Грани культурной жизни Донецка
Грани культурной жизни Донецка
Когда я в очередной раз недавно в середине января 2020 приехал в Донецк, журналистка Кристина Мельникова меня спросила:
– Почему вы приезжаете регулярно в Донбасс, что вас в нем привлекает?
Я ответил:
— Думаю, что Донбасс — это фронтир русского мира. Из истории видно, что он искусственным образом оказался в составе Украины и страдал в течение десятилетий от насильственной украинизации. Рано или поздно все это должно было закончиться. Я вообще на Донбассе и особенно в Донецке чувствую, что нахожусь у себя дома. Я вижу, как молодежь здесь живо интересуется и старается возрождать традиции русской литературы. Я специально, вернувшись в Москву, посмотрел, что происходит с русской литературой на Украине. Она сегодня фактически оказалась в гетто. С помощью принуждения навязывается литература на украинском. С ней вроде бы все неплохо, только читателей у нее практически нет. А ведь не забудем, что лучший русский писатель 20-го века Михаил Булгаков был киевлянином. Можно ли себе представить, что он мог бы появиться в современном Киеве!?
Донецк сегодня переживает сложное время: в окрестностях города по-прежнему окопались силы ВСУ, которые никуда уходить не торопятся; вялотекущая война продолжается, люди гибнут, хотя и не в таком количестве, как во время активных боевых действий.
На этом тревожном фоне в Донецке и по всей ДНР происходит возрождение культуры: работают театры, программа Донецкой филармонии насыщена и разнообразна, зрители с удовольствием посещают спектакли и концерты. Я вспоминаю, как во время годовщины памяти главы республики Александра Захарченко в ДНР приезжала замечательная пианистка Валентина Лисица. Пианистка родилась в Киеве и достаточно давно в 1990-е годы переехала в США, но много гастролирует по миру. После начала боевых действий на Донбассе Валентина Лисица активно поддержала его жителей и стала регулярно туда приезжать. В августе 2019-го она дала несколько концертов в ДНР, причем один из них на железнодорожной станции в Дебальцево, городе, пострадавшем от тяжелых боев зимой 2015 года https://dnrailway.ru/valentina-lisitsa/
Ярким событием во время моей недавней поездки в Донецк стала премьера фильма «Позывной «Донецк». История одного аэропорта» Семена Пегова, прошедшая 15 января 2020. Журналистка «КП-Донецк» Юлия Андриенко поделилась своими впечатлениями: Свидетельства непосредственных участников тех героических дней сложно переоценить. Среди них были Захарченко, Гиви, Моторола. И, глядя на экран, с трудом верилось, что их больше нет, столько там энергии и веселой злости. Оказывается, Захарченко частенько находился в легендарной «девятке», где, отказавшись от особых условий, предлагаемых ему бойцами, был постоянно рядом с рацией, а стол одновременно служил ему кроватью, когда удавалось ненадолго вздремнуть. https://www.kp.ru/daily/27079.4/4150344/ На следующий день 16 января в Донецкой республиканской библиотеке для молодежи состоялась творческая встреча с Юлией Чичериной и Семеном Пеговым. Юлия пела, а Семен вдохновенно читал свои стихи https://www.youtube.com/watch?v=BE3q0jskj90&feature=emb_logo Чичерина регулярно приезжает на Донбасс и стала неотъемлемой частью его культурного ландшафта. Не перестаю удивляться, откуда она берет свою неисчерпаемую энергию и веру в донбасский народ. Чичерина вместе с Пеговым активно участвовала в презентации фильма, посвященного борьбе за освобождение донецкого аэропорта. Показы фильма в городе, бесплатно организованные в разных кинотеатрах, стали значительным культурным и не только событием, напомнившим дончанам о героических страницах борьбы за свободу Донбасса.
Пианистка Валентина Лисица дает концерт на железнодорожном вокзале в Дебальцеве
18 января вместе с журналисткой Юлией Андриенко я оказался в прифронтовом поселке «Октябрьский», где побывал на репетиции детской молодежной группы «Пластилин», с удовольствием посмотрел, как танцуют дети, и побеседовал с их руководительницей Ларисой Балыкиной. Видео танца «Дети войны», исполняемого группой, можно посмотреть https://www.youtube.com/watch?v=65-huHOf6ZQ Удивительно, как культура буквально сквозь щели прорастает в самых труднодоступных и уязвимых для жизни местах.
Литературная молодежь Донецка всерьез взялась за возрождение русской литературы на Донбассе. Сегодня этим занимаются различные литературные кружки и отдельные энтузиасты. Созидательную роль в этом процессе играет клуб «Куприн», существующий уже три года и объединяющий творческих людей https://www.instagram.com/kuprin_don/ Я бы выделил молодую издательницу и поэтессу Розу Лермонтову (фамилия наследственная!), выпускающую в последние годы журнал «Рассвет» (смотрите страницу журнала https://vk.com/lit_jurnal_rassvet ). Молодые авторы умеют писать ярко и глубоко. Меня поразило стихотворение «По венам» Катерины Агте, журналистки агентства News-Front, пишущей под псевдонимом Катя Катина. Катя вспоминает в нем своего друга Андрея Милославского, погибшего в сентябре 2020 в районе Коминтерново:
Растекается по венам тоска…
Хоть кричи, хоть молчи – снова пусто!
Разделила гробовая доска
Нас с тобою… Но только не чувство.
Безысходностью клокочет в груди,
Мир в тумане, как будто сквозь вату…
И по кругу опять идти
Между депрессией и принятием.
Лишь любовь помогает мне жить,
Хоть она безответна теперь.
Между нами – незримая нить,
Между нами – закрытая дверь.
Быть нам вместе не суждено.
Мы с тобою в разных мирах
Это больно, но так решено
Бессердечно на небесах.
Говорят, что пора отпустить.
Причитают: «Не хватит сил»…
Мне же хочется их спросить:
«А ты сам когда-то любил?»
Так любил, чтоб душой пропасть!
Так скучал, что считал минуты!
Не страшна эта смерть-напасть,
Если помнят тебя и любят…
Время в бездну течет, но пусть
Сокращает разрыв между нами.
А по венам по-прежнему грусть
Растекается ядом-дурманом…
Вечные ценности на Донбассе переживаются острее, чем в мирных краях. Катерина Агте стала номинанткой национальной премии «Поэт года» за 2019, проводимого порталом www.stihi.ru
В Донецке я познакомился с Евгенией Ермольченко, художницей, знатоком теории цвета и певицей. Она ведет свой собственный сайт https://geniafineart.wixsite.com/yermolchenko и проект «Светомузыка» в ВК https://vk.com/light_plus_music Евгения старается осмыслить разные состояния света: «Не обычного солнечного, а света человеческой души, вызванного к жизни разной музыкой».
Ощущением света человеческой души проникнут портрет грузинского патриарха Илии II, сделанный художником из Макеевки протодиаконом Нестором Филатовым.
Во время последней поездки мне удалось познакомиться с примадонной Донецкой филармонии замечательной певицей Анной Братусь. Анна в трудные годы военного конфликта вернулась в родной город. Она сама объясняет это так: «В период войны, ещё более остро ощущается, как людям нужна музыка, поэтому я живу и работаю в своём родном городе для своего любимого донецкого зрителя». Неслучайно на Донбассе родился один из крупнейших российских композиторов 20-го века – Сергей Прокофьев.
Интересная особенность Донецка – наличие небольшой французской общины, появившейся здесь после освобождения города в 2014. Это – твердые сторонники независимости Донбасса и его союза с Россией. Я снова встретился с Франсуа Модеме (François Mauld d'Aymée). Франсуа делает удачную сольную певческую карьеру в Донецкой филармонии, является активным и харизматичным членом Молодежного парламента ДНР, издает небольшой донецкий журнал на французском языке http://donntu.org/sites/default/files/documents/le_regard_3.pdf Знаковой фигурой в городе стал и французский воин-интернационалист Эрван Кастель, сражающийся в рядах ополченцев с начала 2015-го и первой операцией которого стало участие в боях за освобождение Дебальцева. Одновременно Кастель ведет свой блог на французском http://alawata-rebellion.blogspot.com/ рассказывающий о сопротивлении на Донбассе. По его мнению, день, когда Донбасс восстал против киевской власти, это – день, когда сердце Европы вновь начало биться.
Я уезжал из Донецка с добрым чувством. Вместе со мной в такси ехала москвичка, приезжавшая в Донецк на операцию к известному пластическому хирургу Евгению Гришину. Для меня это стало верным признаком возрождения шахтерского края.
Ополченец из Франции Эрван Кастель
Юлия Чичерина и Семен Пегов на премьере фильма «Позывной «Донецк». История одного аэропорта»
На репетиции хореографической группы «Пластилин»
Автор с Ларисой Балыкиной
Издатель и редактор журнала «Рассвет» Роза Лермонтова
Евгения Ермольченко в мастерской
Анна Братусь на сцене Донецкой филармонии
Портрет грузинского патриарха Илии II кисти художника из Макеевки Нестора Филатова
Художник А. Болотов.