Ковбои против Голливуда, или Как нас обманывает американское кино

Стереотипы – штука стойкая. Особенно те, которые мы видим на экране.

Вот, к примеру, если на экране появился крутой парень верхом на лошади, одетый в джинсы, клетчатую рубаху и остроконечные сапоги со скошенными каблуками, с платком на шее, шляпе-стетсоне на голове, с лассо и двумя револьверами в кобурах, опущенных на самые бедра, то о ком вы подумаете?

Правильно, это ковбой. А ещё ковбои пьют виски, по любому поводу дерутся в салунах и хотя бы раз в десять минут стреляют налево и направо из револьверов и винчестеров.

Именно такими ковбоев, которые стали одним из символов Соединённых Штатов Америки, нам показывают голливудские фильмы. После 1930-х годов в Америке появилась ностальгия по временам освоения. Она-то и воплотилась в рекламе, комиксах, стилях кантри в одежде и музыке, и не в последнюю очередь вино, создав в итоге образ ковбоя таким, каким мы его знаем.

    

Вот только кинематографические ковбои, не имеют совершенно ничего общего с теми, которые когда-то существовали в реальности. 

Бытует мнение, что в Америка XVIII-XIX была страной ковбоев. На самом же деле даже на Диком Западе их было не больше 20 тысяч, не говоря уже обо всей остальной территории.

Слово ковбой (cowboy) по-английски значит «коровий парень». Оно появилось на Диком Западе США и, начиная с 1865 года означало профессию, которая просуществовала всего два-три десятка лет. Ковбои занимались тем, что собирали в загоны, а потом перегоняли к железнодорожным станциям огромные стада полудиких быков, и джинсы, которые Лейба Штраус запатентовал 1873 году, они не носили. И стетсоны не носили, и клетчатые рубашки-ковбойки тоже. Ковбои одевались точно так же, как испанские колонисты, то есть в камзол и сомбреро. Это те, у кого хватало на такую одежду денег. У кого не хватало, носили штаны из бизоньих шкур, которые называли «техасами», и что попало. 

Мнение о свободе и независимости ковбоев преувеличено. Их свобода была относительной, хотя бы потому, что они были всего лишь погонщиками скота, которые нанимались на работу к богатым фермерам-скотоводам.

Ошибочна и тематика многих песен в стиле кантри – красотки, индейцы, веселая и беззаботная жизнь. Ковбойские песни тогда действительно были, но в них пелось о тяжелой кочевой жизни, длящихся порой до года перегонах скота из Техаса в северо-восточные штаты, пыли, дорогах, голоде, усталости и нищете, потому что платили им не так уж и много – примерно 25 долларов в месяц.

В классических вестернах все ковбои исключительно белые. На самом же деле среди них было много мексиканских метисов. Примерно каждый третий ковбой был негром, а каждый четвертый индейцем. Из этого следует, что вражда ковбоев с индейцами – это выдумки сценаристов. С индейцами воевали переселенцы, которые захватывали их земли, и армия Северо-Американских Соединенных Штатов (САСШ), переселенцев поддерживавшая. Ковбои с индейцами сосуществовали вполне мирно, хотя бы потому, что среди них самих было много индейцев, и именно индейцы продавали им или обменивали продукты и нужные во время перегона скота по безлюдным местам вещи.

Ни один из ковбойских фильмов не обходится без стрельбы из всего, что стреляет, и это еще один миф о ковбоях.

Во-первых, револьверы ковбои носили редко. Во-вторых, если кто-то их и носил, то использовал только в крайних случаях, заменяя выстрелом в воздух щелканье бича, чтобы направлять стадо. Гораздо чаще у ковбоев были с собой только ружья, причем вовсе не знаменитые Winchester rifle, которые принято показывать в фильмах. Самые первые «Винчестеры» серийно выпускать малыми партиями начали в 1864 году, и для простых пастухов они были дорогим удовольствием.

А кино ковбоев показывают исключительно меткими стрелками. Они стреляют друг в друга на скаку и при этом умудряются друг в друга попадать, стреляют из револьверов на большие дистанции и, как ни странно, тоже попадают, стреляют от бедра с двух рук чуть ли ни автоматными очередями, и тоже попадают. А теперь горькая правда.

Знаменитый Colt Single Action Army, Model 1873, SAA, прозванный Peacemaker – «миротворец» имел прицельную дальность в 25 метров, поэтому ни о каких больших дистанциях речи идти не может. Ударно-спусковой механизм в нем одинарного действия. Большим пальцем руки, в которой стрелок держит револьвер, или второй рукой, он должен взвести курок, при этом провернется барабан, и только после этого при нажатии на спусковой крючок произойдет выстрел. Согласитесь, что стрелять сразу из двух револьверов так неудобно и медленнее, чем из одного, взводя его второй рукой. По два револьвера сразу действительно носили, но вовсе не для стрельбы с двух рук. Во-первых, дело в том, что их перезарядка была делом небыстрым. Во-вторых, в «миротворцах» не было предохранителя, и чтобы избежать случайного выстрела, одну камору в шестизарядном барабане нередко не заряжали. Итого, два револьвера – 10 выстрелов. А если еще и осечки из-за невысокого качества патронов?

Чтобы не погрешить против истины, нужно сказать, что меткие стрелки, которые 
умели стрелять от бедра и взводить курок второй рукой, добиваясь высокого темпа стрельбы, действительно были, но это были не ковбои, а стрелки-профессионалы, которые научились этому длительными тренировками и большим расходом дорогих патронов. Чаще всего ими были шерифы, их помощники, охотники за головами и стрелки, которые устраивали представления на ярмарках, то есть, те, для кого меткая стрельбы была профессией или неотъемлемой ее частью.

Еще одна связанная со стрельбой выдумка сценаристов и режиссеров – это перестрелки в салунах. Дело в том, что в те времена в патронах использовали дымный порох, и после каждого выстрела стрелка окутывало облако дыма. Один выстрел в помещении – и все бегут на улицу, потому что нечем дышать. Первый рецепт бездымного пороха был придуман французом Полем Вьелем в 1884 году, а первым оружием, в 1888 году, в котором использовались патроны с бездымных порохом, были винтовки Лебеля в армии Австро-Венгрии, то есть все это тогда, когда эпоха ковбоев уже закончилась.

Классический поворот сюжета в ковбойском фильме – это смерть друга положительного героя или же смерть отрицательного героя в драке в салуне, в перестрелке с индейцами или другими ковбоями. В действительности основной причиной преждевременной смерти ковбоев была пневмония – их профессиональное заболевание, и травмы, которые можно отнести к категории производственных.

В фильмах часты сцены, в которых ковбои пьют виски, а некоторые из них вообще беспробудные пьяницы. У реальных ковбоев на это не было ни времени, ни денег. Как уже говорилось, заработок «коровьего парня» был невелик. Зимой многие ковбои были вынуждены работать на ранчо просто за еду и крышу над головой, занимаясь объездами территории ранчо, ремонтом оград, поиском отбившихся от стада коров, клеймлением молодняка и многим другим. Сравнительно большие деньги (около 25 долларов) ковбои получали лишь за перегон скота. И кстати, пить предпочитали они не виски, как это показано в фильмах, а значительно более дешевое пиво. К тому же многие из ковбоев были набожными людьми.

5
1
Средняя оценка: 3.625
Проголосовало: 8