Легенда советского кинематографа, или Что мы смотрим на Новый год

«Новый год к нам мчится, скоро все случится»…

А какой же Новый год без Деда Мороза, Снегурочки и снежных сугробов? Хотя с сугробами я несколько погорячился. У меня, например, елка обычно стоит на асфальте в окружении газонов с чахлой, но все-таки зеленой травой, а на Новый год традиционно идет не снег, а дождь. Но мандарины, оливье, селедка под шубой, холодец – это неизменно у всех. А еще по ставшей классикой традиции на Новый год положено смотреть «Иронию судьбы, или С легким паром!». Вот и решил я поделиться тем, что удалось узнать об этом фильме, который давным-давно все знают наизусть, но все равно каждый раз смотрят, как в первый раз.

Все началось не с самолета в Ленинград, а с поезда в Киев, не с фильма, а с пьесы, но Москва как отправная точка и баня там тоже присутствовали. В 1969 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…», причем они не претендовали на что-то выдающееся, потому что сделано все это было исключительно для заработка, как они признались. Ее сюжет родился из реальной истории:

«Вспомнили историю, как один человек 31 декабря пошел в баню, там выпил, потом зашел к друзьям, которые отмечали годовщину свадьбы. В гостях он быстро надрался. Пьяный шутник, один из гостей (говорят, это был Никита Богословский, знаменитый своими розыгрышами, но он не раз от этого публично отрекался) отвез его на Киевский вокзал, дал проводнице общего вагона десятку. Бедолага очнулся на третьей полке, когда поезд уже подходил к Киеву. Он оказался в чужом городе с портфелем, веником и 15 копейками в кармане. Как дальше сложилась судьба этого человека, мы не имели понятия», - рассказывал Эльдар Рязанов.

Героя пьесы пересадили с поезда на самолет, вместо Киева отправили в Ленинград и придумали, что могло происходить дальше.

Столичные театры пьесы с минимумом персонажей и действием в одной декорации отказались, но к 1974 году она с успехом шла уже в почти сотне театров по всей стране. Именно тогда у Рязанова и Брагинского появилась идея переработать ее. Количество реплик было уменьшено, а количество локаций наоборот увеличено, несколько изменен сюжет и вскоре появился сценарий двухсерийного фильма.

Чиновники «Мосфильма» усмотрели, что две серии для комедии – это слишком много, к тому же она «пропагандирует пьянство и распутство». Но председатель Гостелерадио Сергей Лапин высоко оценил сценарий и дал добро на съемки.

Роль Жени Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но по сценарию требовалось, чтобы герой фильма не пользовался успехом у женщин, что в случае с Мироновым выглядело бы неправдоподобным, к тому же Рязанов видел его исключительно в образе Ипполита. Миронов от роли Ипполита отказался. На роль Жени пробовали Олега Даля, Петра Веньяминова, Станислава Любшина, Иннокентия Смоктуновского, а Андре Мягков ее получил практически случайно. От Рязанова срочно требовали для утверждения список актеров, и ассистент режиссера Наталья Коренева предложила своего знакомого - тогда еще мало известного актера Андрея Мягкова. После первой же пробы Эльдар Рязанов выбрал на роль Жени Лукашина именно его.

Спустя много лет Мягков признался: «Этот фильм поставил крест на моей карьере. Все считают меня алкоголиком, хоть в действительности спиртного я не люблю, а баню просто не-на-ви-жу! Я этот фильм уже не смотрел лет 20. Это насилие над зрителем, когда его показывают в Новогоднюю ночь». Но в этом он, скорее всего, погорячился, потому что после «Иронии судьбы» он снялся еще в 35 фильмах, в том числе и в не менее легендарном «Служебном романе».

Что касается Андрея Миронова, то в «Иронию судьбы» но все же попал, но лишь экране телевизора, который включил Ипполит в квартире Нади Шевелевой. Там показывали сцену из «Соломенной шляпки» с Мироновым и Людмилой Гурченко, которая в «Иронии судьбы» пробовалась на роль Нади. Премьера «Соломенной шляпки» на телевидении состоялась 31 декабря 1974 года. По мнению Рязанова, такая ненавязчивая привязка новогодней истории Жени и Нади к реальному события и дате должна была придать ей большую достоверность.

Помимо Людмилы Гурченко на роль Нади Шевелевой претендовали Валентина Талызина, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Антонина Шуранова и Марина Меримсон, но каждый раз Рязанова что-то не устраивало. Надю режиссер нашел после того, как посмотрел польский фильм «Анатомия любви», главную роль в котором сыграла Барбары Брыльска. Она прилетела в Москву, сходу прошла пробы, и единственным препятствием остался ее хриплый голос и польский акцент, который не сочетался с образом учительницы русского языка и литературы из Ленинграда. Эту проблему решили тем, что Брыльску озвучила Валентина Талызина. Впоследствии она возмущалась: «Я за Брыльску говорила, Пугачева пела. А она получила государственную премию. За что?».

За Брыльску в фильме действительно пела Алла Пугачева, а за Мягкова – Сергей Никитин, но есть и одно исключение. «Балладу о прокуренном вагоне» Мягков спел сам, а за Брыльску не Пугачева, а Талызина. Кстати, Талызина появилась не только за кадром, но и в самом фильме, но в роли не Нади, а ее подруги Вали, которая пришла к ней в гости вместе с Таней, которую сыграла Лия Ахеджакова.

Роли невесты Жени Гали должна была играть Наталья Гвоздикова, но досталась она Ольге Науменко, которая уже успела сняться в 6 фильмах. Тем не менее, считается, что эта роль стала ее путевкой в большое кино.

По поводу антагониста Жени Лукашина Ипполита вопросов не возникало. Его должен был играть «заслуженный злодей советского кино» и любимец женщин Олег Басилашвили. Но не сложилось. Сначала у него умер отец, потом его друг Ефим Копелян, и Басилашвили не смог принять участия в съемках. Заменой ему стал Юрий Яковлев. Но Басилашвили в фильме все же появился. Женя Лукашин выбросил в окно фотографию Ипполита-Яковлева, а на улице Надя подобрала фотографию Ипполита-Басилашвили – этот эпизод сняли до того, как стало известно, что он не сможет сниматься. Переснимать эпизод не стали.

Кстати, знаменитых фраз Ипполита: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!», «О! Тепленька пошла», - в сценарии не было. Это творчество Юрия Яковлева, которое так и осталось в фильме. Все блюда на столе во время съемок были настоящими, и приготовленная бутафорами заливная рыба действительно была несъедобной. А фраза в душе вырвалась у него, потому что он не ожидал, что в ванной в съемочном павильоне вода будет действительно горячей. 

Есть в фильме и «тайный актер», не указанный в титрах в качестве актера. Это сам Эльдар Рязанов, который сыграл соседа Жени Лукашина в самолете, у которого он все время засыпал на плече. Кстати, Рязанова эта сцена расстроила, потому что было видно, что он начинает лысеть, но вырезать из фильма этот эпизод он не стал.

Несмотря на то, что основные события фильма происходили в Ленинграде, все съемки проводились в Москве. Когда Надя идет по ленинградским улицам за билетом для Жени ее даже догнал московский трамвай. Роль домов Жени и Нади сыграли экспериментальные новостройки на пр. Вернадского, №125 и №113. На доме Жени жильцы даже повесили табличку «В этом доме в 1975 году проходили съемки фильма режиссера Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Здесь жил Женя Лукашин». Табличку, кстати, однажды украли, но жильцы сделали новую. Все это было снаружи, а квартирные съемки проходили в павильоне, причем для транформации квартиры Жени в квартиру Нади просто переставляли предметы интерьера, и это породило многочисленные киноляпы.

Знаменитую сцену в бане тоже снимали в павильоне. Вот, как об этом рассказывал Александр Ширвиндт:

«Эта история уже стала хрестоматийной. «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!». Сам Рязанов отрицал, что в фильме был использован именно «пьяный дубль».

Что было еще интересного? Снега на улицах было мало, поэтому его делали из ваты, резаной бумаги и пенопласта, метель делали ветродуем, а съемки закончили в июне.

«Шесть месяцев картина ждала нового, 1976 года, а в месте с ним и телевизионной премьеры. Все это время до меня регулярно доходили разные слухи: говорили, например, что картину не выпустят из-за пропаганды пьянства. На наше счастье, раньше всех в СССР фильм посмотрел Брежнев, и ему картина очень понравилась», - рассказывал Эльдар Рязанов.

Первые «Иронию судьбы, или С легким паром!» показали по телевидению 1 января 1976 года, и с тех пор фильм стал традиционным новогодним фильмом на целые десятилетия. В этом году ему исполнилось уже 44 года.

5
1
Средняя оценка: 2.727
Проголосовало: 337