло от первоначальной доминанты эстетических воззрений в первобытных обществах, через усиление этических воззрений в строго социально детерминированных социумах Дальнего Востока и Индии. Здесь появляются трансцендентные Боги, заставляющие через жрецов и писания рационально выстраивать отношения между людьми.
Затем, с ростом энерговооружённости людей различными, долго устойчивыми приспособлениями и механизмами(длиннее чем жизнь человека или, даже, нескольких поколений), к социальным отношениям, сформировавшимся на доминирующих эстетико-этических нравственных воззрениях, начинает добавляться и значение умного – морального миропонимания, когда людям становится важным не только сиюминутное отношение к действительности, но и долгосрочное понимание «добра» и «зла» для людей и социумов в продолжительной и даже исторической перспективе. Появляется всемогущая трансцендентная сила – Бог-Креатор (творец – созидатель, покровитель и избавитель праведников от мучений) – властелин бессмертных душ человеческих. Вместе с тем, теория бессмертия души - экзистенции души человека после его материальной-формальной смерти, ни в Ветхом завете у иудеев, ни в Коране у мусульман, чётко не прописана, поскольку нет там прямого соотношения души смертного человека с трансцендентным Богом, его волей, определяющей дальнейшую вечную судьбу души умершего человека.
По сути дела лишь христианство, во всех его религиозных ипостасях, решает эту важнейшую эсхатологическую проблему для каждой живущей человеческой личности. Только с помощью этой религии можно определить духовную положительную, или отрицательную, значимость земного бытия людей по нравственным законам его христианской религии. Оценить её под углом перспективы дальнейшей благой, или мученической, вечной экзистенции в том, трансцендентном, потустороннем сущем бытии.
Только придав смыслу жизни человека основополагающее значение, это произошло в древнем Египте и закрепилось затем в Греции («нет ничего важнее смерти»), и пошло далее… Так люди сделали огромный шаг к умному – нравственному постижению божественного промысла и самого Бога. Не только служба воспевания Его величества и мощи с перманентной просьбой о милости к нам грешным людям и жалкими подношениями Ему, но и осознание возможности сотворить с Ним благо, - всё это постепенно утверждалось в социумах европейского континента. В сознании эмоциональных и вместе с тем рационально думающих людей, стало всё больше доминировать понимание добра и зла, обретшее эпистолярную форму знания, пригодного для передачи сквозь время веков.
Во имя реализации духовных идеалов добра в христианских социумах, культура которых выстроена на этой религии, чётко констатируется на эсхатологической основе, прогресс цивилизационного развития, мерилом которого является энерговооружённость данного общества, обусловленная состоянием научной мысли и практики. Уровень цивилизованности общества определяется количеством энергии на душу его населения, гуманно используемой в конструктивных целях во благо составляющих это общество людей. Само количество так используемой энергии, как сказано, обусловлено теоритической и практической наукой, инженерной мыслью, реальными объективными возможностями, но, прежде всего, волевыми нравственными идейными аспирациями, чаяниями, надеждами людей, составляющих данный социум.
Естественно сознание каждого нормального человека, исповедующего ту или иную религию, или принадлежащего той или иной культурной среде, материализованной на основе той или иной конкретной религии, всегда детерминировано его нравственными принципами. Нравственный крест – октагон личности человека с той или иной геометрической мерностью построения внутренних связей в нём определяет и детерминирует волю любого человека к постижению красоты, власти, знаний и бессмертия.
Математика - метафизическая, не формализованная вселенская сущность, а потому вечная незыблемая система принципов, детерминирующих не только материальный, но и духовный мир человечества, а следовательно и социальные структуры его бытия, вот тот божественный язык вселенской умности, который наставляет разум умных людей на великие гуманные свершения в Логосе, на Земле, в Космосе и далее...
Цивилизованные люди – люди городов научилось соперничать в Божественным промыслом, разгадав при помощи языка Бога – математики, алгебраические формулы бытия формально материального мира со всей его внутренней, кинетической и потенциальной энергией – овеществлённой в тех или иных формах, и, высвободив её, построили из них сложнейшие механизмы.
Благо от использования этих механизмов конвертировали – перевели в фантомы математических исчислений при помощи денежных знаков и распределили деньги для небольшого количества социально влиятельных людей, раздавая которые, они дифференцируют подвластный им социум с целью обретения всё большего влияния на жизнь и состояние членов данного социума. Огромная моральная нравственная проблема возникает при этом, суть которой в безусловной, объективной деградации личностных качеств людей данного общества, под тем или иным воздействием со стороны власть предержащих. Эти, эксплуатируют свой народ, прежде всего, во благо собственных властных аспираций, не прикладывая каких-либо выдающихся интеллектуальных усилий, на рост знаний в обществе, но торгуя присвоенным ими общественным добром и наказывая непокорных интеллектуалов имеющимися у властителей силовыми рычагами физического и политического воздействия.
С другой стороны мир духовной культуры, нравственного совершенства во имя постижения божественной Истины, определяется именно гуманными аспирациями постижения устойчивой социальной гармонии в интегрированном живом социуме, открытом к внешнему материальному, природному и человеческому миру. Без познания Истин – объективных математических закономерностей бытия систем, в том числе и человеческих, - стабилизация и закономерное развитие любого общества не возможна. Путь к совершенству будет пресекаться неожиданными для членов социумов катастрофами и деградацией их энергетических возможностей...
В настоящее время необходим скачок в области научного изучения духовной - нравственной составляющей бытия людей, при этом, нисколько не покушаясь на прерогативы религиозного сознания людей и поддерживая деятельность церквей, обеспечивающих духовную гуманную нравственную стабильность христианских социумов. Таково веление времени. Люди должны цениться, прежде всего, по своим интеллектуальным качествам, а не по количеству фетишизированных бумажных фантиков, или цифровых рядов на их банковских счетах, где всем заправляют те, кто и порабощает волю людей к духовному совершенству. Деньги – инструмент разобщения людей, их социальной «атомизации». Умные гуманные конструктивные идеи совершенства человеческого бытия в социуме мобилизуют людей на совместное действие, объединяют их. Грядёт эпоха перехода от оценки людей по их материальному, имущественному состоянию. Человечество устремилось к воздаянию человеку за его ум, знания, умение рационально мыслить, за умение передавать искусством людям те совершенные эстетические гармонические чувства, которые служат взаимопониманию людей, воспитанию в них благородства, чести и достоинства. Мерой духовного совершенства человека и социума является его гуманное мировосприятие, где сам человек является непреходящей ценностью умного духовного естества вселенной.