Карелы и вепсы: всё для Победы
Карелы и вепсы: всё для Победы
Победа СССР в Великой Отечественной войне ковалась представителями всех его народов, от самых многочисленных до самых малых. В некотором смысле малые народы понесли более значительный ущерб. Ведь даже гибель на фронте нескольких десятков молодых представителей такого народа означало резкое сокращение его и без того небольшой численности без возможности её восстановления. В этой статье речь пойдёт о вкладе в Победу коренных народов Русского Севера.
В перестроечные времена западный агитпроп пытался навязать нашим гражданам искажённое видение причин советско-финляндской (Зимней) войны 1940 г. Финляндия, учитывая её политику по отношению к Советскому Союзу, на невинную жертву вовсе не тянула.
Любой враг Советского Союза – наш друг. Такого было политическое кредо тогдашнего финского правительства. Финляндия сближалась с гитлеровской Германией и отказывалась от всех предложений Москвы разрешить территориальный вопрос. Сталина не устраивала близость советско-финской границы с Ленинградом. Он предлагал финнам гораздо больший кусок земли в обмен на территорию, примыкающую к Ленинграду; просил у финнов в аренду часть п-ва Ханко и острова в Финском заливе; предлагал различные варианты партнёрских отношений, и всё с единственной целью – обезопасить Ленинград в условиях гитлеровской экспансии в Европе.
Финляндия все предложения отвергла, потому что не отказывалась от планов построить Великую Финляндию – присоединить земли традиционного проживания финно-угорских народов Русского Севера (карелов, вепсов, сету, ижорцев, лопарей).
В лихолетье Гражданской войны в России финны уже пытались отторгнуть часть Карелии, но неудачно. Несмотря на малочисленность финно-угорских народов Русского Севера, территория их проживания имела стратегическую ценность, потому что располагалась в непосредственной близости от второй столицы Советского Союза – Ленинграда, главной базы советского Балтфлота.
Потерпев поражение в Зимней войне, Хельсинки пошёл на ускоренное сближение с Гитлером. Вторгнувшись на советскую территорию через девять дней после вторжения Германии, и участвуя затем в блокаде Ленинграда, Финляндия взяла в пропагандистский оборот финно-угров Русского Севера. Однако идея Великой Финляндии не нашла отклика у карелов и вепсов.
В столицу Карелии Петрозаводск финские оккупанты вошли 1 октября 1941 г. Проживавшее в городе и близлежащих районах коренное население было поставлено оккупационной администрацией в привилегированное положение по сравнению с русскими. Например, карелам и вепсам платили в 3-4 раза больше за работу, школьникам этих национальностей полагалось дополнительное питание, им раздавали одежду из Финляндии. Для карелов и вепсов открыли несколько учреждений медицинского типа. У карела и вепса, если угодят в финские застенки, был шанс выйти на свободу живым и невредимым. Несмотря на такие соблазны, предателями карелы и вепсы не стали.
Финская пропаганда называла нападение Финляндии на СССР освободительной миссией для родственных народов. Поначалу финские солдаты даже проявляли некоторую учтивость в общении с карелами и вепсами. По мере ухудшения положения на фронте менялось и отношение финнов к местным.
Из Финляндии в Карелию прибыли учителя финского языка и лютеранская миссия.
Языковой барьер между карелами и вепсами, с одной стороны, и финнами, с другой, практически отсутствовал, учитывая родственность языков. Но это не сделало советских карел и вепсов поклонниками Великой Финляндии. Оказавшись в оккупации, эти люди вели свою молчаливую войну с врагом.
Так, финская лютеранская миссия практически не имела успеха среди них. Карелы и вепсы тянулись больше к православию. Население в массе своей ждало прихода Красной армии, в рядах которой сражались сотни карел и вепсов. Сражалась Анна Лисицына, связная-вепсянка. Летом 1942 г., переплывая Свирь с важными документами, 20-летняя Анна начала тонуть. Прикусив руку, чтобы не закричать от ужаса и не привлечь внимание финских солдат, девушка пошла на дно. Документы успела передать напарнице, Марии Мелентьевой. В 1943 г. Лисицыной присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. В этом же году погибла Мария Мелентьева.
Сражался карел-артиллерист Филиппов Василий Макарович. Он погибнет в 1944 г. и тоже будет награждён Золотой Звездой Героя. Сотни карелов дрались с врагом в партизанских отрядах. Война прошлась безжалостной косой по вепсам и карелам. Когда в вепских деревнях после войны вывешивали списки погибших в местных клубах, встречались по 10-15 одинаковых фамилий. Вепсы – народ малочисленный, многие друг другу родственники.
«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». Эти строки как нельзя лучше отображают вклад карелов и вепсов в Великую Победу. В 1942 г. жители нескольких районов Карелии были отселены из 25-км прифронтовой зоны. Ввиду высокой потребности Красной армии в сельхозпродукции, было решено провести предпосевные и посевные работы в зоне отселения, несмотря на угрозу её захвата врагом. Благодаря самоотверженному труду карельских и вепских крестьян объём собранного урожая в некоторых колхозах достигал 108%, полностью покрывая норму поставок для фронта.
А в это время сами колхозники умирали от истощения. В Шимозерском сельсовете за первое полугодие 1943 г. родились всего 27 детей, умерло 445 человек, из них 106 детей младше 8 лет. Основная причина смерти – голод. Похожая ситуация складывалась и в других сельсоветах. Невзирая на это местные жители сдавали на нужды фронта тёплую одежду, рыбу, картофель. Ибо всё для фронта, всё для Победы!