Как грузинские радикалы пытались отправить в Цхинвал «автобусы дружбы»
Как грузинские радикалы пытались отправить в Цхинвал «автобусы дружбы»
30 лет назад фашиствующие грузинские радикалы во главе со своим бесноватым «недофюрером» Звиадом Гамсахурдиа попытались «покончить с осетинским "мусором" и вымести его через Рокский тоннель в Россию» во имя величия своей «маленькой, но гордой нации». Ренегатское руководство СССР на творящиеся безобразия только молча взирало, предпочитая не предпринимать никаких действенных мер во имя столь любимого Горбачёвым «нового мЫшления». Впрочем, звериная ненависть грузинских русофобов недолго была направлена на наспех сварганенный образ «внешнего врага», быстро трансформировавшись уже в полноценную гражданскую войну между самими грузинами…
Конечно, история грузино-осетинского противостояния началась гораздо раньше 1989 года. Грузинские феодалы, сами неспособные справиться без помощи России ни с одной серьезной внешней угрозой – хоть со стороны Османской Порты, хоть со стороны Персии – тем не менее при случае не упускали шанса поработить тех, кто был слабее их, тех же осетинов.
Не по причине трусости последних, конечно, просто в силу их относительной малочисленности в сравнении даже с максимально раздробленной еще с 15 века на удельные княжества Грузией. Собранной на свою голову в единое государство как раз ненавидимой там ныне «проклятой имперской Россией».
Даже в бессмертной поэме Лермонтова «Демон» в одном из эпизодов описывается схватка между осетинским отрядом и свитой грузинского князя, заканчивающаяся словами: «бежали робкие грузины…»
Но, увы, при подавляющем численном превосходстве врага даже у самых храбрых воинов шансов на победу маловато. Как говорится, «против лома нет приема». Именно поэтому осетины, как минимум, с начала 19 века обращали свой взор к единоверной России, прося ее патроната и защиты от «маленьких, но гордых» соседей, возомнивших себя вправе их угнетать.
Увы, российские элиты при царе предпочитали «действовать с грузинами помягше» – даже за подготовку мятежа в Тбилиси в 1832 году с планируемой резней русского не только гарнизона, но и гражданского населения, несостоявшиеся путчисты «отделались легким испугом», максимум, ссылками.
https://webkamerton.ru/2018/07/kak-gruzinskaa-znat-gotovila-russkim-varfolomeevskuu-noc
После чего гордым грузинским князьям (число которых на душу грузинского населения просто зашкаливало) никто не мешал получать генеральские, военные и гражданские звания с прилагающимися орденами и прочими почестями. Правда, сильно «прессовать» осетин «маленьким, но гордым» при царе тоже не давали – и то хлеб.
***
Увы, когда стараниями либерал-капиталистов во главе с Керенским на месте мощной Российской империи образовалась рыхлая конгломерация незалежных национальных государств, осетины вновь оказались под ударом южных соседей. Всего за 3 года, с 1918-го по 1920-й, последние умудрились устраивать среди осетин форменный геноцид целых 3 раза! Жертвами геноцида стало больше 6 тысяч человек – это при численности осетин в 1917 году в 79 тысяч человек!
А ведь осетины, восставая против грузинских «незалежных» меньшевиков, ратовали за союз с Советской Россией. Увы, даже после усмирения «горячих голов» в Тбилиси, Южная Осетия при образовании СССР так и была оставлена в составе Грузии. Формально – советской и социалистической, но, в том то и дело, что лишь формально…
Даже абстрагируясь от подспудно тлеющего антисоветского и антироссийского национализма, Грузия, пожалуй, возглавляла неофициальный рейтинг наиболее коррумпированных в Союзе. В 70-х годах, например, на уровне «кухонных разговоров» чуть ли не все знали, что поступить там в минимально престижный ВУЗ стоит несколько тысяч советских рублей минимум.
А что, это вполне логично, если по уровню потребления Грузия превосходила собственное производство в 3 раза (абсолютный рекорд в СССР!), то массу «теневых» денег надо же было куда-то пристраивать? В том числе на взятки колоссальных размеров, сравнимых со стоимостью автомобилей «Жигули» или даже «Волга» – мечтой советских тружеников, впрочем, вполне осуществимой при условии честного труда.
Когда же Михал Сергеич Горбачев «открыл ящик Пандоры» своей перестройкой, грузинские элиты и просто активные граждане резко оживились. Им казалось, что имеющийся уровень жизни они заслужили сами, а не огромными дотациями общесоюзного бюджета (в первую очередь пополняемого РСФСР). А потому надо лишь добиться «освобождения от гнета Москвы», и тогда останется лишь только как сыр в масле кататься.
***
Однако вступать в сколь-нибудь серьезный силовой конфликт с союзными структурами упомянутые «борцы за незалежность», понятно, боялись (ввиду абсолютно предсказуемого и печального для них исхода), насколько бы «безбашенными» не были их отдельные представители.
А «строить единую нацию» им очень хотелось. Лучше всего – «повязывая на крови», как это принято в бандах, заодно позволив вкусить сладкий вкус легкой победы и проистекающего отсюда гигантского самомнения на грани «нарциссизма».
Гитлер вон тоже сначала искал для своей «арийской нации» врага попроще, побеззащитнее, которым были назначены евреи. Даже сохранились циничные слова бесноватого фюрера: «если бы евреев у нас не было, их следовало бы выдумать». А также не менее циничные, хоть и менее кровожадные со стороны его ближайшего соратника, Геринга: «В моем ведомстве я сам решаю, кто у меня еврей, а кто – нет!»
В «перестроечной» Грузии на роль «низшей расы» были, как несложно догадаться, назначены осетины. Не только они, конечно, но и абхазы, и аджарцы тоже из-за своего желания отмежеваться от грузинских фашистов вскоре стали их смертельными врагами. Просто численность осетин была наименьшей, и, как принято в уличных бандах трусливых «гопников», «наехать» для начала грузинские «патриоты» решились на тех, серьезного отпора которых опасались меньше всего.
Тем более что на Абхазию эта публика пыталась напасть еще 9 апреля 1989 года, начав массовую антиправительственную акцию в Тбилиси. Но тогда за этот недо-путч «получили по зубам» настолько чувствительно, что предпочли забыть о своих «наполеоновских» планах минимум на несколько месяцев.
Несмотря даже на то, что руководство Союза во главе с Горбачевым трусливо «дало задний ход», представив эти события в качестве не оправданного пресечения массового уголовного преступления, а как некую «вину» и «превышение полномочий» со стороны Советской Армии и Внутренних Войск МВД СССР.
***
Эта ренегатская трусость «перестроечников» зашла настолько далеко, что в очередной попытке грузинских радикалов доказать свою «крутость» на почти беззащитных осетинах в ноябре 1989 года принимал участие и … Первый секретарь ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе! Который до этого был – очень пикантная деталь – главой КГБ республики.
Можно только представить, какими были остальные кадры «верных ленинцев» в Тбилиси, если даже шеф ведущего силового ведомства, обычно входящий в «номенклатуру» Москвы и союзного КГБ, а не республиканских властей, занял такую позицию. Которую даже сложно оценить, колеблясь между терминами «соглашательство» или «предательство».
Хотя не исключено, что санкция на такое позорище якобы товарищу Гумбаридзе была дана сверху. В духе известной ироничной пословицы: если что-то не получается запретить, его нужно возглавить.
А что, на той же Украине, например, как раз осенью 1989 года Верховный Совет, избранный еще до перестройки и состоявший исключительно из кандидатов от «нерушимого блока коммунистов и беспартийных», успешно проголосовал за единственный государственный статус украинского языка вместо существующего до этого в республике двуязычия.
Так что заигрывали с национализмом не только в Грузии. Впрочем, кончились все эти заигрывания везде одинаково и трагически. В первую очередь, кстати, для местного коренного населения, оболваненного ядом националистической пропаганды.
Хотя, возможно, участие главы грузинской компартии в затеянных Гамсахурдиа «автобусах дружбы» (по аналогии с такими же «дружественными» поездами, обещанными крымчанам киевским майдауньем весной 2014 года) оправдывалось экс-главой КГБ республики желанием «не допустить радикализации процесса». Как будто от теряющих власть грузинских коммунистов, на деле таковыми в большинстве случаев давно быть переставшими, хоть что-то зависело.
Тем более что даже найдись в Тбилиси решительные люди, готовые подавить националистический и ксенофобский мятеж, их просто бы не поддержали в Москве. Даже не из страха каких-то западных санкций, а просто из-за нежелания Михаила Сергеевича терять среди западной и доморощенно-либеральной аудитории имидж демократа.
***
В общем, 23 ноября 1989 года колонна автобусов и прочей автотехники, на которой размещалось несколько десятков тысяч «звиадистов» двинулась на Цхинвал, дабы устроить там «митинг поддержки» с Грузией. Ну да, с учетом того, что в городе и ныне живет от силы 30 тысяч жителей, такая орава точно бы их «перекричала», создав иллюзию «единодушной поддержки территориальной целостности грузинского государства».
Ну а с несогласными Гамсахурдиа призывал поступать в духе бандеровских лозунгов в отношении восставшего населения Донбасса: «Осетинский народ – мусор, который надо вымести через Рокский тоннель. Мы пойдем по Осетии, и пусть осетины либо покорятся и станут грузинами, либо, если они так любят русских, уходят из Грузии в Россию».
Ах да, в качестве одного из оправданий, к счастью, тогда не начавшейся попытки если не откровенного геноцида, то «этноцида», насильственной ассимиляции точно, грузинские нацисты выдвигали тезис о «защите соотечественников-грузин, проживающих на территории Южной Осетии (а также Абхазии и Аджарии). Дескать, им же после ухода этих республик то ли в СССР, то ли в Россию будет ну очень неуютно?
Но тогда почему весьма значительная «грузинская колония» очень даже комфортно проживала в России еще со времен первых Романовых? Да и ныне составляет, по разным оценкам, от 1 до 2 млн человек.
Антироссийские публицисты, правда, ссылаются на официальные данные переписи населения, согласно которым это число значительно меньше. Так, а кто сказал, что все грузины-эмигранты в РФ имеют российское гражданство, а не являются «нелегалами», стараясь не «выходить из тени»? Что, впрочем, не мешает им жить, как минимум, в разы комфортнее, нежели на своей «облагодетельствованной свободой и независимостью» исторической родине.
Так что тезис о «защите соотечественников», как и в большинстве других подобных случаях, был высосан грузинскими фашистами из пальца. Никто в Южной Осетии живших там грузин не трогал, как минимум, до «войны 08.08.08»
И даже тогда столкновения начались не по причине того, что осетины вдруг возненавидели соседей-грузин, а из-за того, что последние проявили себя в значительном количестве откровенными коллаборантами, став активно помогать карателям Саакашвили.
***
К счастью, «автобусы дружбы», ведомые грузинским глав-нацистом Гамсахурдией и примкнувшим к нему местным главным якобы коммунистом Гумбаридзе до Цхинвала так и не добрались, будучи остановленными простыми осетинами и поддержавшей их местной милицией.
Посему, якобы «мирный митинг», грозивший перейти в откровенную резню «врагов грузинской нации», был проведен лишь в небольшой деревушке возле города. А вскоре, так и не получив ожидаемого «пиара» в качестве «освободителя и объединителя грузинской нации», Звиад Константинович сотоварищи предпочел «вовремя смыться».
Правда, в грузинских селах вокруг Южной Осетии остались боевики полукриминальной группировки «Белый легион», начавшие полноценную блокаду свободолюбивой автономии. Действительно, а кто сказал, что бандеровские боевики с «незалежной» – то блокирующие доставку угля из Донбасса, то подрывающие ЛЭП в Крым для провоцирования там «конца света» – хоть в чем-то оригинальны в своих террористических действиях?
Все уже давно опробовано и записано в методичках от «лучших друзей (и реальных властителей) маленьких, но гордых народов». Настолько гордых, что не могут найти себе другого способа самоутверждения, чем посильнее «попрессовать» кого-то на порядки слабее себя. Правда, забывая при этом, что угнетаемые нацистами люди тоже могут обратиться за помощью к мощному союзнику…
***
В общем, несмотря на периодические обострения-затихания ситуации вокруг Южной Осетии, ещё до распада Союза ситуация там превратилась в почти классический «замороженный конфликт». Чего не скажешь о самой Грузии. Где, даже не дождавшись формального спуска флага СССР на Кремлевской башне в трагический декабрьский день 1991 года, начали делить власть бывшие соратники Гамсахурдиа.
Впрочем, что с них взять, если большая часть из них представляла собой классические банды, возглавляемые «ворами в законе», лишь спешно переделанные для солидности в подразделения с гордыми названиями образца «Национальной гвардии» или «Мхедриони». Так что уже в сентябре 91-го в Тбилиси начала разгораться полноценная гражданская война, с трудом замиренная (и то не полностью) лишь в 1993 году.
Ничего удивительного: если твоя «незалежность» зиждется не на чем-то минимально созидательном, лишь на разрушительной ненависти к другим народам и желании сломать их через колено тех, эта ненависть рано или поздно найдет для себя и другие цели. Особенно, если для реальных побед силенок не хватает.
Право, не считать же «победой» самый низкий на Кавказе уровень ВВП на душу населения, отстающий даже от находящейся в почти полной блокаде, но дружащей с Россией Армении, не говоря уже о богатом нефтью Азербайджане. Но даже такой очень убедительный урок (больше похожий на самоистязание в духе трудов Захер-Мазоха), похоже, до сих пор не убедил грузинских прозападно-русофобских ура-патриотов в пагубности выбранного ими пути.