Маршрут. Прикосновение к чуду: туровские кресты
Маршрут. Прикосновение к чуду: туровские кресты
Совсем недавно о небольшом городишке Турове на стыке Гомельской и Брестской областей знали, пожалуй, только жители Беларуси. А сейчас сюда приезжают не просто туристы, но паломники если не со всего света, то уж со всей Европы точно, устраивая крестные ходы. И влечет их сюда настоящее чудо: каменные кресты растут прямо из земли, реально увеличиваясь в размерах! Более того – они обладают чудодейственными силами, способными исцелять больных. И потому на площадке перед Борисо-Глебским кладбищем, где явились миру эти кресты, можно видеть автобусы и легковые машины с номерами разных государств – каждый приехавший желает лично прикоснуться к чуду.
Здесь я бывал ровно 10 лет назад и вот снова держу путь в эти знаменитые места. И ничего, что предстояла дальняя дорога – почти 700 км в один конец: впечатления того стоили!
Разверзлись хляби небесные…
Началось путешествие с чудес: они начались задолго до появления Турова на горизонте.
Проливному дождю, полоскавшему нас всю дорогу, казалось, не будет конца. Взмахи «дворников», сгонявших потоки воды с ветрового стекла, утомляли больше, чем оставленные «за кормой» километры.
Но стоило приблизиться к райцентру Житковичи, от которого до Турова всего 25 км, как тучи расступились, окрестности озарились солнечными лучами! Мы подумали: это хороший знак – или начались те самые явления, ради которых мы затеяли столь неблизкий путь, или просто нас бог любит. В любом случае, такое ознаменование нашего появления в здешних краях вселяло оптимизм.
Более того – Житковичи оказались городом, весьма интересным по решению архитектурных проблем. Например, такая яркая картинка из современности: ресторанчик на выезде из города не просто носит романтическое название «Ковчег». Он и построен в виде корабля как снаружи, так и внутри: вместо зала – кубрик, на месте кухни – камбуз, подсобные помещения – «банка», гальюн, каюта. Спросили у хозяина, чем вызвано такое пристрастие к морской тематике. И услышали: «Так я же сам – моряк! Да и путь от нас к морю повторяет варяжский транзит, по которому скандинавы ходили в Константинополь: сначала по Припяти, затем в Днепр, а оттуда – уже рукой подать до Херсона, который стоит на устье Днепра при впадении в Черное море».
А разве можно у нас увидеть обычный городской квартал из современных пятиэтажных «коробок», в центре которого сооружена маленькая часовенка? И каждый человек в любое время радости или печали может зайти сюда и помолиться – во здравие или за упокой. Эта часовенка оказалось важной деталью в восприятии результатов нашей поездки в целом, если учитывать глубокие исторические и религиозные корни повествования – чем ближе к Турову, заложенному еще в дохристианские времена, первое упоминание о котором найдено в «Повестях временных лет» и датируется 900 годом, тем сильнее ощущалось дыхание веков.
Мост между прошлым и нынешним
Интересная река Припять возле Турова: кроме судоходного русла, разбившегося на два рукава, взору предстали многочисленные старицы и затоки. Да еще добавили колорита речушки Язда и Струмень – притоки Припяти, у слияния которых и возведен город. Показалось: два берега, соединенные длинным мостом – как прошлое и настоящее. А живописная пойма – это вся история Турова, непростая и загадочная. И над ней словно воспаряешь, когда проезжаешь по высокому мосту, ощущая себя птицей, парящей над прошлым, но уже вне нынешнего времени.
«Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, а от него Туровици прозвашаяся» – так написано в «Повестях временных лет» о Турове. Тогда город принадлежал Киеву, в котором правил род Рюриковичей. Здесь было довольно большое поселение: по утверждению археологов, проводивших раскопки, крупнее тогдашней Москвы – более 30 километров в диаметре. Были развиты многие виды производства, в том числе плавление металлов, ремесленничество, гончарство и торговля. Иначе и быть не могло: по Припяти мимо Турова пролегал водный путь, по которому викинги возили товары из Азии в Скандинавию. Да и названием своим город обязан тем же скандинавам, а конкретно – конунгу Туру, который основал поселение, где викинги могли сделать передышку во время длительных переходов по морям и рекам. Правда, есть иные версии происхождения названия города: якобы от водившихся в окрестностях многочисленных табунов древних быков-туров, впоследствии истребленных человеком.
Много раз город был разрушен: сначала Крестовые походы, потом татарские набеги в 1502 году – первый раз, потом, после восстановления Турова татары в 1521 году еще раз напали и сожгли поселение. Немало испытаний выпало на долю Турова и позже: им овладели восставшие крестьяне и казаки под предводительством Северина Наливайко, потом его захватили народные войска украинского гетмана Богдана Хмельницкого, а через год Туров оказался под гнетом войск Речи Посполитой под командованием Януша Радзивила и при этом был сожжен дотла. Все это привело к снижению роли Турова в политической и торговой активности. Да еще его умудрялись конфисковать при переделах княжества, а также использовать в качестве выкупа за невесту – польскую принцессу Сапегу. Как итог – уменьшение числа поселений до 110 в 1667 году, хотя двумя десятками лет ранее домов было в 4 раза больше.
И все же Туров возродился. И далеко не самую маленькую роль сыграло внедрение христианства в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь; сия чаша не миновала и Туров: в нем было построено 76 храмов и 5 монастырей. От них сохранилось немногое: развалины собора на Замковой горе, насыпанной по приказу князя вручную – это был едва ли не самый крупный храм в Белоруссии, кроме Полоцкого Софийского собора – 6-столповый величественный собор, построенный в ХII веке и разрушенный 3 мая 1230 года землетрясением в Карпатах, отголоски которого катились до Турова. Под развалинами этого храма во время раскопок нашли два саркофага с останками женщины и ребенка. Над развалинами храма в наши дни возведен специальный саркофаг из стекла и металла, который охраняет этот археологический объект от воздействия неблагоприятных климатических явлений и разграбления на сувениры. Кроме этого, в 1810 году была построена деревянная Церковь Всех Святых, уцелевшая во время всех пронесшихся над Туровщиной войн и сохранившаяся как действующий храм до наших дней. По случаю 1000-летия основания Туровской епархии эту церковь посетил Президент Белоруссии А. Лукашенко и подарил церкви икону с золотым окладом и памятной надписью.
Церковь, уцелевшая во всех войнах
«Слово» Кирилла Туровского
С историей города неразрывно связана деятельность летописца, писателя и проповедника Кирилла Туровского, положенного в сан епископа. За время служения он написал 35 молитв, 20 «слов», 2 сказания, 3 поучения, каноны и стихары – всего около 70 произведений, часть из которых вошли в «Златоуст» и «Торжественник». Ему же приписывается авторство «Слова о полку Игореве», но некоторые исследователи отвергают эту версию, основываясь на несходстве стиля Кирилла и «Слова».
Последние 4 года своей жизни епископ провел в уединенной келье в монастыре, «в столп вшед и затворился», где и умер. Просветителя и проповедника причислили к лику святых, а его мощи якобы хранились здесь же, но потом, после разрушения монастыря, таинственно исчезли. Говорят, что они до сих пор находятся под 4-метровым крестом на Борисо-Глебском кладбище. Их однажды во время рытья могилы нашел местный житель, которому во сне было откровение, что это именно мощи Кирилла Туровского. Но случилась эта находка в смутные времена мракобесия 30-х годов, когда даже посещение церкви каралось властями. И потому священник, к которому обратились за советом: что делать с найденными мощами, побоялся спрятать их в церкви. Но все равно это опасение не уберегло священника от ареста и гибели в мясорубке сталинских лагерей.
Памятник Кириллу Туровскому
Были в Турове еще два епископа, впоследствии возведенные в число святых: Лаврентий и Мартин. Мощи Лаврентия покоятся в Киево-Печерской лавре, а о захоронениях Кирилла и Мартина толком ничего не известно. Правда, в летописи устами Мартина сказано: «Не ищите, где похоронен я – придет время: сам вам покажусь».
Время пришло?
Существует старинная легенда, передаваемая из поколения в поколение: по Припяти, против течения, в Туров из Киева однажды приплыли 12 (по числу апостолов) каменных крестов. Когда их вытаскивали из реки, ее воды словно обагрились кровью – так символически выражался протест против насильственного внедрения христианства. Кресты установили на берегу реки. И стояли они, как символы веры и надежды, почти тысячу лет, пока в 1930 году по приказу большевиков их не вырыли и не сбросили обратно в реку.
«А потом, – рассказывает церковный староста Валерий, – начались чудеса: через семь лет кресты, правда, не все из утопленных, а только два, вновь появились на поверхности воды. Они плыли рядом, касаясь своими перекладинами, словно два человека, взявшись за руки. Заметили их мужики, выпивавшие на берегу реки. Сначала подумали, что это плывут бревна. Решили подтянуть их к берегу и использовать на дрова. Оказалось, это повторяется сюжет древней легенды. Надо сказать, что мужики, заметившие плывущие кресты, были неверующими, отнюдь не фанатами православия.
Эти кресты сейчас находятся в Церкви Всех Святых, в народе их называют «отец» и «мать». А третий был найден позже. И тоже в реке. Его заметил местный житель Иван, ловивший рыбу. Он подумал, что крест деревянный, смытый разливом с Борисо-Глебского погоста. Однако, когда увидел, что крест каменный, но тем не менее держится на плаву, сильно перепугался, все-таки время было тревожное – 1937-й год, да еще в памяти людской хранился пример священника, пропавшего в лагерях из-за загадочных крестов.
И этот крест был тайно предан земле на кладбище. А потом Иван умер и не успел (или не захотел) никому рассказать, где захоронен крест. А в 1997 году крест сам показался из земли – сначала люди думали, что это булыжник показался из почвы, как обычно камни «вырастают» на пашне. Но там их постоянно беспокоят лемехом, в результате чего они и появляются на поверхности. А на кладбище никаких работ не проводилось, однако через несколько лет «булыжник» приподнялся и все заметили, что он имеет крестообразную форму: сначала появилось правое крыло, а через два года – и левое.
Каменный крест в церкви Турова
Чудны твои деяния, Господи!
В первый год появления из земли креста как такового было отмечено первое чудо: зимой, в 20-градусный мороз, весь снег вокруг этого места растаял, а сам крест на ощупь был теплым. Ученые из Белорусской Академии наук, приехавшие по приглашению местных властей, не могли объяснить природу этих явлений. Была попытка закоренелых атеистов обвинить церковных служителей в попытке фальсификации явлений, однако никаких доказательств мошенничества не было обнаружено.
– Но, – продолжает Валерий, – ради справедливости надо сказать, что некоторые газеты писали неправду о том, что крест постоянно теплый – этого нет. Я сам наблюдаю за всеми изменениями, происходящими с крестом, и могу сказать, что он не только приподнимается над землей, но и увеличивается в своих размерах. Каждый год размах его
крыльев увеличивается примерно на полтора сантиметра, а с момента начала моих наблюдений в 2004 году по нынешнее время прирост размеров по горизонтали составил 6 сантиметров. Иногда мне говорят, что могут иметь место погрешности измерений, мол, никакой рулеткой точно нельзя измерить камень, но в то же время невозможно не заметить даже на глаз увеличение на 6 сантиметров.
Увеличение креста – не единственное необъяснимое явление. Периодически на его теле появляются таинственные рисунки: по центру возник 5-лепестковый цветок – якобы на теле Иисуса Христа было 5 ран. Потом это изображение сменил черный крестик величиной 4 х 4 см из сплошных линий, который через некоторое время побледнел; на его месте возникло изображение пунктирных линий, пересекавших друг друга. Затем пунктиры слились в единую линию – вновь возник крестик. На левом крыле обозначился цветок серо-стального цвета, а с правой стороны – такой же рисунок, но коричневый. На обоих изображениях появляются бутоны и лепестки.
Но более поразительны другие изображения – на кресте являлись два ангела, стоявших голова к голове, с крыльями в разные стороны. Спустя полгода они словно испарились, но на их месте очертилось распятие, над которым воссиял нимб. Со временем и это изображение поблекло, зато обозначился человеческий лик, ставший поясным портретом, а позже над головой человека появилась монашеская шапка.
– Возможно, – размышляет Валерий, – кто-то нам подает какие-то знаки. Но мы пока не можем их прочитать. Да и нужно ли нам это? Может, достаточно, что мы верим в чудо?
Валерий - церковный староста
Здесь, на месте Борисо-Глебского кладбища, когда-то было болото, но люди наносили сюда земли, чтобы построить на насыпном кургане один из первых русских монастырей. И за все время существования Турова не было случая, чтобы территория монастыря, а затем возникшее здесь кладбище в паводок было затоплено.
В память о разрушенном монастыре на кладбище воздвигнут крест. Говорят, под ним покоятся мощи Кирилла Туровского, но это не доказано. Зато есть неопровержимые факты существования подземного хода между бывшим монастырем и собором на Замковой горе: недавно староста Церкви Всех Святых Валерий разговаривал со стариком, который по приказу местных властей вместе с другими мужиками лично зарывал этот ход. Говорят, будто существовал подземный ход гораздо большей протяженности – между Туровом и Киевом, но это утверждение остается лишь предположением.
На стене в Борисо-Глебской часовне висит икона Пресвятой Богородицы Казанской Божьей Матери с интересной историей: долгое время она считалась утерянной – изображение на ней со временем истерлось, ее использовали в качестве подставки под бочкой с зерном. Но однажды хозяйке подворья ночью было виденье: «Подними бочку и достань икону!». Она разбудила сына, вместе они пошли, достали то, что прежде было простой доской. И видят на ней возникшее изображение лика Казанской Божьей Матери. В церковной жизни это явление называется обновлением образа, оно, пожалуй, сродни мироточению, но встречается гораздо реже.
Исцеляющая сила крестов
Когда я спросил Валерия, правда ли, что кресты обладают какой-то целебной силой, он улыбнулся:
– Сам по себе крест – это орудие против нечистой силы. В православии крест почитается как носитель животворящей благодати Бога Живаго. А тем паче – кресты с таким чудесным происхождением, как туровские: обычный камень по законам физики не может держаться на поверхности воды, не говоря о том, чтобы плыть против течения. Факт увеличения размеров крестов, как и появления их из земли тоже не поддается осмыслению. Впрочем, обнаружение каменных крестов в нашей местности, где ни гор, ни скал нет – вокруг только равнина с песками и торфяниками, уже само по себе чудо. Потому мы подходим к пониманию чудесности крестов не как к камням или идолам, а как причастность к благодати Божьей.
– Что же касается целебности, – продолжал Валерий, – то в библии сказано: «По вере вашей, да будет вам!». Если человек не верит, то с ним ничего не произойдет от прикосновения к крестам. Но есть и чудеса: прозревают слепые, неходячие встают с колясок. Вот пример: старушка, которая была парализована 15 лет назад, на глазах у 70 человек, собравшихся на похороны родственницы, встала на свои ноги и пошла. Ее сын привез сюда уже во второй раз, сначала нес ее на руках, но тогда ничего не случилось. А когда они приехали во второй раз, люди сказали: зачем нести так далеко, пусть посидит в машине, а ты сходи к кресту и помолись. Сын пошел, а когда вернулся, старушка отворила дверь машины и вышла ему навстречу. У сына был шок! Но потом старушка рассказала мне, что ей накануне был сон: если хочешь исцеления, езжай в Туров к кресту, и там случится нечто важное.
Сам Валерий тоже ощутил на себе исцеляющую силу крестов: когда-то в молодости в результате несчастного случая у него был сломан шейный отдел позвоночника. Несколько мучительных операций не помогли – долго он оставался неподвижным. И только когда Валерий обратился к богу, а затем посвятил себя служению ему, в том числе и дал обет следить за жизнью чудотворных крестов, в ходе чего не раз довелось прикасаться к ним, ему удалось переступить грань между жизнью и немощью. Он не только сумел подняться с кровати, но и получить высшее образование, окончив сельскохозяйственную академию.
Тот самый крест
Когда мы были на кладбище, сюда из Минска приехала молодая семья: родители привезли 7-летнего сына, который с самого рождения не говорил. Нам удалось побеседовать с отцом – он решил использовать, как он выразился, последний шанс: ни врачи, ни экстрасенсы, ни народные способы лечения не помогали избавлению от немоты. И тогда они поехали в Туров, к крестам.
Нам показалось неловким присутствовать при общении с крестом не потерявших надежду родителей и их несчастного сына, и мы отошли в сторонку. Но через полчаса вынуждены были вернуться. Несмотря на то, что здесь кладбище, мама и папа мальчика неистовствовали: танцевали от радости, плакали и радовались – сын начал говорить! Правда, слова были не совсем разборчивые, но это была уже речь, а не прежнее молчание!
Что это было – чудо? Или просто вера в то, что это чудо может свершиться?
Не всех допускает к себе крест: был случай, когда молодой парень пытался дотронуться до камня, но его руки в тот момент словно онемели. Обратился к священнику, а тот и сказал: «Сходи в храм, помолись, тебе очищение будет. А пока тебя нечистый одолел». А после покаяния крест принял парня, оказавшегося преступником с неотбытым наказанием, вселив в него уверенность в необходимости явиться в правоохранительные органы с повинной.
За полчаса до свершения чуда
Крест из крестов
Покидая Туров, мы еще раз убедились в особом расположении к нам божественных сил – едва наш экипаж отдалился от этих удивительных мест, встретивших солнечным светом и тишайшей безветренной погодой, как опять начались ураганные порывы невесть откуда появившегося ненастья, вновь по ветровому стеклу поползли струи дождя. Дочка сделала вывод: «Это нам бог сделал подарок, чтобы мы смогли и сами увидеть местные чудеса, и другим о них рассказали».
Однако это еще не все. Назавтра я поехал в школу, где когда-то учился – ей скоро исполняется сто лет, и намечается сбор всех выпускников. Там поделился с учителями яркими впечатлениями от вчерашней поездки в Туров. Один молодой учитель – Иосиф Радкевич – подошел и говорит: «Я писал дипломную работу по истории Турова и могу кое-что добавить к вашему материалу». Договорились, что он приедет вечером в деревню, где мы остановились.
Когда мы встретились, он начал вспоминать, как собирал материал о Туровщине, и сказал, что в его родной деревне Коротичи, что в соседнем Столинском районе, тоже есть растущие из земли кресты, нас словно оторопь взяла: они обнаружены также в деревнях Данилевичи Лельчицкого района, Хлупин – под Житковичами. Иосиф взял карту и стал отмечать места с крестами. Затем мы попробовали соединять точки линиями. Получился какой-то кривой прямоугольник. И тогда я предложил: «А если соединять линии не по контуру, а напрямик?» Как только Иосиф провел одну линию, затем другую, мы поняли – получается огромный крест! Его длинная сторона перекрывала почти половину Гомельской области, захватывала край Брестчины. По заверению Иосифа, в этих краях в давние времена простирались владения Туровского княжества.
Получается, что вся эта территория поныне находится под крестным покровительством божественных сил. И они, эти силы, в последнее время стали активизироваться, являя на свет божий перед нашими взорами многие свои тайны, в том числе в виде каменных крестов с их чудесными целительными свойствами. Что нам кто-то желает сказать или показать? Чему-то научить или от чего-то предостеречь? Что мы должны сделать, чтобы постичь тайны чудесных крестов? Как разгадать таинственные силы, способные отличить злодея от хорошего человека, дающие исцеление страждущим?
Одно бесспорно: туровские кресты – такая же загадка прошлых цивилизаций, как пирамиды в пустынях Египта или ушедшая под воды Мирового океана Атлантида. И увидеть их, прикоснуться к ним – большая удача. Нам это удалось.
Место поклонения неведомым силам
В тексте помещены фотографии автора.