Откуда есть пошла Украинская земля?..

Истоки Украины. Особый взгляд

Имея в виду известное изречение из летописи Нестора: «Откуда есть пошла Русская земля», можно ведь задаться подобным вопросом и в отношении Украины. Вопрос этот очень острый и в свете событий последних лет он приобрёл едва ли не основополагающее значение. Действительно, разобраться в истории Руси и Украины необходимо для того, чтобы отсечь немыслимую кучу мифов и откровенных сказок и даже бреда, что намели политические разборки между двумя нашими странами за последнее время. Увы, мы русские люди не испытываем сейчас положительных эмоций, когда думаем об Украине. Средства массовой информации (или дезинформации) сознательно или нет постоянно направляют на нас поток негатива относительно всего того, что творится на современной Украине. И в нашем сознании невольно складывается образ чудовищного антирусского государства, ненавидящего всё русское, всё что имеет отношение к России. Между тем мы же знаем (или подзабыли?) из истории русско-украинских связей множество и положительных примеров, доказывающих родство и близость наших братских народов. Пишу здесь слово братских без кавычек, ибо так оно и есть. Русские и украинцы – это нации одного славянского корня, но история разделила наши народы, а как это произошло? – это крайне интересно, от неясностей в этом вопросе и проистекает, во-многом, причина тех неурядиц, что, к сожалению, обострили отношения между нашими народами и привели сейчас едва ли не к войне «славян между собою». Вот давайте и разберёмся, как произошло рождение Украины и соответственно – рождение Великороссии из лона одного древнерусского государства, которое принято называть Киевской Русью.
Истоки Украины лежат там же, где и истоки Руси. Украина вылупилась из древнего «яйца», если можно так сказать, «Русской земли», что лежит вокруг Киева и южнее, на границе леса и степи, и центральной осевой линией которой является река Рось. Именно эту землю византийские источники именуют «страной Россией» с ударением на первом слоге. Жило здесь загадочное племя русов (или росов), племя родственное славянам, но и отличное от них. О происхождение этого племени разные историки говорят по-разному. Михайло Васильевич Ломоносов считал, что русы происходят от известного в истории народа росомонов, родственного аланам (современные осетины), некогда переселившегося из предгорий Северного Кавказа. Известный историк Костомаров полагал, что русы – это племя, родственное литовцам и обитало некогда в устье реки Неман, приводя в доказательство то, что эта река в устье своём и до сих пор называется Русой. Наконец, творцы «норманской теории» полагали, что русы – это вообще немцы и пришли из Скандинавии, хотя в самой Скандинавии норманисты сколько ни искали, но не смогли найти область, которая бы называлась Русью. Распространена также гипотеза о том, что русы – это западные (поморские) славяне с острова Ругов (остров Рюген в современной Германии), когда приводится в доказательство то, что прославленную княгиню Ольгу, устроительницу древнерусского государства, западные авторы того времени называют «королевой ругов». В общем гипотез здесь великое множество, я же придерживаюсь мысли о том, что русы вышли из Карпат, опираясь на известную старочешскую легенду о трёх братьях: Чехе (Стехе), Лехе (Ляхе) и Росе (Горосе), как о прародителях трёх славянских народов. Мысль о карпатской родине славян-русов не нова, её высказывали такие выдающиеся русские историки, как Ключевский и Платонов. В самых старых русских былинах наиболее ярким персонажем является могучий богатырь Святогор, богатырь, сошедший с гор и сам подобный горе. Он так исполински силён и велик, что даже земля не может выдержать его и он сам, чтобы не разрушить землю, ложится в земную юдоль на вековой сон, передоверив прежде свой заветный меч-кладенец молодому русскому богатырю Илье Муромцу. В этой былине, может быть, отражена преемственность славянских народов, когда сходящий с исторической сцены древний народ русов, как бы избирает своим наследником молодой этнос «русских», то есть народ, в котором соединились разные славянские (и не только славянские) племена под водительством князей русов («русских» князей), что и произошло реально в IX веке в киевской земле при великом князе Олеге Вещем, который заново учредил Русское государство вокруг отвоёванного им у варягов Аскольда и Дира города Киева, назвав его «матерью городов Русских». 
Об этих событиях я подробно писал в своей статье «Истоки славянской земли. Особый взгляд», опубликованной на страницах журнала «Камертон» в 2019 году.

Так возникло государство Киевская Русь, но ничего ещё не было слышно об Украине, хотя окраинных (украиных) земель на Руси хватало. Процесс колонизации славянами восточно-европейской равнины с её бесконечными лесами и полями шёл с юго-запада на северо-восток, из днепровской области в область рек Волги и Оки. Между Днепровской Русью и приокскими землями лежали дремучие брянские (дебрянские, дебрь – отсюда название Брянска!) леса. Так что территория Приочья и верхнего Поволжья в Киеве, матери городов русских, прозывалась Русью Залесской, окраинной землёй, украиной того времени. Именно с это «украины» из города Мурома с Оки (тогдашней дальней периферии Руси) выезжал «дородный добрый молодец, по прозванию Илья Муромец» и ехал «в стольный Киев-град» на службу к великому князю Владимиру Красно Солнышко. Киев, Переяслав и Чернигов в то время (X век) Украиной не считались, да и не могли считаться, ибо это был центр Киевской Руси, откуда началось распространение православия, да и вообще шёл поток переселенцев на новые «украиные» земли в Русь Залесскую. То, что это было так подтверждает родство географических названий рек и городов в Киевской и Залесской Руси. Так знаменитый город Переяслав-Русский (характерно – Русский!), издревле располагавшийся к югу от Киева, а ныне Переяслав-Хмельницкий на современной Украине, дал своё имя городу Переславлю-Залесскому на Плещеевом озере, а река Трубеж, протекающая там, имеет свой аналог и в Днепровской Руси. Город Москва одно время назывался Кучково по имени киевского боярина Стефана Кучки, которому принадлежали эти земли. Сын Владимира Красно Солнышко князь Ярослав Мудрый основал город Ярославль на Волге, а его внук князь Владимир Мономах – город Владимир-Залесский. Итак, Владимирская, Московская, Ростовская и Суздальская Русь – это Залесье, даже Залешье по отношению к стольному Киеву, это «украина» той древней, былинной золотой Киевской Руси и лишь при князе Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха от английской принцессы Гиты), а потом уже и при его сыне князе Андрее Боголюбском Залесская Русь становится самостоятельным княжеством и быстро набирает силу.
Ярослав Мудрый был последним правителем единой Киевской Руси. После его смерти пошёл процесс неизбежного дробления единого государства, связанный с тем, что сыновья Ярослава никак не могли поделить отцовское наследство. Шли долгие межкняжеские распри и даже феодальные войны, пока на съезде князей, потомков Ярослава, в Любече в 1097 году не было решено окончательно поделить государство на «отчины» («каждый да держит отчину свою») между князьями. И при этом дележе, к примеру, Волынская земля на нынешней Западной Украине, досталась князю Давиду Игоревичу (внуку Ярослава Мудрого от его сына Игоря), а Ростовская земля (Русь Залесская вместе с Суздалью, Владимиром и Ярославлем – внуку Ярослава Мудрого от его сына Всеволода князю Владимиру Мономаху, что и стал родоначальником той ветви рюрикового рода, которая даст и Юрия Долгорукого (основателя Москвы) и Андрея Боголюбского, его брата Всеволода Большое Гнездо, затем сына Всеволода князя Ярослава Всеволодовича (первым получившим в Монгольской Орде ярлык на Великое княжение Владимирское после завоевания Руси Батыем), и его сына Александра Невского, младшего сына Невского князя Даниила Александровича Московского (первого московского князя), его сына Ивана Даниловича Калиту, сына Калиты князя Ивана Ивановича Красного, его сына Дмитрия Ивановича Донского (разбившего Орду на Куликовом поле), его сына Василия Дмитриевича, женатого на дочери великого князя литовского Витовта, его сына Василия Васильевича Тёмного (ослеплённого своими двоюродными братьями в борьбе за московский престол), его сына Ивана Васильевича III, окончательно сбросившего ордынское иго, женатого на византийской принцессе Софии (Зое) Палеолог, его сына от этого брака Великого князя Московского Василия Васильевича, который уже и станет отцом первого русского царя Ивана Васильевича Грозного! – Так рождалась Великороссия, царство Московское, будущая Великая Россия, Российская империя, а потом и Советский Союз, а ныне Российская Федерация.

Одновременно с рождением Великороссии из ядра северо-восточных русских земель (бывшей «украины», что в Киеве звалась Русью Залесской), складывались и иные центры притяжения, если так можно сказать, на восточно-европейской равнине из числа русских княжеств, образовавшихся после распада Руси Ярослава Мудрого. Выделилась Волынь на крайнем юго-западе у границ Польши и Венгрии и долгое время вела междоусобицу с соседней Галицкой землёй, пока уже в XIII веке (накануне монгольского нашествия) эти прикарпатские земли (Галич и Волынь) не объединились под властью великого князя Даниила Романовича Галицкого, князя настолько могущественного, что даже Римский папа прислал ему королевскую корону, склоняя к переходу в католичество. Даниил Галицкий корону принял, но в католичество не перешёл и унию с Папой не заключил (увы, это сделали его дальние преемники). Так и стоит в современном городе Львове на Западной Украине (городе, основанным князем Даниилом и названным им в честь его сына Льва) памятник этому славному русскому (именно русскому!) князю с украинской надписью «Король Данiла». Украинские самостийники до сих пор считают этого князя первым основателем украинского государства, избрав своим «жовто-блакитным» (жёлто-голубым) флагом стяг именно этого князя. Действительно стяги русских галицко-волынских дружин Даниила были цвета золота и тёмной лазури, он перенял эти цвета (с небольшими изменениями), как государственные у Византии, флагом которой было золотое полотнище с чёрным двуглавым орлом. Эту хоругвь взял потом и Великий князь Московский Иван Васильевич III в качестве государственного флага Московского царства (впоследствии чёрно-золото-серебряное полотнище стало официальным флагом Российской империи), так что флаги «самостийной» Украины и императорское российское знамя – они, надо признать, одного корня, как ни печально сие обстоятельство для нынешних киевских самостийников.
А нынешний герб Украины, этот так называемый «трезубец»? Может быть, он доказывает родство природных украинцев с древними сынами Атлантиды, которые, согласно Платону, поклонялись богу морей Посейдону, символом которого был трезубец? Чего не бывает, но, к сожалению, украинский трезубец – это стилизованное изображение падающего (атакующего, стремительно летящего к земле, например, в охоте на зайца) сокола – рорика. Это герб того самого правителя северного Новгорода князя-руса Рорика (Рюрика), что и стал основателем династии русских князей, княжившей на Руси вплоть до последнего московского царя этой династии Фёдора Иоанновича, сына Грозного.
Итак, Киев был утверждён русскими князьями-Рюриковичами как «матерь городов русских» ещё в IX веке. Киевская Русь существовала ещё два века и распалась, как я уже об этом писал, в XI веке. Сложились два центра силы – Владимиро-Суздальская Русь на северо-востоке и Галицко-Волынская Русь на юго-западе бывшего единого государства. Был и другой центр силы на Руси – Господин Великий Новгород, самый богатый купеческий город на севере. Но Новгород был крепко связан торговыми отношениями именно с Владимирской (а потом и Московской) Русью и более тяготел к ней. Киев и Волынь с Галичем были далеки, да и после того, как Новгород отделился от Киева, получив фактическую независимость, он не стремился более к нему, тем более что Киев, после распада единой Руси превратился в столицу небольшого днепровского княжества, лишь номинально сохраняя статус «Отчего золотого стола». По традиции за обладание этим «Отчим столом» шли ещё два века изнурительные феодальные войны между различными представителями семейства Рюриковичей. В XII веке успеха было добился суздальский князь Юрий Долгорукий, завоевал Киев и там вскоре умер. Но уже его сын князь Андрей (прозванный Боголюбским) решительно отказался от обладания Киевом и окончательно перенёс свою столицу во Владимир-на-Клязьме, новый город, который он украсил прекрасными соборами и обнёс каменной стеной с величественными Золотыми воротами, взяв эту традицию у Киева с его Золотыми воротами. К началу XIII века Киевом овладела династия галицко-волынских князей, которая простёрла свою власть на ту территорию, которую мы, собственно, сейчас и называем Украиной. Но была ли это та Украина, какую мы видим сегодня? – Нет, разумеется, это не так. Вообще тогда никто бы и не подумал назвать эти земли «украиными»! Киев ещё по традиции назывался «стольным градом», там была резиденция митрополита – главы православной церкви. Титул Великого князя Киевского – был не пустым звуком, в нём отражалось наследие Ярослава Мудрого. Наконец, Киев был богатым торговым и ремесленным городом на великом днепровском пути. Обладать им было престижно и выгодно. Несмотря на все феодальные споры Русь чувствовала себя единой страной, населённой единым народом, говорящим на одном языке.

Первый, страшный, «разламывающий» удар по Руси нанесло монгольское нашествие. Битва на реке Калке, когда монголы разбили объединённое войско русских князей показала, как велика опасность, однако, она ничему не научила представителей династии Рюриковичей, не заставила их сплотится. А ведь раздавались на Руси серьёзные голоса за такое объединение. Вспомним, хотя бы, великое «Слово о полку Игореве», какой там идёт страстный призыв к единению всех (подчёркиваю – всех) русских земель, куда автор Слова включает без исключения всю Русь: и Суздальскую Русь князя Всеволода Большое Гнездо (нынешняя Великороссия), и Галицкую Русь князя Ярослава Осмомысла (нынешняя Западная Украина), и туровских, и полоцких князей (нынешняя Белоруссия), и смоленских, и черниговских, никого не забывает. Значит, все эти земли были тогда в этнонациональном плане страной одного народа – русских, с единым языком и культурой. Хотя и разделённого из-за частновладельческих амбиций князей-Рюриковичей. Но ни о какой «Украине», или «Белоруссии», или «Великороссии» речи не идёт вовсе. Их тогда просто не было, была Русь «светло-светлая и украсно-украшенная», как говорится в другом памятнике нашей древней литературы – в «Слове о погибели Русской Земли»...
Но вот в том-то и дело, что эта «светлая Русь» погибла безвозвратно в 1237-1240 годах XIII века под натиском азиатской орды. Мало того, что вся Русь была завоёвана (кроме Новгорода, Смоленска и Полоцка – но и те были вынуждены платить дань), но ведь она была расколота территориально на отдельные регионы, за каждым из которых присматривал ордынский баскак. Даже князьям и иерархам церкви, и купцам нужно было оформлять у баскаков специальный пропуск на право проезда по Руси, а это стоило дорого. Ярлык на право княжить в каком-либо княжестве князьям-Рюриковичам нужно было испрашивать у самого хана в Орде, в городе Сарае на Ахтубе, а это стоило многократно дороже. Нарушилась связь различных русских земель как экономическая, так и политическая, и культурная. Постоянные набеги ордынских отрядов разоряли и так обескровленную страну, так что запустели прежде богатые города – Владимир на Клязьме, Чернигов на Десне, и Киев на Днепре. После нашествия Батыя на Киев в 1240 году в городе осталось всего 200 домов, рухнули многие древние соборы, население угнано в полон. Как писал поэт Николай Заболоцкий в своей поэме «Рубрук в Монголии» (основываясь на записках католического монаха Рубрука, совершившего по заданию Римского престола в те годы поездку в Монголию к великому хану с дипломатической миссией): 

В те дни по милости Батыев, 
Ладони выев до костей, 
Ещё дымился древний Киев 
У ног непрошенных гостей.

Не стало больше песен дивных,
Лежал в гробнице Ярослав,
И замолчали девы в гривнах,
Последний танец отплясав.

И только волки да лисицы
На диком празднестве своём
Весь день бродили по столице
И тяжелели с каждым днём...

Да, так погибла столица Древней Руси, и в таковом качестве она уже не возродится никогда. Князья-Рюриковичи, что будут получать ярлык на право великого княжения в Орде не поедут больше в уничтоженный город Киев, впрочем и в уничтоженный Владимир-на-Клязьме тоже, а будут жить по своим городам: в Москве ли, или в Твери, или в Рязани, или во Владимире-Волынском, как Даниил Галицкий и будут стараться об успехах своих княжеств, пока, наконец, московские князья, начиная с Ивана Калиты, не примутся за тяжёлое дело собирания русских земель вокруг Москвы – и с этого начнётся Великороссия.
А что же на Юге Руси? – А на юге дело обстояло гораздо хуже, чем на северо-востоке. Страшное опустошение Батыева погрома легло широкой полосой по всем южнорусским землям – от Чернигова, до Галича. Причём, бывшие центральные русские земли – такие как Чернигов и Киев, и вплоть до Волыни пострадали наиболее сильно. Эта земля была опустошена и обезлюжена – что самое главное, она лишилась населения, которое было либо истреблено, либо угнано в полон. Оставшиеся русские люди стремились уйти на север – в Белую (то есть чистую, оставшуюся неразгромленной и незагаженной) Русь, или на северо-восток, в Московскую Русь, так как Москва, ведя умную политику по отношению к Орде, исправно выплачивая дань, обеспечивала спокойное существование своему народу. Там до поры до времени копились силы. Не так вёл себя Даниил Галицкий и его преемники на своей Прикарпатской Руси. Галич и Волынь, хотя тоже подверглись страшному разгрому, но сумели отстоять несколько городов и крепостей, благодаря их расположению на высоких горах. Земля эта была относительно далеко от центра Золотой Орды, не так часто подвергалась набегам степняков, сохранила в себе достаточно сил и уже сам князь Даниил Галицкий предпринял попытки вооружённой рукой освободиться от власти Орды. Но он терпел неудачи, напрасно теряя силы. Он кинулся на Запад, к католическим государствам: Венгрии, Польше, дошёл до Рима, но везде получал недвусмысленный намёк: помощь окажем, организуем даже крестовый поход на Орду, но... при условии принятия католичества Прикарпатской Русью. Потом была предложена формула «унии» православной церкви и католической, то есть православная русская церковь оставалась со своими обрядами, со своим языком служения, но признавала Римского папу своей главой. А ведь в те времена Рим обладал не только духовной, но вполне и светской властью. Признать Папу главой своей церкви означало признать его своим сюзереном, признать западные законы, попасть в фактическое подданство к Риму. Даниил Галицкий колебался, на Западе с улыбкой смотрели на эти его колебания, как смотрят на рыбку, попавшуюся на крючок. Прислали ему королевскую корону, как погремушку какому-то дикарю. Даниил корону одел, назвал себя королём Галиции и Волыни, но после унию соблюдать отказался, однако наживка была проглочена, Западная Русь всё больше и больше утрачивала свою русскую самость и уже в следующем XIV веке, при преемниках Даниила (а его род извёлся и правили уже иные правители) Западная Русь была разделена между Литвой (ей досталась Волынь) и Польшей, получившей Галицию. Но это ещё не была Украина! Откуда же она взялась?
Страна – это прежде всего – народ, нация, этнос. Понятия это родственные, но этнос – это ещё не нация, это совокупность родственных по языку и культуре племён, вышедших некогда из одного корня, расселившихся довольно широко, имеющих единый центр притяжения – стольный град с политической элитой, формирующей первичное государство. Такова и была Киевская Русь при Владимире Красно Солнышко (Святом) и Ярославе Мудром. При их правлении молодой этнос русских, распространявшийся из Киева и Новгорода переплавил как в плавильном котле многие восточнославянские (а частично и неславянские) племена, объединив их единой культурой, языком и новой религией – православным христианством. Так в скором времени официальная летопись перестаёт вспоминать о племенах полян, северян, древлян, кривичей, вятичей и радимичей. Земли этих племён, по мере их покорения киевскими дружинами, распределялись во владения многочисленным князьям-Рюриковичам и на месте расселения этих племён возникают княжеские города со своей местной администрацией, боярами, набираемыми из «лучших людей» бывшего племени, княжеским войском и новыми законами, объединёнными в свод «Русской Правды» при Ярославе Мудром. Только названия этих городов ещё напоминают о некогда самобытных племенах, обитавших там или их вождях. Город Чернигов у северян напоминает о некоем древнем северском князе Чёрном, а Галич в предгорьях Карпат – о племени галичан, ведущих своё происхождение от ославяниных потомков галлов (кельтов), пришедших с Запада. Муром – от угро-финского племени муромы, Рязань – от мордовской эрзи, Полоцк от славянского племени полочан. Был град Словенск у приильменских словен, да они поставили новый город после вокняжения Рюрика и назвали его Новгородом, но в нём остался Словенский конец (район), как память о древнем Словенске. Был город Руса у племени русов к югу от Ильменя, но русы ушли из этих мест вслед за Вещим Олегом и основали в Киеве своё «русское» государство. Круг замкнулся. Все восточнославянские племена стали народом русичей, но все ли?

А те славяне, что жили к югу от Киева, в Диком поле, или на «украинах» этого поля, на вольных землях, что стало с ними? А у этих племён была своя очень интересная история. На реке Южный Буг обитало древнее племя бужан, что ещё в IV веке сплотились в подобие первичного государственного объединения во главе со своим князем Бусом (или Божем), который воевал с готами, с королём готов Витимиром (Винитарием – прозванным так за победу над венетами, т.е. славянами), чьё царство находилось на Нижнем Дунае и потерпел поражение от готов. Согласно легенде, он был распят на кресте вместе с распятыми также на крестах семьюдесятью старейшинами этого племени! Каждый старейшина был представителем своего рода, значит этот племенной союз бужан объединял не менее семидесяти родов и бужане были, скорее всего, уже православным народом. За это говорит то, что их предали именно такой казни еретики-ариане готы. Зачем казнить на православном кресте язычников? – это нелогично. А вот христианина-еретика (а таковыми в представлении ариан-готов были православные) такая казнь могла ожидать, ведь и Христа некогда иудеи с помощью римлян и казнили на кресте, как еретика, извращавшего, по их мнению, веру в мессию. Князя Буса распяли на кресте, как «царя славян» – царя Славы, видимо так называлось это древнейшее восточнославянское протогосударство (сравните с нынешними названиями славянских стран и земель – Словакией, Словений, Славонией...), так что мы, нося на груди крестное знамение с изображением Христа и надписью «Царь Славы», возможно, носим и изображение первого славянского князя, легендарного Буса, образ которого слился с образом Христа!
Итак, племенной союз славян бужан был разгромлен готами. Вскоре, однако, и самих готов разгромили гунны Аттилы. Славяне южно-русских степей получили временную передышку, вновь обустроились и расселились в большой излучине (углу) Днепра, в районе знаменитых днепровских порогов. Это новое славянское племя стали называть «угличами», или «уличами», а стольным их городом летописью назван град Пересечень, местоположение которого неясно историкам сейчас, но само название этого центра уличей говорит о родстве его с позднейшей Сечью – центром запорожских казаков. Пресечень, возможно, – это место, где Днепр пересекают знаменитые пороги. Район этот сейчас находится на дне днепровских водохранилищ после построения в XX веке в советское время каскада электростанций на Днепре.
И вот мы видим, что южно-русская степь, преддверие обширного «Дикого поля» была вовсе не пустым местом в те далёкие времена. Что и неудивительно, ведь чернозёмные земли эти необыкновенно плодородны и осваивались ещё задолго до нашей эры «скифами-земледельцами» и «скифами-пахарями» (по Геродоту), иначе именуемыми сколотами, которых академик Борис Рыбаков считал предками славян. Можно предположить, что местные сколоты и венеты, пришедшие с Запада, образовали сколото-венетскую общность племён, которых уже в VI веке нашей эры окрестные народы называют «склавинами» (т.е. сколото-венетами), а потом и «славянами» (их также называли и антами, но это скорее греческое слово, означающее противников). Восточные славяне расселились на север вплоть до Ладоги и одно из их племён – русы и возглавило процесс создания «русского» государства, о чём я уже писал.
А славянское население степи? – все эти бужане, уличи, тиверцы (жившие на Днестре – Тивере (искажённо от италийского Тибра – на Днестре находились колонии римлян), куда делись они? – неужели они все были уничтожены волнами степных кочевников – гуннов, угров, чёрных болгар, аваров, хазар, печенегов и половцев (я ещё не всех перечислил), а потом и татар? Нет, конечно. Здравый смысл подсказывает, что богатые и крайне плодородные земли этой «украины» славянского мира не могли оставаться пустыми. Так или иначе, но все степные завоеватели ели хлеб, варили каши, пасли скот, доили молоко, даже производили сливочное масло, о чём писал ещё Геродот (удивляясь этому продукту, ведь греки сливочного масла не знали, употребляя оливковое). Сподручнее всем этим хозяйством было заниматься оседлому населению, отдавая известную дань завоевателям, чем и занимались славяне этой «украины». В результате в южных степях, в большой излучине Днепра (а это ведь и есть центр современной Украины!) сохранилась и развилась своеобразная славянская общность, которая предпочитала не воевать, а уживаться рядом с многочисленными, но быстро сменяющимися, воинственными кочевыми народами. Эти люди степной «украины» были людьми особого характера, особой культуры, хозяйственные, но и достаточно спокойно относящиеся к возможности всё потерять в результате очередного набега. В степи негде укрыться, защититься, потому люди этой славянской общности не строили тяжёлых бревенчатых изб, как русские на севере, а сооружали незатейливые лёгкие мазанки из глины, белили их извёсткой, покрывали эти домики, которые назвали хатами, соломой, отгораживались не могучими частоколами, как в «стране городов» – Гардарике (так называли Северную Русь скандинавы), а простенькими плетнями. Если очередной набег сметал всё это немудрящее хозяйство, то ведь легко было всё и восстановить, особо жалеть ни о чём не приходилось. Так рождался характер новой нации – жителей украиных земель – характер бесшабашный, открытый, но и обидчивый в чём-то, в чём-то очень памятливый на превратности судьбы, на обиду от чужаков. Посмотрите на лица и манеры запорожских казаков на известной картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вот они – украиные славяне: бесшабашные, буйные, лихие, но и с хитрецой, с лукавством, с гонором, себе на уме – очень непростой народ!.. У этих славян изменилось всё – не только жилища и обиход, но и одежда, и причёски – исчезли тяжеловесные кафтаны и зипуны, и тёплые порты. На место их пришли просторные шаровары и короткие свитки. У женщин – широкие юбки и лёгкие белые блузы, расшитые цветами. Причёска тоже изменилась – вместо стрижки «под горшок» жители славянской украины стали выбривать себе голову на манер степняков, оставляя только посредине головы длинный «оселедец» – хохол, как символ удали. От былинной славянской старины остались сорочки, вышитые древним ромбическим орнаментом – магическим оберегом от сглаза и нечистой силы, это известные и сейчас «вышиванки».

Так родилась новая культура «украины» Руси, новое племя славян, которое впоследствии назовут украинцами. После разорения Батыем в 1240 году киевских и черниговских земель области эти запустели. Запустел бывшей центр Руси! Население было перебито, или угнано в полон, в Орду. Оставшиеся русские люди уходили на север, подальше от степной украины. А население этой самой степной украины, этот новый своеобразный славянский этнос, естественно, занимал их место, ведь исторически прославленные и знаменитые земли бывшей центральной Киевской Руси, привлекали остатками своей древней культуры, обжитостью и большей защищённостью, чем открытые всем ветрам степные просторы. Так эта первичная «украина» постепенно овладевала бывшим центром Киевской Руси и тут ей невольно помогло в этом деле литовское завоевание Киева при литовских князьях Гедимине, а затем и Ольгерде. Литовская экспансия на разорённые Ордой русские земли – это был второй разламывающий удар по некогда единой Руси!
Действительно, у своеобразного, но до поры до времени слабого племени литовцев, относящегося к древнему этносу балтов, которые при Ярославе Мудром, как замечает русский летописец, «из болота не выныкивали» в середине XIII века появилась плеяда славных и сильных князей, сплотивших этот народ и организовавших завоевание ослабленных монгольским нашествием русских земель. Впрочем, говорить о «завоевании» литовцами русских земель в полном смысле не приходится, ведь даже знаменитый князь Гедимин (Годомир?), основатель литовской княжеской династии, происходил из славянского города Новогрудка возле Гродно и отца его звали Будимир. То есть он был славянин, западный рус. Жёны его также были славянки. Он не завоёвывал территории современной Белоруссии (Туров, Пинск, Полоцк и Минск), а объединял их вокруг новой своей столицы со славянским именем Вильно, основанной им на границе русских и литовских земель. Основная политическая задача его правления была борьба с немецкими орденами, что пытались захватить и русские и литовские земли. Для этой борьбы ему нужна была сила объединённых русско-литовских земель. Сам Гедимин называл себя «королём литвинов и русинов», официальный язык его державы был русский. В 1324 году он занял потерявший всякую силу Киев и посадил там княжить своего сына Фёдора. Таким образом Киев, бывшая великая столица Древней Руси превратилась в далёкую окраину (украину) Великого княжества Литовского. Так впервые на поля истории выплывает имя Украина – как далёкая украина литовских земель. Согласитесь, что русские никогда бы не назвали свою, пусть и бывшую, но столицу – украиной! Это взгляд иноземца, хоть и славянина по крови, но литвина по своим государственным интересам. На Московской Руси все эти древние русские земли предпочитали называть Малой Русью – Малороссией, имея в виду, что это «умалённая» Русь, попавшая под власть чужого государства. Центр Руси переместился в Москву – оттуда начала развиваться Великая Русь – Великороссия. Это объективно так и в этом нет никакого унижения для Киева и Чернигова, для Галича и Волыни. Малая Русь всегда была дорога русскому сердцу, ведь, как говорится на Руси: «Мал золотник, да дорог».
Украина пошла своим историческим путём, сначала попав под власть Литвы, потом, после объединения Литвы и Польши под единой короной, она стала частью Речи Посполитой – уже больше польского государства. Впереди Украину и украинский народ ждал долгий путь борьбы за освобождение от власти польских магнатов, но это – уже следующая история. А каждая история, как всякая великая река начинается со своего истока. Исток Украины был труден и впереди её ждал трудный путь борьбы и преодолений.

 

Художник А. Шишкин.

5
1
Средняя оценка: 2.78112
Проголосовало: 466