Черниговское Полесье – край партизанской славы
Черниговское Полесье – край партизанской славы
Уже в первые дни Великой Отечественной войны от жителей Черниговщины непризывного возраста и женщин в военкоматы области поступили сотни заявлений с просьбами направить их на фронт. По мере его приближения к Полесью здесь разворачивалась работа по организации партийного подполья и партизанского движения. Область, как и вся Украина, начала готовиться к встрече с врагом. Боевой силой подпольного обкома компартии стал партизанский отряд, которым до 18 ноября 1941 года командовал Николай Попудренко, а потом – Алексей Федоров, который в марте 1943 года возглавил Черниговско-Волынское соединение.
Уже во второй половине августа 1941 года на территории области начались ожесточенные бои. Захватив 19 августа Гомель, гитлеровцы вторглись на Черниговщину и 25 августа оккупировали райцентры Добрянку и Семеновку. Первыми в схватку с агрессором вступили партизаны Добрянского района, где проходили железная и шоссейная дороги из Гомеля на Чернигов и Бахмач. А двумя месяцами раньше здесь состоялся митинг, участники которого, выражая свой гнев в адрес оккупантов, призывали земляков бить фашистов в хвост и в гриву. Бывалый воин лет 65 поделился опытом своего участия в военных сражениях за Отечество. В этом выступлении он озвучил фразу, которая вызвала одобрение митингующих: «Вставайте, люди русские, на бой с немецким басурманом. Подымайся на битву, русский народ!» И поднялась на защиту Отечества Добрянская Русь, основанная здесь в начале 18-го века гонимыми церковью патриарха Никона старообрядцами из материковой России.
Вскоре после их самовольного поселения на Черниговщине началась русско-шведская война, в ходе которой они оказались в гуще военных событий. Одержимые духовной независимостью и ненавистью к противнику, они не сидели сложа руки. Зная, что Петр Первый со своим войском уже находится в брянских лесах, они решили достойно встретить его. Взяв в плен нескольких шведов, они вывезли их в дар императору, который оценил мотив старообрядцев и поинтересовался, что они хотели бы получить от него в порядке взаимности. В ответ на это гонцы из Добрянки ответили, что они хотят, чтобы государь узаконил их поселение на Черниговщине и разрешил мужчинам носить бороды. Император тут же издал два соответствующих указа. Домой гонцы возвратились с заслуженной победой.
Проверенная веками сплоченность добрянских старообрядцев способствовали тому, что здесь в 1941 г. разгорелось пламя патриотического гнева. Именно здесь начал действовать первый в области партизанский отряд, которым командовал Тихон Евтушенко, имевший опыт работы на партийных и хозяйственных должностях, а в молодости еще и опыт партизанской борьбы. Еще до нашествия оккупантов здесь были проведены меры организационного характера, а в 20 км от райцентра в лесном массиве заложена база с оружием, медикаментами и продуктами. Именно здесь 26 августа в местечке Актилья состоялся первый бой, в котором была уничтожена велосипедная рота гитлеровцев.
За сто дней своего существования отрядом было пущено под откос 9 поездов с личным составом и вооружением противника, взорвано 14 железнодорожных и автомобильных мостов, уничтожено 860 немецких солдат и офицеров, взорвана дрезина генерала Макенротта с его командой, захвачен штабной автобус со служебной документацией и знаменем немецкой дивизии. А 7 ноября 1941 года партизаны освободили Добрянку, взяв в плен полицейский гарнизон. Было захвачено большое количество оружия и продовольствия, а также немецких марок и ценностей, хранившихся в местном банке. Затем они вывесили красный флаг и провели митинг по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции.
Боевые операции отряда следовали одна за другой, а слухи о его успехах выходили далеко за пределы района, а потому не случайно, что в него вливались добровольцы из соседних районов и красноармейцы, попавшие в окружение. Уже к 30 сентября в отряде насчитывалось более 600 человек. Трудные времена для добрянцев наступили после ноябрьского митинга. Озлобленные активностью и дерзостью партизан оккупанты начали проводить массированные операции по разгрому этого боевого формирования. Обстановка диктовала необходимость совершить рейд в сторону брянских лесов, однако, оказалось, что выйти из этого трудного положения без боеприпасов и продуктов невозможно.
Тихон Евтушенко, командир Добрянс отряда. Георгий Артозеев, боец Добрянс отряда.
В этой связи Евтушенко принял решение расформировать отряд и до весны перевести личный состав на нелегальное положение. Мелкими группами партизаны выходили из окружения, после чего многие вливались в другие отряды. Трагической была судьба самого Евтушенко: 20 декабря он со штабной группой выбрался в Гомельскую область, чтобы установить связь с местными партизанами. Около месяца группа скиталась по лесам в поисках местных партизан, тепла и продуктов. В конце концов она попала в поле зрения оккупантов. В одной из хат села Семеновка добрянцы были окружены полицией и в неравном бою все погибли. Свой последний патрон Евтушенко израсходовал на себя.
В декабре 1941 года Черниговский областной отряд, находившийся в Рейментаровских лесах, вел жестокие бои с врагом. Не сломив стойкость партизан, оккупанты начали сжигать окрестные села. В этой связи, чтобы отвести удар от местного населения, отряд перебазировался в Елинские леса Щорского района. Отряд быстро укрупнялся и в начале 1942 года объединял уже свыше 450 человек. За осень и зиму он пустил под откос 5 железнодорожных эшелонов, уничтожил 69 автомашин противника, 24 мотоцикла, 5 складов, истребил тысячу вражеских солдат. В конце марта гитлеровцы предприняли очередную акцию против партизан. На их лагерь в Елинских лесах было брошено до 7 тысяч карателей. Но партизаны, прорвав кольцо окружения и применяя тактику постоянного передвижения, продолжали наносить ощутимые удары по вражеским гарнизонам.
В конце июля 1942 г. было сформировано партизанское соединение в составе 7 отрядов. В октябре соединение, насчитывающее более 1200 человек, перебазировалось в Клетнянские леса Брянской области. В 1942-43 годах развернули свою боевую деятельность Городнянский, Козелецкий, Любечский, Михайло-Коцюбинский, Олишевский, Репкинский и Щорский подпольные райкомы партии. Всего во время войны на Черниговщине действовали 18 райкомов партии, 65 партийных и 55 комсомольских организаций и много подпольных патриотических групп. Подпольные организации Чернигова, Нежина, Прилук, Варвы, Холмов и других населенных пунктов отправляли людей самого разного возраста в партизанские отряды, вели разведку в тылу врага, распространяли листовки.
Деятельность черниговского подполья и партизан значительно усилилась после того, как в мае 1942 г.в район Остра была заброшена оперативная группа советской разведки под руководством майора К. Гнедаша. Ее работа осуществлялась до самого освобождения Черниговщины в октябре 1943 года, прежде всего, на железнодорожных станциях Чернигов, Нежин и Прилуки. В Чернигове военным разведчикам удалось установить связь с лидером подпольной организации «Юный партизан» Еленой Белевич, которая имела доверительные контакты с двумя сотрудниками гестапо Филипчуком и Байгофером. Благодаря их информации ей неоднократно удавалось выводить из-под удара советских патриотов, когда спецслужбы выходили на их след. Их она переправляла в отряд имени Михаила Коцюбинского под руководством Николая Таранущенко, который располагался в лесном массиве, в районе села Малейки.
Перед войной Елена окончила девятый класс школы №10. Благодаря своему характеру и личным качествам она была заводилой во многих общественных делах. С началом оккупации инициировала создание молодежной подпольной организации, в которую впоследствии вошли и взрослые жители города. Около полутора лет действовала организация, пока над ней не нависла угроза провала. С учетом опасности Елена срочно вывела членов организации в партизанский отряд, в котором возглавила группу разведки. В конце апреля 1943 года, выполняя очередное задание, она с двумя молодыми бойцами проникла в Беларусь на правый берег Днепра, куда планировалось передислоцировать отряд под натиском карателей.
Елена Белевич в партизанском отряде. На могиле Елены Белевич и Михаила Симоненко. В центре, с тростью – Герард Кузнецов.
Выполнив первую часть задания, Елена отправила одного бойца для доклада в отряд, а сама с Мишей Симоненко осталась в Белоруссии. Здесь, на станции Иолча, юные разведчики оказались в лапах гестаповцев и были отправлены в село Асаревичи для допроса. После зверских пыток они 2 мая полуживыми были прикопаны во дворе местной школы. Но эти подробности стали известны значительно позже, когда началось изучение партизанского движения на Черниговщине, с участием известного краеведа, а в прошлом партизана и бойца Красной Армии, Почетного гражданина Чернигова Герарда Кузнецова, скончавшегося 25 марта текущего года. Благодаря его усилиям по документации подвигов Елены Белевич, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
В январе 1943 года в Елинские леса с боями возвратилось из Брянской области Черниговское партизанское соединение под командованием Алексея Федорова. Согласно приказу Украинского штаба партизанского движения, его основные силы в составе 1400 человек, ушли в глубокий рейд на Правобережье Днепра. Проходя по тылам врага сотни километров, соединение наносило удары по немецким коммуникациям. В зоне Ковельского железнодорожного узла с июля 1943 по март 1944 года партизаны уничтожили свыше 500 вражеских эшелонов с боеприпасами, горючим, военной техникой и живой силой.
Успешно вели борьбу с оккупантами партизаны в междуречье Днепра и Десны летом и осенью 1943 года. Здесь активно действовали соединения имени Михаила Коцюбинского и Николая Щорса. Соединением под командованием Николая Таранущенко в составе двух тысяч человек, проведено 40 боевых операций, уничтожено 4,6 тысяч оккупантов и их пособников, взорвано 14 эшелонов, 102 автомашины, потоплено 6 барж. Именно в нем и возглавляла разведгруппу Елена Белевич. Отряд имени Николая Щорса в количестве 470 человек уничтожил свыше тысячи фашистов и их приспешников, 8 эшелонов, 45 автомашин, взорвал 19 мостов. В районе Остра партизаны держали под контролем участок Десны, а в районе сел Окуниново и Навозы – и левый берег Днепра.
Реальную помощь наступающим советским войскам оказали партизаны 21 октябре 1943 года при освобождении областного центра. За несколько дней до этой даты отряд «За Родину» взял под свой контроль несколько переправ через Десну и, несмотря на яростные атаки гитлеровцев, удерживал их до подхода частей Красной Армии. К моменту освобождения области в пяти партизанских соединениях и отдельных отрядах насчитывалось около 22 тысяч бойцов. В их движении участвовали многие жители райцентра Корюковка, сел Рейментаровка, Холмы, Елино, Муравьи, Пески, Козары. А в начале сентября по коридору, отбитому у гитлеровцев, двинулись на Правобережье соединения Михаила Салая и Михаила Шукаева, сформированные для заброски в зону предстоящих боевых действий войск наступающей Красной Армии. В соединении Михаила Шукаева и пребывал молодой Герард Кузнецов, получивший под Житомиром боевое крещение, а по достижении 18 лет призванный в Красную Армию.
За два года оккупации партизаны Черниговщины внесли достойный вклад во всенародную борьбу против захватчиков, а сама область по праву завоевала славу партизанского края. За это время, не считая успехов на Волыни, они в общей сложности уничтожили и пустили под откос 389 воинских эшелонов, взорвали 43 железнодорожных моста, потопили 34 парохода и 22 баржи, уничтожили 797 автомашин, повредили около 60 километров железнодорожных путей, истребили много живой силы противника. А уж сколько снятых с фронта воинских частей оккупанты использовали в карательных операциях против партизан! При этом каждая такая часть, отозванная с фронта, означала ослабление своих сил против Красной Армии. А взорванный эшелон – это, как минимум, полк вооруженных оккупантов, которые после крушения попадали в госпиталь или были похоронены, а также лишались оружия и снаряжения.
Советское правительство и республиканская власть высоко оценили успехи народных мстителей Черниговщины. Так, 37 населенных пунктов области признаны партизанскими. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с оккупантами, еще 30 ноября 1942 года Черниговское соединение было награждено Знаменем Президиума Верховного Совета УССР и Совета Народных комиссаров УССР. Еще в мае 1942-го группа партизан была отмечена орденами и медалями СССР, в том числе и командир Добрянского отряда Тихон Евтушенко был посмертно награжден орденом Ленина. Позже его бойцу, бывшему оперуполномоченному райотдела НКВД Георгию Артозееву присвоено звание Героя Советского Союза. Еще в Добрянке он проявил себя как опытный диверсант. По ходу войны тысячи черниговчан были награждены орденами и медалями СССР, а 20 из них удостоены звания Героя Советского Союза. За помощь советским войскам при форсировании водных рубежей в октябре 1943 года командиры партизанских соединений «За Родину» – И.Бовкун и имени Николая Щорса – Ю.Збанацкий, а также командиры полков А.Шевырев, Н.Симоненко и погибший Николай Попудренко были удостоены этого высокого звания.
Алексей Федоров.
Это звание дважды присвоено бывшему командиру областного соединения Алексею Федорову, которое контролировало значительную часть территории области. В марте 1942 года оккупанты бросили на подавление партизанских сил 7 тысяч солдат, для чего снимали с фронта бронетехнику и артиллерию, но партизанам удалось выйти из окружения. После этого соединение Федорова воевало в лесах Брянщины. А сам факт появления на Правобережье Украины отряда черниговских партизан численностью 1400 бойцов уже был подвигом. В самом деле, как такой массе с боями преодолевать водные преграды, чтобы начать на Волыни диверсионную деятельность. Так что и первую, и вторую Звезду Героя Алексей Федоров получил заслуженно.
Честь и слава черниговским партизанам и подпольщикам за их патриотизм и героические свершения, за достижения в мирном созидании тех, кто вышел из смертельной схватки живым.
Художники Адольф Гугель, Раиса Кудревич.