Андреевский флаг: через победы и поражения
Андреевский флаг: через победы и поражения
320 лет назад, 11 декабря 1699 года, Петр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага российского военного флота.
Названо так это знамя по изображенному на нем косому кресту – на таком, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный, первый из 12 учеников Христа. Согласно другому преданию (правда, появившемуся лишь в «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца, монаха Киево-Печерского монастыря), этот апостол во время одного из своих путешествий посетил и территорию Руси, тогда еще глубоко языческой, дошел до Новгорода, предсказал образование Киева. Так или иначе, согласно данному преданию, апостол Андрей стал считаться небесным покровителем Руси и особенно почитаться среди наших соотечественников.
Неудивительно, что когда Петр I начал свои преобразования, в том числе, и путем введения аналогичных европейским символов и понятий, первый ученик Христа стал и первым «кандидатом» в «патроны» таких символов. Орден св. апостола Андрея Первозванного был учрежден в качестве высшего в Российской империи.
Кстати, именно с ним была связана давняя традиция перевязывать одеяльце, в которое закутывают новорожденных мальчиков, синей ленточкой. Эта ленточка являлась «орденской» к упомянутому ордену, которым при рождении награждался новорожденный сын императора.
Девочек же и по сей день часто перевязывают красной ленточкой – от другого высшего, но «женского» ордена, св. великомученицы Екатерины, учрежденного тем же Петром в 1714 году.
Неудивительно, что почитаемый апостол Андрей был востребован и для покровительства над российским военным флотом. Тем более что флот этот не просто пользовался вниманием царя, он был его любимым детищем, самолично созданным еще с легендарного «ботика» на Плещеевом озере. И вручить это детище самому авторитетному «небесному покровителю» со стороны самодержца было вполне логичным.
Как пишут историки, Петр на протяжении пары десятилетий перебрал с десяток вариантов Андреевского флага. В конце концов, около 1720 года, и был утвержден тот, который известен и по сей день – две диагональные пересекающиеся синие полосы на белом фоне.
***
Еще историки отмечают, что великий российский реформатор был в своем начинании не очень оригинален – Андреевский крест, правда, в «зеркальном» варианте (белые полосы на синем фоне) составлял рисунок государственного флага Шотландии, а после ее объединения с Англией перешел в «гибридный» флаг Соединенного Королевства – «Юнион Джек».
Но ведь никто претензий в «плагиате» нашей стране с тех пор официально не предъявлял – в международной «геральдике» «патентное право» как-то не очень котируется. Имеются в гербе или флаге хоть небольшие отличия – и ладно. А полностью «мимикрировать» под чужой символ никакая страна сама не захочет.
В любом случае, можно заметить, что крест Андрея Первозванного на действительно заслуживающих этого знаменах, как будто и вправду каким-то мистическим образом здорово помогал росту их славы. Те же шотландцы, неоднократно бившие англичан, зарившихся на их земли, однозначно считаются одними из самых храбрых воинов в мире. Собственно, и «под Лондон» они «легли» не благодаря военному поражению, а в силу династической унии, в связи с тем, что после смерти бездетной английской королевы Елизаветы новым королем Англии стал шотландский король Иаков.
И, кстати говоря, реальное превращение Великобритании в настоящую «владычицу морей» тоже стало происходить после «модификации» прежнего английского знамени шотландским Андреевским крестом, до этого лавры «морского гегемона» больше принадлежали конкурентам Лондона – Парижу, Мадриду и Амстердаму.
Впрочем, в российской военно-морской истории «мистики Андреевского креста» не меньше. В самом деле, менее, чем за 20 лет наш флот прошел путь от вышеупомянутого «ботика» до вполне себе океанских многопушечных кораблей! Хотя, конечно, при Петре, в ходе операций против Швеции, куда большую роль играл гребной флот – галеры, прославившиеся, например, в ходе знаменитого сражения при мысе Гангут.
По-настоящему «звезда» российского военно-морского флага взошла чуть позже – при Екатерине II. Блестящие победы при Чесме, многократные разгромы османского флота российским гениальным российским флотоводцем Ушаковым, его же блестящие операции против французских кораблей и островных баз в конце 18 века…
Недоброжелатели, конечно, могут при этом сказать: «Ну и что с этих побед над какими-то там турками?» Да в том-то и дело, что «какими-то» моряки турецкого султана как раз и стали после побед в том числе и российских адмиралов!
Флот Османской империи, вообще-то, до битвы при Лепанто в 1573 году, считался непобедимым. Во всяком случае, связываться с ним по серьезному ни одна европейская страна не желала. По-настоящему, даже признанные тогдашние «короли морей», Франция и Англия, решились дать генеральное сражение турецкому флоту при Наварино в 1827 году лишь объединив свои силы, да еще и взяв в союзники российскую эскадру. После эпизодических поражений османы имели очень даже неплохие корабли, лучшей на то время французской постройки, и весьма неплохо «мотивированные» принципами «газавата», «священной войны с неверными» экипажи.
Просто, как гениально заметил однажды Наполеон, лев во главе стада баранов может добиться значительно большего, чем баран во главе стаи львов. А уж если на российских кораблях ходили отнюдь не беззащитные овечки, а настоящие морские волки, да еще под командой храбрых капитанов, то на одном фанатизме врагу морской битвы не выиграть. Даже и при однозначном преимуществе в силах тоже, как это показал подвиг брига «Меркурий», в течении многочасового боя смогшего оторваться от двух турецких линейных кораблей!
***
Чуть забегая вперед: когда в 1992 году на Российском военно-морском флоте советские флаги были заменены на Андреевские, сопровождалось это очень большой «помпой» в ельцинских СМИ. Дескать, «произошел возврат к традициям» и прочее.
На самом деле, этот шум был призван замаскировать более, чем печальную ситуацию – и с российскими Вооруженными Силами, и с Флотом, и с Российской Федерацией в целом, ставшую следствием преступной ликвидации Советского Союза. В силу чего грозные боевые суда чаще стояли у причалов, чем выходили в походы, постепенно «списываясь в утиль» в силу естественного износа.
Та же трагедия с подводной лодкой «Курск» – ведь для спасательных работ пришлось просить подводные аппараты из-за рубежа! В то время как при «преступном большевистском режиме» такая техника была в распоряжении каждого из 4-х флотов СССР, и, кстати, время от времени с успехом использовалась для спасения экипажей в случае, увы, неизбежных аварий.
Впрочем, в эпоху, когда даже чисто декларативный «поворот над Атлантикой» самолета российского премьера Примакова в знак протеста против начала НАТОвских бомбардировок Югославии (которые сам же «беззубый» ельцинский МИД де-факто и санкционировал, не применив однозначное «вето» при голосовании в Совете Безопасности ООН) был объявлен чуть ли не «героизмом», что можно говорить о по-настоящему независимой политике России, для обеспечения безопасности которой и могут потребоваться мощные вооруженные силы с флотом...
***
Но даже без учета такого «послезнания», можно ли было считать историю российского флота со второй половины 19 века исключительно успешной и победоносной? Увы, в этом он во многом повторил судьбу все более явно «загнивающей» империи, которую радикальные монархисты изо всех сил стараются представить «сказочно-лубочной Россией, которую мы потеряли».
В самом деле, последняя по-настоящему большая победа наших моряков до революции датируется 1853 годом, когда адмирал Нахимов разгромил в Синопской бухте турецкую эскадру. А затем наш Черноморский флот терпел одно стратегическое поражение за другим. Причем, самое обидное – даже не в бою, его затопили по приказу командования в Севастопольской бухте.
Ну, пусть сняв перед этим с судов орудия и команды, и с помощью верхушек мачт затонувших кораблей затруднив вход вражеских судов к городу. Но ведь военный флот, вообще-то, существует не для таких «заградительных» функций, а для боевых операций! А рейд отлично можно закрыть от вражеского проникновения и минами, что, кстати, с успехом было применено для обороны Петербурга в ту же Крымскую войну.
Между тем Черноморский флот так и не смог помешать высадке англо-франко-турецкого экспедиционного корпуса в Крыму! Как и его снабжению по морю, для чего, собственно, и существует такой класс кораблей, как «крейсера», призванные в первую очередь нарушать вражеские морские коммуникации и торговлю.
Да, у «НАТО 19 века» кораблей было намного больше, чем у нас. Но, в любом случае, транспорты с войсками по умолчанию защищены слабее, чем военные корабли, и можно было хотя бы попытаться прорваться через вражеский конвой к судам с десантом. Но вместо этого Черноморский флот без единого выстрела лег на морское дно вблизи своей главной базы…
А взять русско-японскую войну? Когда наши крейсера были фактически заперты в гавани Порт-Артура, не в силах эффективно помешать ни поставкам Японии сырья и военных грузов (что однозначно бы привело к ее поражению даже без боя), ни перевозке войск и вооружения на материк. В том числе, и сверхмощных мортир, обстрел из которых, в общем-то, и поставил точку на судьбе Первой Тихоокеанской эскадры, корабли которой уже не могли чувствовать себя в безопасности даже в Порт-Артуре. А потому, после неудачного прорыва во Владивосток, они в конце концов были частью потоплены вражеским огнем, частью затоплены собственными командами.
Летом 1905 года – новое сокрушительное поражение, уже под Цусимой, с ужасающими потерями среди судов Второй Тихоокеанской эскадры при в разы меньших потерях среди японцев. Причины – преступная халатность с повышением влажности «начинки» пироксилиновых снарядов, треть из которых вообще из-за этого не взрывалась. Плохая выучка команд, просто не «слаженных» для настоящего эскадренного боя, в отличии от имевший уже полуторалетний боевой опыт японцев. Корабли в виде «солянки сборной» – от новейший броненосцев, которых противник «выбил» в первую очередь, до «старых калош» с «черепашьим» 9-узловым ходом, оставленных японцами «на закуску».
Просто отсутствие нормального командования, которое не разработало даже внятного плана будущего сражения. И, наконец, общая бессмысленность похода эскадры адмирала Рождественского – после того, как японцы уже уничтожили наши корабли в Порт-Артуре. А организовать выход кораблей с Балтики вовремя властям «России, которую мы потеряли» не хватило даже 10 месяцев, пока еще держался Порт-Артур.
Собственно, начало Первой русской революции 1905-07 годов в большой мере связано именно с такими преступно-позорными просчетами прогнившей царской элиты, которую не могла компенсировать даже беззаветная храбрость таких героев, как команда крейсера «Варяг», да и тех же моряков, ушедших в пучину при Цусиме.
***
Кстати, именно в ходе этого сражения второй и последний раз в истории Андреевского флага он был спущен – 5 российских кораблей сдались в плен японцам. Правда, превосходящим их в силах впятеро, да еще и после уничтожения почти всех остальных судов нашей эскадры, но все-таки.
Тоже в некотором смысле символический акт, продемонстрировавший всю гнилость царского режима, упраздненного спустя неполных 12 лет. В первую очередь, потому что его правящие элиты в значительной части превратились из «локомотивов» прогресса, настоящей аристократии тех же петровских времен в банальных «паразитов», нагло «жирующих» на пронзившей всю страну коррупции и проматывающих огромные деньги на курортах в разных там Ниццах и Баден-Баденах.
Вообще, когда любая «форма» теряет прежнее эффективное содержание, следование ей превращается в пустой формализм. Собственно, даже ап. Павел говорил, что «и сатана принимает вид ангела света». Но это же не делает его настоящим ангелом Божьим, посланным для умножения добра среди людей.
Так и формальный пиетет многих белогвардейских «контор» – и сухопутных, и морских – к Андреевскому флагу не принес, да и не мог принести им победы. Потому что сражались эти «спасители России» не за славу Отечества, а за возврат собственных дворянско-купеческих привилегий и капиталов и, главное, за интересы и «инвестиции» своих западных «спонсоров» – стран Антанты.
Так что последние корабли Черноморского флота под Андреевским флагом после поражения Врангеля в Крыму ушли аж в африканскую Бизерту. Где и спустили это знамя в 1924 году, когда Франция признала Советскую Россию.
И еще меньший успех имели другие «почитатели ап. Андрея Первозванного», пожалуй, самые известные изменники Родины, вояки топ-иуды генерала Власова. У них ведь тоже на эмблеме был изображен стилизованный Андреевский крест! Вот только рядом с фашисткой свастикой этот священный символ сам по себе работать однозначно не будет, что и убедительно показала история Великой Отечественной. С тем же успехом можно было бы надеяться на помощь от креста при применении его сатанистами на «черной мессе».
***
К счастью, после окончания эпохи циничного ельцинского предательства, как минимум, в силовых структурах России фанатично-черносотенная ненависть к символам и традициям Советского Союза не поощряется – упор больше делается на «синтез» с традициями дореволюционной России.
Что, в принципе, было начато еще в 1942-43 годах Сталиным – с введением в РККА «полководческих орденов» Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, золотых погон, «суворовских училищ», наследников «кадетских корпусов», и других знаковых (и достойных подражания!) моментов былых времен.
И сейчас над кораблями ВМФ России гордо реет Андреевский флаг, как он реял над кораблями наших славных предков, с честью защищавших свободу нашей Родины.