Урок «Зулейхи»
Урок «Зулейхи»
Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что сериал «Зулейха открывает глаза», отснятый по одноимённому роману, являет все признаки успешно проведённой масштабной и затратной провокации. Эти признаки: обострение и доведение до абсурда неоднозначных моментов истории; откровенно тенденциозное отношение к исторической достоверности; намеренное моделирование ситуаций, заведомо способных оскорбить многих людей, притом сделать это сразу, одновременно и, что называется, побольнее. Соцсети лихорадит, страсти вокруг сериала действительно кипят. Большинство нормальных людей, посмотревших даже только начало, увидели, что нашему народу в очередной раз плюнули в лицо, и, естественно, не все сумели в должной мере сдержать эмоции и выразить своё отношение к увиденному в корректной форме. В свою очередь, создатели сериала, ухмыляясь и перемигиваясь, изображают святое и простодушное недоумение: «За что нас оскорбляют и проклинают?! Мы ведь всего лишь хотели донести до народа историческую правду! Чтобы жить стало ещё лучше и светлее!..» На сегодняшний день и о сериале, и об «исходном» романе сказано всё возможное – благо, что по существу с ними всё ясно: бездарное провокационное антигосударственное убожество. Тем, кто может поддаться искушению влезть в полемику по этой теме, можно посоветовать воздержаться, поскольку «полемика» – именно то, что требуется создателям сериала и тем закулисным силам, которые сделали возможным его появление на российском телеэкране; требуется для того, чтобы изобразить «востребованность» своего создания. Было бы гораздо полезнее, если бы на широком общественном уровне произошло осознание того, что означает факт появления этого «проекта» именно сейчас, когда основная масса людей сидит по домам и вольно-невольно в той или иной степени подвержена искушению взглянуть, «что они там ещё наснимали». К сожалению, рассчитывать на это осознание пока нет оснований. Этот процесс должен быть инициирован «сверху», а там, как известно, в этом смысле тоже всё далеко не однозначно.
Наблюдая за ситуацией вокруг «Зулейхи…», невозможно не отметить, среди всего прочего, особое, так сказать, личностное качество людей, непосредственно причастных к этому деянию. Для большинства из них характерна какая-то противоестественная наглость, а также своего рода психологический садизм. Оговоримся: мы исходим из того, что люди, имеющие какое-никакое образование, не могут не понимать того, что сериал «Зулейха открывает глаза», насквозь гротескно лжив, равно как и гротескно лжив роман, по которому сериал отснят. Поэтому, когда мы слышим и читаем о том, что люди, возмущённые и оскорблённые этой киноподелкой, «не хотят знать истории страны», мы понимаем это так, что всё это говорится специально, чтобы оскорбить, унизить, расцарапать побольнее, спровоцировать на неадекватную реакцию, чтобы потом ещё раз поглумиться и поухмыляться. И дело здесь не в том, что кто-то «отрицает» исторические реалии (зачастую неоднозначные и не подлежащие легковесной и спекулятивной оценке), а в том, что эти реалии в очередной раз были цинично использованы для того, чтобы травмировать людей и разобщить их. Мы также понимаем (с сожалением понимаем), что продажность в наше время входит в число полуофициальных «добродетелей» творческих профессий (хотя при этом для каждого представителя этих профессий совершенно не исключена возможность личного выбора). Но для нормального человека (актёра, литератора, журналиста и т.д.) даже и в продажности есть мера – предел, про который он знает, что его переходить нельзя, иначе можно сломаться и перестать быть человеком в высоком, духовном смысле этого слова. Читая комментарии того или иного участника съёмочного процесса «Зулейхи…», мы видим, что взывать этих граждан к совести и стыду бессмысленно: они уже шагнули за грань «абстрактных» морально-нравственных категорий и за деньги и «хайп» готовы абсолютно на всё. Господь им судья. Самым страшным для них было бы их полное игнорирование со стороны народа, но в нынешних условиях рассчитывать на это невозможно: народ давно уже понял, что он обманут и унижен, и каждое новое подтверждение только распаляет людское раздражение, делает его неподконтрольным. Иными словами, народ объективно склонен поддаваться на провокации, потому что «уже нервов не хватает».
Сериал «Зулейха открывает глаза», как было сказано выше, имеет все признаки провокации. Это не просто тупой «перформанс», не заурядная хулиганская выходка ничего не соображающих молодых «оппозиционеров», это – масштабное деяние, направленное на достижение вполне определённых целей. Мы не будем ввязываться в бесплодную полемику по поводу деталей, но постараемся определить, каково главное «достижение» этого сериала. Во многих отзывах отчётливо прозвучала мысль: сериал осуществил очередной раскол в обществе, стравил людей, стал причиной обострения взаимной ненависти по целому ряду признаков (в основном надуманных и высосанных из пальца). Иметь серьёзные претензии к «творческому коллективу» бессмысленно, поскольку, при всех их вышеозначенных качествах, они не более чем оплаченные исполнители чужой воли – воли тех смутных инстанций, которые выделяют средства на премирование антигосударственных произведений, потом – на их экранизацию, потом – на кампанию по раскрутке и т.д. А то, что эти артисты несут на публику – это естественная бравада морально сломленных людей, бравада, слушать которую противно, но ввязываться в перепалку, повторимся, бессмысленно.
В случае с «Зулейхой…», если выделить суть, мы имеем дело с очередным этапом методичной и целенаправленной деморализации народа. Эту деморализацию на протяжении долгого времени осуществляет аморфный, трудноуловимый и ускользающий фантом, наиболее отчётливо выраженный в так называемой «либеральной» оппозиции, но признаки которого часто просматриваются и в государственных инстанциях, и в различных слоях нашего общества. Задача этого фантома – заставить народ постоянно утираться от плевков, проклинать прошлое своей страны, оправдываться и каяться перед всем миром за то, что он, народ, существует на свете. Ну и, разумеется, одним из безусловных требований со стороны этого фантома является добровольное и бессрочное содержание за народный счёт тех, кто «открывает правду», не боится «говорить, когда все молчат», и т.д. Сейчас все причастные к созданию одиозного сериала сетуют на то, что их-де «травят». На самом деле, как в известной пословице «Вор кричит: “Держите вора!”», сам сериал «Зулейха открывает глаза» является актом циничной и подлой травли российского народа в его многонациональной братской целостности, актом беспрецедентным по тупой наглости и уверенности в безнаказанности.
Урок очередного одиозного сериала не нов. Если нашу страну, её историю и культуру, её многонациональный народ оболгали и оскорбили один раз, а мы смолчали, то это значит, что оболгут и оскорбят снова. И так до бесконечности, т.е. до того момента, когда цели врагов России окажутся осуществлёнными. Этого допускать нельзя. В своё время мы фактически утёрлись, когда по телевидению прошла передача-шоу под отвратительным заголовком «Русский фашизм страшнее немецкого», а конкретный чиновник, организовавший эту мерзкую антирусскую и антироссийскую акцию, не только не ответил, но и по сей день занимает значительную «культурную» должность. Когда в школьную программу включали «сочинения» предателя и воспевателя предательства, мы немного пошумели, потом замолчали и утёрлись. Теперь нам опять суют под нос «преступления сталинского режима», т.е. «режима» того, кто принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой, на похоронах которого народ плакал, словно прощаясь с родным отцом, и от которого осталось имущества – шинель и пара стоптанных сапог. И опять нам плюют в лицо и заставляют каяться и т.п. Опять промолчим и утрёмся?
Следует ещё и ещё раз напомнить: зло всегда остаётся злом, в какие бы личины оно ни рядилось. И любой компромисс со злом всегда в пользу зла. Советская эпоха была лучшим периодом в истории России, причём лучшим для всех народов, входивших в состав СССР, при всех обстоятельствах, порой действительно драматичных и противоречивых. Это должно быть аксиомой. Каждый, кто выражает в этом сомнение, вольно или невольно совершает акт предательства, что бы он про себя об этом ни думал.
То, что «Зулейха…» является, при всём вышесказанном, очередным и не последним этапом злонамеренной деморализации народа, будет получать дальнейшее неизбежное подтверждение. Напомним, что в ближайшем будущем нас ждёт «Обитель», и, судя по исходному материалу и предварительным комментариям, не исключено, что «Зулейхе…» придётся отдохнуть.